"Видение Евлогия": История иконы


"Видение Евлогия" - иконографический сюжет, в основе которого лежит повесть Скитского Патерика (известен в древнерус. письменности с XIV в. как особая редакция Сводного и Азбучного Патериков), «Иже на всенощных бдениях полезно души и благоугодию пред Богом не расслаблятися леностию», рассказывающая о блж. Евлогии, видевшем во время бдения на Пасху ангелов, певших службу вместе с монахами и раздававших им по окончании богослужения различные дары. Из прозрачных корзин ангелы доставали золотые, серебряные и медные монеты, просфоры и куски просфор, кого-то из братии помазывали из золотого сосуда миром, других кадили из золотой кадильницы фимиамом, иные уходили, ничего не получив, а некоторые оставляли дары в храме и выходили с пустыми руками. 

В рассказе Патерика дано объяснение видения, смысл которого в том, что ангелы символически открывают меру духовной пользы разных монашеских подвигов и соответствующих им наград - т. е. духовных даров. Золото получают совершающие бдение в среду, пятницу, воскресенье и Господские праздники с вечера до утра; серебро - те, кто служат от полуночи до утра; медные деньги достаются подвизающимся в пении и псалмах; просфоры - усердным в чтении книг; куски просфор отдаются новоначальным; помазуются миром послушливые; кадятся те, «кто только в церкви в чувство приходит»; оставляют дары увлекающиеся «еллинскими книгами и учениями» и тем самым утрачивающие духовную пользу, получаемую в церкви.

В XIV в. в росписи храмов, особенно монастырских, появляются назидательные истории и рассказы о подвигах монахов, известные из Патериков. В нартексе церкви Свято-Никольского монастыря Йошаница близ Светозарева (Сербия, ок. 1400 г.), в одной из плохо сохранившихся композиций, расположенной в люнете на западной стене нартекса, изображена сцена, содержание которой близко к рассказу о блаженном Евлогии: в центре из открытых ворот здания вереницей выходят монахи, направляясь к трем ангелам, сидящим справа от ворот. В левой части изображен монах, которому три других ангела указывают на происходящее. Расположение этих сюжетов в нартексах или западных частях храмов связывают с отмеченным в Типиконах правилом чтения в этой части храма глав из Патериков на утренях Великого поста.

Фреска 1502 г. в храме Рожества Богородицы Ферапонтова монастыря

Самым ранним известным примером этой иконографии в русском искусстве является фреска Дионисия в соборе Рожества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502 г.), написанная на северной стене перед входом в жертвенник. На условном архитектурном фоне изображена большая группа монахов, среди которых стоят ангелы, одних помазывающие елеем, другим вручающие монетки и просфоры. В центре композиции - престол, на котором лежит крест, окруженный голубым сиянием. Помазуемые и склоняющиеся к кресту монахи изображены с обнаженными головами, остальные - в клобуках; с нимбами - только ангелы. Новым по сравнению с византийской традицией изображения монашеских циклов является расположение назидательного сюжета не в нартексе, а в восточной части наоса, причем размеры и место композиции в Ферапонтове ставят ее в один ряд с циклом Вселенских Соборов. Возможно, в росписи Рожественского собора отразились особенности, сложившиеся в искусстве 1-й четверти XV в. Фрагментарная сохранность памятников не позволяет судить об этом с уверенностью, но дошедшие до нас фрески церкви Успения на Городке (в Звенигороде), где на западных гранях восточных столпов представлены сцены «Явление ангела прп. Пахомию» и «Беседа Варлаама и Иоасафа», свидетельствуют о том, что сюжетные композиции монашеского цикла могут помещаться в предалтарной зоне.

Источник

Комментарии