Патриарх Константинопольский Никола I Мистик и его противоборство с императором Львом VI (906-907 гг.)

Патриарх Константинопольский Никола I Мистик крестит сына имп. Льва VI (впосл. имп. Константин VII Багрянородный). 
Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 26. Fol. 112r)

12 февраля 901 г. скончался патриарх Константинопольский свт. Антоний II Кавлей, занимавший кафедру с 893 г., и его преемником стал Никола Мистик. После того как 1 августа 902 г. арабами была захвачена крепость Тавромений (ныне Таормина), важный опорный пункт Византии на острове Сицилия, несколько вельмож были обвинены в гос. измене и приговорены к смертной казни, однако Никола Мистик успешно ходатайствовал перед императором об их помиловании. 

Согласно ряду источников, патриарха подозревали в том, что он был соучастником покушения на Льва VI в церкви Св. Мокия (11 мая 903 г.). Впрочем, эти сведения могут отражать обвинения, выдвинутые против патриарха Николы впоследствии, в ходе конфликта, причиной которого стал 4-й брак императора. 

На Пасху 901 г. 3-я жена Льва VI, Евдокия Ваяна, скончалась во время родов, вскоре умер и ее новорожденный сын Василий. Около 904 г. император из династических соображений принял решение взять в жены представительницу влиятельной столичной семьи Зою Карвонопсину (Углеликую), которая в мае 905 г. родила будущего императора Константина VII Багрянородного. Однако Лев и Зоя еще не были венчаны, а Константин, хотя и родился в порфировой палате императорского дворца, в которой появлялись на свет наследники престола, формально считался незаконнорожденным. 

6 января 906 г., в праздник Богоявления, патриарх Никола Мистик, исходивший из принципа икономии и не обращавший внимания на противодействие некоторых митрополитов, крестил Константина, заявив также в частном разговоре, что духовенство молилось о рождении наследника. Крестным отцом выступил патриарший синкелл Евфимий. Предполагалось, что связь с Зоей будет разорвана, однако Лев VI поселил ее во дворце, а весной 906 г. императора венчал с Зоей некий презвитер Фома, который после этого был лишен сана патриархом. В результате конфликт между Патриархией и императорской властью обострился. Лев согласился с предложением Николы Мистика созвать Собор с участием легатов Римского папы, а также восточных патриархов, однако категорически отказался удалить Зою из дворца до Собора. Патриарх Никола отлучил императора от причастия и запретил ему присутствовать в алтаре. 

На Рожество, 25 декабря 906 г., Никола Мистик не впустил Льва через царские (западные) врата храма Св. Софии, потребовав войти через южные. Патриарх взял с митрополитов клятву, что никто из них не позволит Льву узаконить брак без его позволения. Эпизод с отказом пустить императора в храм через царские врата повторился и на Богоявление, 6 января 907 г. В феврале Лев поместил патриарха Николу под надзор в основанный последним монастырь в Галакринах (Γαλακρηναί) близ Халкидона (точная локализация неизв.; см.: Janin. Grands centres. P. 40-42; Talbot A.-M., Cutler A. Galakrenai // ODB. Vol. 2. P. 815) и добился его отречения от Патриаршего престола. Тем не менее Никола Мистик сказал, что не снимает с себя священный сан.

В том же месяце в Константинополе состоялся Собор, участники которого приняли решение проявить к императору снисхождение и принять его в церковное общение без расторжения 4-го брака. Низложение Николы Мистика было объявлено оправданным (подробнее см. в ст. Константинопольские Соборы). Главным обвинением против патриарха было участие в заговоре Андроника Дуки в 905/6 г. Его переписка с Андроником, бежавшим на территорию Арабского халифата, которая послужила главной уликой, была фальсифицирована (по крайней мере частично). 

Новый патриарх Константинопольский свт. Евфимий наложил на императора покаяние и добился соборного постановления, согласно которому 4-й брак был наконец признан как исключительный случай в порядке икономии. При этом презвитеру Фоме, низложенному Николой Мистиком, священный сан не вернули, а Зоя так и не стала августой. Некоторые епископы не признали избрание свт. Евфимия, что привело к расколу между «евфимитами» и «николаитами». 

Поскольку императору Льву VI не удалось обеспечить полного признания прав Константина Багрянородного на престол, он передал престол брату и соправителю Александру, который и стал самостоятельным правителем после смерти Льва (11 мая 912 г.). Император Александр немедленно созвал Собор, низложивший свт. Евфимия как незаконно занявшего кафедру, и восстановил Николу Мистика в патриаршем достоинстве. Находившиеся в общении со свт. Евфимием, в т. ч. его ставленники, были лишены сана. Бывший патриарх был избит и сослан в Агафов (τὰ ᾿Αγαθοῦ) монастырь на Босфоре (Janin. Grands centres. P. 23), ранее подаренный ему императором Львом VI. 

После смерти Александра (6 июня 913 г.) Никола Мистик стал главой регентского совета, однако уже в следующем году был смещен с этой должности вдовствующей императрицей Зоей, которую он пытался заставить постричься в монахини. Поскольку свт. Евфимий категорически отказался вновь стать патриархом, Никола Мистик остался на кафедре, но политическое влияние он потерял. После отказа Евфимия вернуться на престол патриарх Никола обменялся с ним письмами и посетил бывшего патриарха, в результате чего между ними состоялось полное примирение.

Комментарии