Западные подвижники Древлеправославия: Адальгард Корбийский (751-826) и Filioque


Адальгард Корбийский (751-826) известен в первую очередь как игумен монастыря в Корби, который со времени его настоятельства становится крупным религиозным центром и центром каролингской культуры. Он также явился восстановителем идеалов прп. Венедикта Нурсийского. Будучи сам человеком подвижнической жизни он многих приводил к монашескому подвигу и для многих был духовным наставником. До нас от Адальгарда дошёл написанный им устав корбийского монастыря. Почитается святым как на Западе, так и в новообрядческой РПЦ.

Начало пути. Жизнь в бегах от Карла Великого

Адальгард происходил из знатного рода. Его отец был родным братом императора Пипина, отца Карла Великого. Поэтому с ранних лет Адальгарда готовили к жизни при дворе. Но с детства имеющий желание служить одному Богу, Адальгард очень рано понял, что жизнь напыщенных принцев и лукавых чиновников не подходит ему. В 771 году Карл Великий отправил свою жену Дезидератту в монастырь и женился на понравившейся ему швабской аристократке Хильдегарде. Двадцатилетний Адальгард настолько был поражён очевидным бесстыдством, что решил немедленно покинуть дворец по слову псалмопевца: «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых» (Пс 1:1). Он не выступил с обличительными речами против императора и оправдывающих его блудодеяние придворцев, но тайно удалился из императорского дворца. Искушения и соблазны дворцовой жизни пугали Адальгарда, поэтому он предпочёл скорее молчаливо уйти, чтобы самому не оскверниться, чем через обличение собственное сердце опорочить гневом. Так и в дальнейшем своё несогласие он чаще выражал молчанием и безгневием, поступая по мудрости: «От многословия не избежиши греха: щадя же устне, разумен будеши» (Притчи 10:19).

Карл Великий (2 апреля 742/747 или 748 — 28 января 814) — король франков с 768 года, король лангобардов с 774 года, герцог Баварии с 788 года, император Запада с 800 года.
Основатель империи Каролингов, «отец Европы». Впервые после падения Римской империи объединил большую часть Западной и Центральной Европы. Его правление положило начало Каролингскому возрождению.

С царского двора Адальгард отправился сразу в монастырь, став послушником в Корби. Через год он там принял постриг. Здесь он бы хотел всего себя посвятить аскетическому подвигу, но очень скоро император Карл Великий стал разыскивать своего двоюродного брата. Скрываясь от Карла, Адальгард перебежал в Италию, в монастырь Монте-Кассино. Здесь один старец сообщил ему о видении, бывшем ему, в котором старец видел как Адальгарда хватают императорские посланцы и уводят назад во дворец. Подвижник поспешил скорее покинуть монастырь, но вскоре прибыли люди от Карла Великого, которые, как и было в видении старца, связали его и увезли с собой. Таким образом, в 775 году Адальгард вновь вернулся во дворец.

В том же году скончался игумен Корбийского монастыря, и братия обратилась к Адальгарду принять настоятельство. Адальгард согласился и уже в титуле игумена предстал перед Карлом Великим. Идя на уступки своему брату, Адальгард согласился опосредованно участвовать в делах государства, занимаясь духовным наставничеством царских сыновей и участвуя в церковных вопросах.

Монастырь Корби (рис. 1816 г.)


Ахенский собор, Filioque и Папа Лев III

Одним из таких церковных вопросов был вопрос о правомочности добавления в Никейский Символ Веры слов «и от Сына» (Filioque). Таковое добавление было сделано епископом Павлином Аквилейским на Соборе в Фриули в 797 году. Оно должно было подчеркнуть, что Дух Святой принадлежит не Одному Отцу, но и Сыну, поэтому и исходит якобы не от Отца только, а от Отца и Сына. Карл Великий всячески поддерживал исправленный вариант Символа Веры, потому очень скоро Символ с добавлением Filioque стал петься в дворцовой Ахенской капелле.

Франкские монахи, молящиеся вместе с греками в Иеросалиме в 808 году, решили, по обычаю, виденному в Ахенской капелле, сделать прибавление «и от Сына» в пении Символа веры, чем вызвали негодование со стороны греческих монахов. Вскоре между ними разгорелись споры, которые почти сразу переросли в обвинения друг друга в ереси. Карл Великий, узнав об этом инциденте, в 809 году собрал собор в Ахене, на котором греческая позиция была осуждена и подтверждена правомочность вставки Filioque. За утверждением соборного определения Карл Великий направил миссию к папе Льву III. В делегацию вошли Бернгард Вормский, Иессей Амиенский, Смарагд Сен-Мишельский и Адальгард Корбийский.

До нас дошёл текст диалога между франкской делегацией и папой Львом III. Если кратко пересказывать позицию папы, то он выступил категорически против каких-либо добавлений в Символ веры, в том числе Filioque. Хотя само учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына папа принимает (впрочем нигде не подразумевая причинности, а только подчеркивая единосущие лиц), любые добавления к Симолу в пении, письме или устной речи он отвергает и настаивает, чтобы франки как можно скорее убрали прибавку из Символа.

Как мы знаем, император Карл Великий не послушал папу Льва, и пение Символа веры с прибавкой стало постепенно распространяться в франкской империи. Нас интересует, как к словам папы отнёсся Адальгард Корбийский.

Хотя мы не может достоверно этого установить, однако по косвенным фактам Адальгард поддержал папу Льва III. Дело в том, что между папой Львом и Адальгардом установились крепкие доверительные отношения. Лев III шутливо говорил о нем так: «О, Франк, ты знаешь, что если я найду тебя не тем человеком, в которого я поверил, то более я не подпущу к себе ни одного франка, которому должен довериться» [1].

Для папы Льва III Адальгард был очень близким другом, которого он ставил, как минимум, выше любого из франков. Поэтому понятно, что настойчивость Льва III в сохранении чистоты Символа веры не была для Адальгарда пустым звуком. Просто он, как и ранее, решил не афишировать свою позицию и не выступил открыто против политики Карла Великого. Тем не менее, и возвращаться во Франкию он не спешил.

Италия и гонения императора Людовика

Пасхазий Радберт, агиограф Адальгарда Корбийского, говорит, что слова Льва III, показывающие его близкие отношения с Адальгардом, были сказаны папой тогда, когда Адальгард «прибыл в пределы римлян». Так как о других более ранних поездках Адальгарда в Рим нам неизвестно, высока вероятность, что речь идёт именно о посещении Адальгардом Рима в составе франкской делегации в 810 году. Получается, папа Лев о доверии игумену Корбийскому говорил именно в контексте споров о Символе веры. Возможно, именно своей поддержкой папы в этом вопросе Адальгард снискал любовь у понтифика.

После этого Адальгард какое-то время оставался в Италии и даже планировал оставить настоятельство в Корбийском монастыре и основать монастырь в Италии. Там он ввязался в войну между княжествами Сполетто и Беневенто и переговорами привёл враждующие стороны к примирению. Пасхазий Радберт в связи с этим замечает, что он также разрешал разногласия латинян с греками, причём у последних снискал «великую награду любви и славу добродетели» [2]. То, что франк становится почитаем греками, ещё более удивительно в связи с недавно возникшим у латинян с греками спором о Символе веры. Такое было возможно, только если Адальгард после разговора с папой Львом III избрал для себя православную позицию в этом споре.

Карл Великий знал характер Адальгарда и не препятствовал ему оставаться в Италии. Он назначил последнего главным министром при своём сыне Пипине Итальянском, а после смерти Пипина Адальгард стал наставником его сына, молодого короля Бернарда.

Какое-то время спустя Адальгард решил вернуться в Корбийский монастырь. И на протяжении следующих лет он постоянно переходил Альпы, путешествуя между Корби и Италией.

Монастырь Корби (Франция). Современный вид

В 814 году умер император Карл Великий и трон перешёл к его сыну — Людовику. Неожиданно Людовик лишает семью Адальгарда всех привилегий и каждого из семьи отправляет в ссылку. Как отмечает исследователь жизни Адальгарда А. Кабанисс, причина начавшихся на Адальгарда Корбийского гонений не известна [3]. В современной исторической науке общепринятой является точка зрения, что император Людовик видел в Адальгарде потенциального противника. Людовик имел разногласия с Бернардом Итальянским, духовным чадом Адальгарда.

Гонения для Адальгарда были временем не скорби, но радости. Сопровождавшая его братия удивлялись, как он в тяжёлое для себя время сохраняет абсолютное спокойствие и постоянно улыбается. Он отвечал: «Братья, не придавайте этому такого внимания, как будто то, что с нами происходит, находится в человеческой власти… Прошу вас простить князя, данного нам Богом, ибо он действует не всегда только по своей воле, но иногда и по воле Господа нашего, против которого мы согрешили» [4].

Так как святость Адальгарда уже была широко известна в народе, император Людовик устыдился своего поступка и в 821 году помиловал подвижника. Каково было его удивление, когда святой муж отказался возвращаться из ссылки, но все страдания, выпавшие на его долю, принимал как дар Божий для собственного смирения. Он не хотел, чтобы его с почестями принимали в императорском дворце с извинениями, ведь они не могли сравниться с почестями, дарованными Ему Богом в воздержании, бесславии и бесчестии.

Почил Адальгард Корбийский в 826 году в окружении корбийской братии, причастившись перед кончиной Святых Таин Христовых.

Итог

Как мы видели, есть большие основания полагать, что Адальгард Корбийский был одним из франкских защитников православной веры. С молодых лет у него часто возникали разногласия с франкскими императорами. В королевском дворе ему приходилось постоянно сталкиваться с лицемерием, желанием обогащения, властолюбием и блудодеяниями, поэтому он очень рано покинул императорский дворец. Любовь ко Христу привела его к папе Льву III, где он узнал о еретичности каких-либо вставок в Символ веры. Таким образом, хоть он по неведению какое-то время и исповедовал ложное учение, благодать Божия привела его в нужное место, чтобы он мог очиститься и обрести безупречное исповедание. Адальгард Корбийский был одним из немногих франков, поддержавших папу Льва III, чем снискал у последнего огромное доверие и любовь.

Его почитание со стороны италийских греков показывает, что Адальгард Корбийский воистину — святой неразделенной Церкви, снискавший признание как со стороны Запада, так и со стороны Востока.

К сожалению, сам Адальгард не оставил нам никаких православных вероизложений. Возможно, и в гонениях со стороны императора Людовика не последнюю роль сыграла позиция Адальгарда в церковном вопросе. Он не обличал тех, с кем не был согласен. Но он предпочитал молчать перед нечестивыми и как можно скорее удаляться от них. Для него жизнь была бегством от мира к небу: «И если я с лёгкостью перебегаю с места на место, подобно зайцу, настигнутому путником, то я не воспечалюсь, когда покину место покоя, где я недавно поселился, и никакое чувство не удержит меня там, куда я прибыл. Наша жизнь на небесах. Поэтому мы наслаждаемся тем, что наверху, а не тем, что на земле. Мы умерли со Христом, и наша жизнь сокрыта с Ним на небесах; и когда произойдёт явление Христа, Жизни нашей, тогда и мы явимся с Ним во славе» [5].
____________________________

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Пасхазий Радберт. Житие св. Адальгарда. // Charlemagne’s Cousins. Contemporary lives of Adalard and Wala. First edition. / Translated with Introduction and Notes, by A. Cabaniss. — Syracuse University Press, Syracuse, New York, 1967, P. 36-37.
2. Там же. P. 43.
3. Charlemagne’s Cousins. Contemporary lives of Adalard and Wala. First edition. / Translated with Introduction and Notes, by A. Cabaniss. — Syracuse University Press, Syracuse, New York, 1967, P. 212.
4. Пасхазий Радберт. Указ. соч. P. 50.
5. Там же. P. 53.

Комментарии