Решение о "вишневом вине" для литургии в 1598 г.


В 1598 г., при патриархе Иове, состоялся собор по поводу вина для литургии. Из-за сурового климата было проблематично вырастить виноградники для последующего виноделия, второй причиной были усмешки западных торговцев, мол, если они вино не доставят, то и православной литургии не будет. Решение нашло себя в "вишении зовомой", сиречь вишневом вине.

Текст соборного уложения: «И по велению Богом венчаннаго благочестиваго великаго государя царя и великаго князя Феодора Ивановича, всея Русии самодержца и его благоверные и христолюбивые царицы и великие княгини Ирины и по совету царьскаго их синклита, смиренный Иов, Божиею милостию патриарх царствующаго града Москвы и всея Великия России, с Преосвященными митрополиты и архиепископы и со архимариты и игумены и протопопы и со всем Освященным Собором, отто всех летораслей изыскавше, обретохом, яже раждается в царствующем граде Москве и во всех пределех его благоподобно сему божественному делу древо, вишение зовомое, от него же повелехом изгнетати вино достоверными мужи богобоязнивыми в домех на то устроенных, идеже повелит царьская держава. И, освятивше молитвою, приносити во святыя Божия церкви, и сим повелехом служити божественныя службы во святых Божиих церквах божественнаго Дароприношения, еже архиерейскою и прочих священник молитвою. И призыванием Святаго и Животворящаго Духа, прелагаемо бывает в самую истинную боготворящую Кровь Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа. «Вся бо возможна суть Богови» (Мф. 19:26) — от не сущих в существо привести и от небытия в бытие. Иже бо в Кана Галилейсцем браце повелением Своим божественным воду в вино преложи (Ин. 2: 1-11), сице и сие может новосоставное вино сие в Божественную и Животочную Кровь Свою преложити, якоже хощет: идеже бо Бог действует, ту и естества чин превосходит».

Источник

Комментарии