История репатриации русских, в т.ч. и старообрядцев


Первые эмигранты

Первая волна эмиграции с территории России началась сразу после церковного раскола XVII века. Тогда Большой Московский собор 1665-1666 годов утвердил «градские казни», то есть государственные наказания разной степени для приверженцев древнерусских обрядов, старых церковных книг и прочих церковных и бытовых традиций. После начала репрессий староверы целыми общинами бежали из столицы и других крупных городов московской Руси. Кто-то уходил на окраины страны, прятался в лесах, горах и расселинах, другие оказались за рубежами отечества. Этот процесс продолжался почти столетие, начиная с 60-х годов XVII века и до 60-х годов XVIII века. Особенно большое число староверов оказалось во внутренней и внешней эмиграции во время правления Петра I и Анны Иоанновны, чьи правительства отличились особенно жестокими гонениями на веру.

Впервые вопрос о возвращении сограждан был поднят во время правления Екатерины II, когда Российская империя приросла большими территориями, такими как Крым, Новороссия, и другими. Эти пустующие земли нужно было как-то осваивать. В 1762 году императрица подписала Манифест «О позволении иностранцам, кроме жидов, выходить и селиться в России и о свободном возвращении в свое отечество русских людей, бежавших за границу». Этот указ был обращен как к русским эмигрантам, включая старообрядцев, так и к иностранцам. В частности, на него откликнулись немцы. Благодаря этим указам, состоялась немецкая колонизация Поволжья, когда в Российскую империю приехало 25 000 граждан германских княжеств.

Репатриацией староверов непосредственно занимался ближайший фаворит императрицы князь Григорий Потемкин. Он предложил заменить термин «раскольники» на «старообрядцы», а также предоставить им новые земли в Новороссии и Приднестровье. Заметную роль в этом переселении сыграл Малороссийский генерал-губернатор Петр Румянцев. В бытность его командующим русской армией на Дунае, в 1771-1773 годах, при его содействии из Молдавии под Александровск (ныне город Запорожье) переселились 1240 старообрядческих семей, основавших ряд новых сел. В 1785 г. при обустройстве Таврической области, между Днепром и Перекопом, также определялись места для поселения старообрядцев.

Григорий Александрович Потемкин (1739–1791 гг.) — русский государственный деятель, создатель Черноморского военного флота и его первый главноначальствующий, генерал-фельдмаршал, Светлейший князь

Старообрядцы, проживавшие в глухих местах Российской империи, с надеждой отнеслись к этой инициативе властей. Однако староверы, эмигрировавшие за границу, с осторожностью отнеслись к правительственным предложениям, поскольку они не подтверждались обещанием свободно исповедовать Старую Веру. Конечно, во времена Екатерины старообрядцы получили некоторые послабления, но полноценной свободы вероисповедания в России не объявлялось. В 1764 г. императрица решила осуществить переселение насильственным образом и направила военную экспедицию в центр староверия на реке Ветка (Речь Посполитая (Польша)). В результате было пригнано около 20 тыс. староверов. При этом, как сейчас бы сказали, был нанесен большой ущерб культурному наследию этого староверческого центра.

Белая эмиграция

В официальной российской историографии первой волной эмиграции называется эмиграция, связанная с октябрьской революцией 1917 года и последовавшей за ней гражданской войной. Предполагается, что тогда из страны выехало от полутора до трех миллионов человек. Среди них — военнослужащие, воевавшие против большевиков, промышленники, лишившиеся собственности, дворяне, изгнанные из своих усадеб и поместий. Уехало немалое число представителей творческой интеллигенции. Среди них — композитор Сергей Рахманинов, певец Федор Шаляпин, писатель Иван Бунин, инженер Игорь Сикорский.

Впрочем, сегодня термин «белая эмиграция» оспаривается некоторыми историками. Великий исход русских людей из страны в 1917-1922 годах был связан не только с гражданской войной, но и с новым строем, который не позволял существовать носителям других идеологий и мировоззрений. В эти годы из страны вновь стали уезжать старообрядцы, по причине гонений на религию. Уезжали не только белогвардейцы и монархисты, но и многие социалисты, эсеры, анархисты, тот же Нестор Махно, закончивший свою жизнь во Франции… Уезжали даже большевики, например, Лев Троцкий и его сторонники.

Сначала большевики с радостью отнеслись к этой массовой эмиграции. Операция советских властей по высылке известных деятелей науки и культуры, известная, как «философские пароходы», была проведена по инициативе В. И. Ленина в 1922–1923 годах, в рамках борьбы с инакомыслием.


Однако позже большевики спохватились, видя, что из страны уехали видные деятели культуры и, что особенно было важно для строящегося государства, технические специалисты и ученые. Советский МИД стал работать в эмигрантской среде, предлагая видным деятелями науки и культуры вернуться на Родину. По разным данным, в страну вернулось 200-300 тыс. человек. Среди них — писатели Алексей Толстой, Александр Куприн, эстрадный исполнитель Александр Вертинский, художник Иван Билибин.

Однако не у всех вернувшихся судьба сложилась удачно. Так, был расстрелян муж и репрессирована дочь поэтессы Марины Цветаевой. Это произошло вскоре после их возвращения из Парижа. Сама же Цветаева покончила жизнь самоубийством.

Нельзя сказать, что полностью благополучно состоялось возвращение старообрядцев-некрасовцев из Турции в 1962 году. Земли, предоставленные им в СССР, оказались существенно хуже обещанных, также местные власти разными способами препятствовали строительству храмов и свободному отправлению религиозных обрядов.

Так возвращения казаков-некрасовцев из Турции представлялось художниками, работающими в жанре социалистического реализма.


Глеб Чистяков - историк, член Союза журналистов России

Источник

Комментарии