Ветка глазами этнографа И.С. Абрамова. Часть 2

И.С. Абрамов (примерно 1950-е гг.)

Летом 1907 года, по инициативе и указаниям хранителя Этнографического отдела Р.М.И.А.Ш. Н.М. Могилянского, состоялась этнографическая экспедиция в м. Ветку (тогда Могилевской губ.) В это время подавляющее большинство жителей этого местечка было староверами беглопоповцами, чадами нашей Древлеправославной Церкви. Экспедицию возглавил Иван Спиридонович Абрамов. В Гомеле и Ветке он находился примерно около двух месяцев - май, июнь. В результате поездки, в Этнографическом музее Петербурга появилась коллекция, приобретенная Абрамовым в Ветке (кол. 1201), включающая в себя 74 предмета. Также небольшая коллекция фотоотпечатков, выполненных И.С. Абрамовым во время экспедиции (кол. 1309; 28), часть из них была утрачена во время блокады Ленинграда. По результатам поездки в Ветку Абрамов для журнала «Живая старина» подготовил статью «Старообрядцы на Ветке», в которой была представлена панорама быта староверческой общины.

Наш труд - попытка познакомить читателя с самим исследователем, экспедицией, ее материальными результатами. Мы, в свою очередь, читая статью Абрамова, увидим, какими глазами смотрел на нас, староверов, светский чиновник в межреволюционный период. Хочу предупредить, что это просто холодный, светский взгляд, носящий на себе отпечаток субъективного мировоззрения автора статьи. Единственное, что можно отметить, это то, что Иван Спиридонович не имел явного предубеждения к староверам и описывал их быт, как мог его понять. Труд его, все же, полезен и, не смотря на некоторые «выводы» автора, статья «Старообрядцы на Ветке» является для нас бесценной, так как передает тонкости быта наших предков по вере, донося до нас их скромный, молитвенный облик. Первая часть нашего труда расскажет фрагментарно о самом Абрамове. Также рассмотрим фотоматериалы экспедиции и некоторые предметы, добытые в ней. Во второй части рассмотрим статью «Старообрядцы на Ветке».
____________________________________


Бегство старообрядцев за польский рубеж и основание Ветки на реке Сож

Иван Спиридонович в начале статьи дает краткую историю основания Ветки, ссылаясь и цитируя в основном новообрядческого миссионера, о котором и сам говорит, что тот пишет о нас враждебно:

«После 1685 г. русские люди, привязанные к старине, не мирившиеся с новыми началами, мощно вторгнувшимися в русскую жизнь, как известно рассыпаются во все стороны, ища спасения для души и успокоения от административных репрессий, - «пустыня была всем прибежище», как поется в одном старообрядческом стихе, - оставляем храмы причудно созданы, златом и сребром богато убраны»(1)

В это время часть староверов из московских пределов перебралась сначала в Стародубье, а потом в польский рубеж в нынешнюю Могилевскую губернию, облюбовала там удобное место на берегу р. Сожи, вблизи местечка Хальч, и основала посад Ветку.

В этом месте от р. Сожи отделяется рукав (ветка) и образует небольшой островок, версты в две длины и несколько сажень ширины; быть может это обстоятельство послужило поводом для названия посада «Веткой».

По другим вариантам новый посад назван так в ознаменование возникновения новой ветви староверческой церкви. Лично Абрамову пришлось слышать от одной ветковской старушки такое предание: сидели раз летом старики, первые ветковские насельники, и думали-гадали, как назвать свой новый посад; в это время пролетал рой пчел; покружился он и сел на ветку. "Пусть будет наш посад назван Веткой", - решили старцы».

Далее Абрамов цитирует книгу новообрядческого миссионера, протоиерея Андрея Иоаннова-Журавлева, бывшего сперва старовером, потом ставшего новообрядческим священником на Охте в Санкт-Петербурге,  - изданную при Екатерине II.

"Ветку мы видим прелестницею суеверов. Сеть ея заблуждений привлекла из России великое число всякаго звания беглецов".(2)

"Она (Ветка) в течение сего времени так сильно возросла и умножилась, что сделалась главою всея поповщины, хотя и неоднократно упадала. Прелести ея от часу более распространились повсюду, так что самые отдаленные города, уезды и селения России не избежали заразы ея. Вышеописанные беглецы, попы и другие волокиты, монахи и монахини от Ветки разсыпались повсюду, и простой народ везде развращали и по всем местам от Ветковской церкви таинство причащения разносили, так что купля сия главным промыслом у сих бродяг учинилась. И сие злоупотребление так сильно в поповщине вкоренилось, что и по ныне простые монахи и монахини и старухи причащают тем сами себя и других".(3)

В главе «О распространении Ветки» читаем: "Ветка есть небольшой остров, простирающийся в окружность(?) не более, как версты на две. Находится за границею России в польской области в дачах польскаго дворянина или пана Халецкаго, назван же Веткою по проливу, отделяющему оной от реки Сожи, который пролив есть аки бы ветвь оныя реки. Здесь то основалась первая Покровская церковь… при которой находится скит и слобода, населенная под именем Ветки, всякою забеглою сволочью…"

Абрамов продолжает: 

«О дальнейшем росте Ветки протоиерей Иоаннов, враждебно настроенный к староверам, из среды которых и сам вышел, пишет: "Изуверы наши …, собравшись в немалом числе, убежали за границу, и поселились на помянутом острове Ветке, аки на месте свободном и безопасном, сущем под рукою польских панов. Сему последуя примеру, русские невежды изо всех градов и селений, где только ни действовало оное ослепление, кучами побежали за границу и за невмещением Ветки в двадцати и тридцати в окружности верстах населили слободы, из которых (выключая самую Ветку): слобода Косецкая, Дубовый, Папсуевка, Марьина, Миличи, Красная, Костюковичи, Буда, Крупец, Гродня, Нивка, Грабовка, Тарасовка, Спасовка, в которых слободах по ветковским запискам считалось народу до 30 тысяч обоего полу. Все сия забеглыя селении совокупно единым именем называлися Веткою"».

Цитируемый Абрамовым автор хоть и «неравнодушен» к нашей вере, но полезен для нашей памяти. Хоть и постоянно изощряется в выдумывании прозвищ нашим духовным предкам, все же исподволь дает о них информацию для нас важную.

Далее читаем:  

«Священник Журавлев далее дает такую характеристику тогдашним ветковским староверам: "Народ сей от природы наследственно(?) суеверен, груб, горд, предприимчив и обманчив, но поворотлив, к делам способен, трудолюбив и обходителен, словом такой, который удобно просветиться может".

Во время войны Петра Великого с Карлом XII слобожане-староверы из Стародубья и, вероятно, из Ветки принимали участие в партизанских выступлениях против шведов.

"Государь тогда же, - разсказывает А. Иоаннов, - повелел раскольничьи слободы полковнику Иорголькому переписать и имянною грамотою… собственно за собою утвердить с тем, чтоб впредь оными никто не мог владеть. Сия первая перепись тем счастием слобожан наградила, что они промыслами своими, торгами и художествами и ныне в купеческом состоянии беспрепятственно пользуются".(4)

Очевидно, Ветка не вошла в состав переписанных и утвержденных слобод, так как ею владели и сейчас владеют на правах «чинша» разные лица.

Ко времени царствования Анны Иоанновны Ветка достигает цветущего состояния. Русское правительство обратило внимание на Ветку, и в 1733 году был издан указ, которым повелевалось ветковцам вернуться в Россию, но, как рассказывает протоиерей Иоаннов, - "испорченные ветковцы, которые по большей части были господские и военные люди… ниже думать о том хотели… Почему в 1735 году господину полковнику Я.Г. Сытину такое было дано повеление, чтобы, взяв пристойную команду оных беглецов, под стражею вывести в отечество (т.е. насильно выселить их из Речи Посполитой в Российскую Империю) и разослать кто откуда был, по своим местам. Сытин взял с собою пять полков войска, один драгунский, два казацких, и два тысящных - Стародубский и Черниговский, с которыми подошел искусно, окружил ветковцев отовсюду. Где по общему поповщины свидетельству и по ветхим стариков запискам, во всех местах и ущелинах нашел он обоего пола народа до 40 тысяч душ. Обозрев же всей забеглой сволочи сей жилища, слободы, скиты, монастыри и разсыпанные по всем местам келии, приступил он к порученному себе делу. Но как ни торопился окончить оное скорее, однако целый год на Ветке пробыл.(5) При этом полковник Сытин приказал вырыть гробы четырех покойников: Иосафа, Феодосия с братом Александром и Антония, пользовавшихся большим почтением у старообрядцев. Сжегши в заключение своих подвигов монастырския строения, полковник Сытин двинулся обратно в Россию, захватив вырытые четыре гроба с костями. Не доезжая Новгород-Северска по речке Колоске, он получил повеление сжечь их. Лет через пять Ветка снова возродилась и возвратила себе прежнее значение.

В жизни Ветковцев, между прочим, произошел такой эпизод: пан Халецкий, владелец Ветки, поссорился с князем Радзивиллом о границе своих земель. И вот Радзивилл, выставил своих крестьян, а Халецкий ветковцев. Чернцы вступили за своего помещика, сделали страшной бой и окончили оной ужасным пролитием польской крови, чем Халецкому прежнюю дачу и безопасность доставили".(6)

В царствование Екатерины II произошла вторая «выгонка» ветковцев.

"В 1764 году генерал Маслов с двумя полками военными забрал, где можно было всякого звания российских беглецов и подобно Сытину окружил Ветку, нашел кривотолков наших тамо обоего пола до двадцати тысяч душ". Генерал Маслов расправился с ветковцами еще более жестоко, чем его предшественник, он пробыл на Ветке всего два месяца и «минуя подробное о бродягах сих следствие отправлена была она (Ветка) вся на поселение в Сибирь, и Ветка от вторичнаго падения сего совершенно потеряла силу свою».(7) Об этих событиях сохранились лишь самыя смутныя предания в Ветке. Пользовался лишь особой популярностью нижеследующий стих, примененный к разорению Лаврентьевскаго монастыря близ Гомеля:

"О разорении Лаврентьева монастыря близ Гомеля, сочинение"(8)

Боже, приидоша времена до нас,

О них прорекоша еще прежде нас,

О них прорекоша еще прежде нас.

Пустыня была всем прибежище,

Ныне уже там нет убежища.

Разсыпают нас, разлучают нас,

Рады б неразлучны идти за Кавказ.

Не противимся Божьей воли,

Идем во своя мы поневоли.

Весь свет нам отечество, Где-б не умирать,

Кто польстится на честь, гроба не миновать.

Оставляем храмы пречюдна созданы,

Златом и сребром богато убраны.

За царя молити у поли будем,

Про житье свое во век не забудем.

Пущай владеют чюжим насильно,

Скоро Судия воздаст обильно.

Равен у Него царь и воин,

Богату и нищу судия един.

Иргизския воды в море утекли,

Его жителей вон вытеснили,

Поселили их близ Ленкорана,

Им свобода там вполне дана,

Арарат гора и Аркас река

В соседстве у них в последнии века.

Каспийское море обливает их,

Песчаныя степи засыпають их,

И река Ефрат недалече их.

Даждалися мы жесткокой зимы,

Выслали всех без всякой вины.

Мы власти повинуемся,

За обидящих Богу молимся.

Построим мы кущи вместо светлых келий,

Мы будем в молчаньи, вместо громких пений,

Поминать мы будем про житье свое,

Жили при реке быстрой Узе,

Но время быстрей сей нашей реки,

Оно унесло младые веки.

Цвела обитель более ста лет,

Ныне опустела, уже ея нет.

Звон был удивленный, аки гром гремел,

Собор разных птиц

Сладко песни пел.

Теперь все замолкло и нет ничего,

Погибло, истлело, травой заросло.

Перестаньте петь веселыя птицы!

Скоро улетайте за моря от нас,

Скажите за морем, что уже нас тут нет;

К нам не прилетайте в будущем лету,

Пущай распевает здесь одна сова,

Летучия мыши и воробьев стада.

Прохожий не может без слез пройти,

Разсматривает разныя приметы…

Никто не видит, никто не встречает,

Он все обзирая, главою качает.

Где праведный суд? Его не стало,

Как превратное время настало.

Коли ж кто изволив Богови служить,

Не треба ему о себе тужить.(9)


Старообрядческие толки на Ветке

Старообрядцы на Ветке принадлежали и принадлежат к так называемому поповщинскому толку. В частности, громадное большинство представляет собою приемлющих православных священников, переходящих в старообрядчество и подвергающихся при переходе помазанию миром в знак своего отречения от ереси. Незначительная часть, около двадцати дворов, принадлежит к приемлющим австрийское или белокриницкое священство.

Первые имеют недавно выстроенную отличную молельню в честь Покрова Пресвятыя Богородицы.


Прежняя ветковская церковь сгорела в 1846 г. во время большого пожара, причем иконостас был спасен. Сохранена была от пожара также колокольня, простоявшая лет двадцать пять, под которой долго собирались старообрядцы для молений.


У белокриничан молельня помещается в той же избе, где живет дьячок. Белокриницкое духовенство ветковской молельни держится замкнуто и недоверчиво относится к постороннему наблюдателю.

У беглопоповцев в настоящее время священника нет, подыскивают. Это обстоятельство, однако, не мешает им устраивать продолжительные богослужения, петь и читать Священное Писание.(10)

До настоящего времени Ветка пользуется большим почетом у старообрядцев. Из разных мест наезжают они сюда молиться и ставить «неугасимую»; сорокодневная стоит 10 руб., годовая - 300 руб.; при этом кафизмы читаются четырьмя чтецами вперемежку; воскресения и праздники при этом пропускаются, но наверстываются при этом по окончании определеннаго срока.


Современное местечко Ветка

Отправившись из Гомеля на пароходе вверх по р. Соже, через два часа вы приедете в Ветку. Сож течет очень извилисто по зеленым привольным лугам. Кое-где на берегах ея очерчиваются значительной величины курганы. Ветка открывается взору как-то неожиданно, с хорошенькими домиками и частными веселыми садиками, которые тянутся параллельно реке. По официальным сведениям, в Ветке насчитывается 11 тысяч населения, из них старообрядцев теперь только около двух тысяч, большинство же населения евреи. Старообрядцы живут на главной улице, называемой монастырской, а также на Средней, Галеевке, Ивановке, Худляровке и Косецкой; лучшие улицы те, на которых живут старообрядцы. Дома строят они светлые и просторные в 3 и 5 окон, выходящих на улицу. Дворы обнесены высокими заборами, в каждом дворе высокие, фундаментально сделанные ворота с крышей и калиткой, кровли, ворота и заборы принято украшать разнообразной, иногда очень красивой, деревянной резьбой. На ночь окна закрываются наглухо плотными ставнями. За воротами около каждого дома-вкопанная в земле скамейка, над которой большинство устраивает маленький навес, деревянный или железный, чтобы можно было и в дождь сидеть за воротами. Внутри дома стены сплошь уставляются иконами, перед многими из них горит лампадка, в комнате у зажиточных вы можете насчитать до 10 лампад, - сплошной иконостас.


Одежда


Что касается одежды старообрядцев, то в настоящее время она мало чем отличается от обычной одежды жителей русских местечек. Старики и уставщики, когда идут в молельню, одевают широкие и длинные халаты, а женщины покрываются длинными платками и скрепляют их под подбородком булавкой по-монашески так, как на картине Нестерова «Великий постриг». 


В некоторых домах до настоящего времени хранятся богатейшие старинные женские наряды; мне, например, случалось видеть прекрасные парчовые кокошники с сеткой жемчуга, спускавшиеся на глаза, парчовые летники, бархатные или шелковые летники с золотой очень дорогой бахромой, так называемые «азиатки», - особаго рода сарафаны из дорогого шелка; кисейныя рубахи, вышитыя тамбуром, шелковые «обтегайки», «холодайки» (кофты), «душегрейки», бархатные с золотым шитьем повойники, огромныя жемчужныя серьги, так называемыя «корзинки», «малинки», старинныя янтарныя серьги, т. н. «желудки», меховыя «жерелки» (накидки) и т.п.



Промыслы. Народные обычаи

В Ветке немало весьма зажиточных старообрядцев, имеющих собственные пароходы и берлины (судна). 


Многие занимаются сплавом леса, имеют склады соли, идущей в Черниговскую губернию. Некоторые имеют канатныя фабрики. Большинство находит себе заработок на разного рода отходных промыслах, преимущественно на каменных работах. 


Летом ветковские старообрядцы рассыпаются в разныя стороны, зарабатывая хлеб на зиму. Осенью возвращаются домой, и Ветка оживает».

Далее Абрамов описывает немощную сторону жизни, какие-то духовные слабости жителей Ветки, которые, конечно, имели место, но нам не показалось это чем-то занимательным, назидательным и интересным.

Описание «русской болезни» отдельных жителей Ветки Абрамов заканчивает так:

«По верованию старообрядцев, есть мученик Нифантий (Внифантий), который специально помогает от пьянства. Ему молятся так:

- О, святый мученик Нифантий! Освободи от виннаго запоя…


Песни

Светския песни распространены больше среди молодежи. Да и молодежь избегает их петь в посты; в эти дни принято петь духовные стихи, образцы которых приводятся ниже.

Весной девушки и парни устраивают «карагоды» (хороводы) и поют «карагодныя песни, как, например:

Во лужках, во лужках,
Во зеленых во лужках,
Ой ли, ой лю-ли.


Девишники. Свадьба

В Ветке до настоящего времени сохранился обычай перед свадьбой устраивать девишники. Когда порешат отдавать девушку замуж, то первым делом «Богу молятся». Некоторые при этом зовут священника и поют «Всепетую». За несколько дней до венца в доме родителей невесты бывает девишник. Собираются девушки, подруги невесты, и садятся за стол. Приходят парни. Ставится угощение. Поются песни.

После венчания устраивают вечером званый вечер, и молодые дарят гостей медовыми пряниками, являющимися непременной принадлежностью старообрядческой свадьбы. Гости «одаривают» молодых деньгами, зерном или домашней скотиной. Особых обычаев, которыми так богаты свадьбы малоросов и белорусов, на старообрядческих свадьбах не наблюдается.


Уставщики. Келейницы-мастерицы (наставницы)


В деле хранения старинных устоев особое значение имеют уставщики, всегда участвующие в богослужениях, а также келейницы. Уставщики не могут похвалиться книжной мудростью вообще; вся сила их в твердом знании церковнаго устава.

Говоря о ветковских старообрядцах, я имею в виду приемлющих беглых православных священников; но и белокриничане мало чем отличаются от них. На богослужении они обыкновенно присутствуют в длинных халатах или казакинах и, конечно, с лестовкой «уставщицкой»; лестовка является непременной принадлежностью всех молящихся, - мужчин и женщин. Приготовляются оне из кожи или из бисера; молящиеся перебирают пальцами сборки (бубачки) и шепчут молитвы; по объяснению уставщиков 4 сборки означают 4 Евангелиста, 3 - Троицу, 12 - Апостолов, 38 - столько недель Царица Небесная Христа носила, 33 - столько лет Христос на земле жил, и, наконец, 17 бубочек означают 17 ветхозаветных пророчеств. Маленькия сборки перемеживаются с большими.

- Когда бубочка большая придет, говорят старообрядцы, то надо читать 3 Богуродицы…

Особенно благочестивые люди, например, келейницы, каждодневно на лестовках все богослужение «правят».

В келейницы посвящают себя незамужние девушки, большею частию уже пожилые, «Христовы Невесты». Они живут в маленьких келейках, большей частию собственных, многие из них занимаются обучением ребятишек часослову, псалтыри и письму, церковным уставам. Дети зовут своих учительниц «мастерицами», и это название утвердилось за ними, теперь их так называют все. В келейке мастерицы «благолепно», стены почти сплошь уставлены иконами в сияющих ризах и увешаны листками с душеполезными изречениями, сильно накурено ладаном. Что позволено мирскому человеку, то недопустимо келейным.

- Мы келейные, наше дело особенно! - говорила мне келейница Васильевна, упрашивая уничтожить ее фотографический снимок. Дело в том, что сначала было она «впала в ересь» и решилась сняться, а потом одумалась…


Заветныя думы келейниц достаточно ярко выражены в следующем их любимом духовно стихе:

Умоляла мать родная(11)

Свое милое дитя,

Пред кончиною рыдала,

О судьбе его грустя!

- Распростись со мной навек,

Ненаглядный мой цветок.

Скоро будишь сиротою

Цвесть у поли одинок.

Мне минута наступила

Тебе навек спокидать,

Скоро хладная могила

Разлучит с тобою нас.

Ты звезда моя денница,

Не затми своей красы,

Не сгуби себе, девице,

Не плети ты две косы (не выходи замуж…).

Не сменяй волю драгую

На прелестные цветы,

На богатство, честь земную,

На заботы, суеты.

Ты теперь хоть небогата

И в народе не славна,

Но как птичка ты крылата,

Без печали и вольна,

Не забудь того девица:

Твой Жених земли Творец,

Веку будет там граница,

Ты пойдешь с Ним под венец.

Рай прекрасный на востоке,

Вечных радостей страна

Не замечена в пороке,

Будешь, дева, отдана.

Лучше царских там палат

Вертограды и сады,

В теремах чертоги златы,

В садах дивные плоды.

Поля там устланы цветами,

Розы запах издают,

Рощи с чудными древами,

Всегда ангелы поют.

И не будет там печали

И веселию конца,

Все угаснут души страсти,

Но лишь радостный покой(?)

Радости текут там реки(?)

Струя воды чище хрусталя(?)

Ты вселишься там навеки…

Мать последней рассказала,

Оградя себя крестом,

На девицу узглянула

И уснула вечным сном…

Не забыла дева слова

Помнить матерний завет,

Без пристрастия земного,

Жизнь безбрачную ведет.

Ты звезда моя денница,

Не затми своей красы.

Не сгуби себя, девице,

Не плети ты две косы!..

Богомоления келейницы чередуют с обучением ребятишек. В их небольших церковных школах обучение носит исключительно церковный характер, изучают часослов, псалтырь, порядок богослужения… Дети научаются довольно бегло читать по церковно-славянски, но никто никогда не объясняет им смысла читаемого. Сами «мастерицы», разбирая по-печатному, редко умеют подписать свою фамилию и отличаются крайней умственной неразвитостью».


Конечно, Иван Абрамович закончил Неплюевскую школу, получил педагогическое образование, в момент написания статьи являлся сотрудником Санкт-Петербургского этнографического общества, но кое-что упустил; видимо не открылось ему еще, а может и позабылось Евангельское слово: "В тот час возрадовался духом Исус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твоё благоволение" (Евангелие от Луки, 10-21). Мы же ответим Ивану Абрамовичу словами Апостола Павла: "Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом" (1-е послание к коринфянам, 26-29).

Продолжаем далее повествование И.С. Абрамова:

«Энциклопедией знаний служат для них рукописные тетрадки, заключающие разные наивные вопросы и ответы вроде нижеследующаго «разговора 3-х святителей», списанного мною с рукописи, принадлежащей ветковской келейнице. Рукопись написана уставом и озаглавлена так: «Вопросы и ответы. Беседа трех святителей: Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоуста». На заглавной странице имеется пометка «Написана сея книга в лето 1898, мес. Февр. В неделю 2, день десятый». Из огромного числа вопросов и ответов, содержащихся в рукописи, приведем здесь некоторые, наиболее типичные, напоминающие нам «Голубиную книгу»:

Вопрос. Что суть четыре розы на земли?

Ответ. То суть четыре евангелиста.

В. Что суть 4 восточнии высокопарнии орли едино яйцо снесли?

О. То есть 4 евангелиста едино Евангелие списаше и Святой Церкви предаша, верующим во Христа Бога нашего.

В. Что суть амбом проти царских врат?

О. То есть камень Гроба Господня.

В. Что диакон на амбоне ектению читаить?

О. То проповедуить Ангел Господень о Воплощении Слова Божия.

В. Кто восхищен бысть до 3-го небеси?

О. Св. Апостол Павел.

В. Кто вниде в рай прежде Христа?

О. Благоразумный разбойник, иже при Кресте Господни был распят.

В. От коликих частей сотвори Бог перваго человека Адама?

О. Тело от земли, кровь от моря, кости от камене, теплота от огня, очи от солнца, мысли от облака, дыхание от Св. Духа.

В. Много ли состав в человеке?

О. 246.

В. Много ли жил в человеке?

О. 365.

В. Много ли зубов в человеке?

О. 32 зуба.

В. Кто состарихся и в матерь свою вошел?

О. Адам от земли сотворен и в землю вошел. Земля мать Адамова, Адам сын ея.

В. Сколько Адам прожил на земле?

О. 930 лет и тогда умре в Иеросалиме и погребен бысть во Ефросе.

В. На колицех сребренницех предаде Июда Господа нашего Исуса Христа?

О. На тридесят сребренницех.


Говор. Гласные

Говор ветковских старообрядцев принадлежит к числу акающих говоров.

Вместо "о" произносится "а"; там, где "о" не стоит под ударением, например, «харошему везде харашо, а плахой удрух лишаится жизни сваей». «Жизния как вална перименяется». А иногда заменяет собой "ы", например, «распатаю» (распытаю). "О" остается под ударением неизменным: "Плотют, бронится, польты". Но "разум", "равный" и т.п. остается без изменения. "О" заменяется на "у": "Богуродица", "Гусподь", "винувата".

"У" иногда заменяет "и": "мужуки" (мужики). "У" заменяет собой "в": "удова" (вдова), "унук" (внук), "укус" (вкус). "Святой" произносится "свитой". "Г" произносится по-украински, то есть как латинское "h", одинаково в словах "Бога", "Господь". "Ш" заменят собою "ч", например, "подрушник" (подручник).

В говоре ветковских старообрядцев нередко встречаются малорусския и белорусския слова, заимствованныя ими очевидно у окрестнаго населения, таковы, например, - "хвороба" (болезнь), "ачинить" (отворить), "жинка" (жена), "доси" (до сих пор), "луста хлеба" (большой кусок хлеба), "попытайте" (спросите), "слухай" (слушай) и т.д.


Образцы местного говора

Мать разсказывает о ребенке: «Встанетъ утром, и сейчас: - «я не хочу Богу малиться, у миня галовка балить! - «Мались» - отвечаю - читай три Богуродицы: и за матку, и за батьку, и за себя! Так она молится, - не молится на Бога, а на самавар».


Заключение

Среди населения Черниговской губ. сложилось мнение о старообрядцах (может быть, на основании прошлаго), как об опасных, не знающих пощады, соседях. Это видно, например, из следующаго ходячаго выражения, которым подразнивают старообрядцев:

- Зарежь, тятька, хохла, - говорит будто бы сын отцу, - я посмотрю, как он будет трепыхаться!..

В настоящее время ветковские старообрядцы показались нам людьми приветливыми и обходительными, но очень консервативными.

За исключением некоторых случаев, обращение их друг с другом и с посторонними людьми весьма дружелюбно. Кроме обычных пожеланий, свойственных русскому человеку, вы услышите от них приветствия и пожелания довольно своеобразныя. Когда застают человека на молитве, говорят:

- Ангел вам на молитву!

- Спаси Христос! - отвечает другой.

Если обедают:

- Ангел вам за трапезу!

- Спаси Христос. Жалуйте к нам!..

Религиозные обычаи и обряды, ежеминутное опасение не впасть в искушение, - наполняют всю жизнь старообрядца; поэтому особой популярностью пользуются «молитвы Киприановы» против бесовскаго наваждения; их списывают на листки и заучивают наизусть. К новшествам по-прежнему относятся опасливо. Некоторые, правда, немногие (преимущественно женщины), считают, например, предосудительным позволить себя фотографировать.

- Зачем сыматься, - говорили они, - еще греха в душу хватишь!.. Раньше етава ничаво не знали и хлеба больша было!..

В другой раз, увидев, что я фотографирую молодежь, водившую хоровод, старообрядка-старуха разразилась бранью и грозила пойти и сказать «патреотам» … Нужно заметить, что в настоящий момент население Ветки делится на два лагеря, - на «патреотов» и «демократов». Старики и зажиточные старообрядцы состоят в «патреотах» и некоторые из них даже получают «Русское знамя». Впрочем, более толковые из них уже прониклись сознанием, что та относительная свобода религии, которой они пользуются в настоящее время, завоевана не без содействия «демократов». К инородцам и, в частности, к евреям, старообрядцы относятся терпимо. В 1905 г. в старообрядческой слободе Святской, Черниговской губ. велась усиленная черносотенная агитация, закончившаяся еврейским погромом. В настоящее время, как приходилось наблюдать пишущему эти строки, слобожане стыдятся этого позорнаго дела и жалеют, что не остановили шайки громил.

- Канфузно нам теперь это дело, - говорили старообрядцы, нехарашо… Застоять (защитить) нада було! А в синагогу ихнюю пошли, заповеди порезали. Нехарашо…

Переселившись в белорусские леса, старообрядцы в течение 200 лет бережно хранят свои старинные устои, хранят вместе с пшеницей и плевелы. Наряду с ценными свойствами народнаго характера приходится наблюдать досадные пережитки, которые могут быть разсеяны исключительно только светом знания».

В этом месте непонятно, что Абрамов считает досадными пережитками, остается надеяться, что не религиозность и веру.

«К сожалению, любознательный, живой ум старообрядческих детей вместо знаний принужден воспринимать окаменелые суррогаты, вроде упомянутой выше «беседы трех святителей». Невежество, впрочем, такое зло, от котораго страдает не одна какая-либо группа населения, оно враг всей России…»

В конце автор статьи, все-таки, показал свое отношение к вере и верующим людям. Понятно, что он как бы со своей «высоты просвещенного интеллигента» считает веру чем-то отжившим, «окаменелым». Это и видно вначале статьи, когда автор описывает возвращение наемных работников с сезонных заработков. И их «веселые» попойки (эту часть статьи автора мы не стали публиковать, так как в ней нет ничего назидательного). Он эти немощи величает: «Жизнь на Ветке оживает». Чем только показывает сокровища своего сердца: что для него жизнь, а что отжившие окаменелости. По крайней мере, на момент написания им статьи, Абрамов - классический пример светского, образованного человека в межреволюционный период, интеллигента, отошедшего от веры, и думавшего подобно французским просветителям 18-го века, что человека спасут знания. Якобы именно они изменяют человека в лучшую сторону, что дальнейшая история человечества опровергла, так как человек без веры и морали, даже и очень образованный, может быть злодеем.

Но не смотря на эти моменты, можно поблагодарить Ивана Абрамовича. Благодаря его труду до нас дошел портрет наших предков по вере. И за это мы ему, конечно, признательны. Тем более, его жизнь в советский период нельзя назвать легкой. Сидел, был в ссылках. Чудом выжил. Возможно, в этот период он как-то и пересмотрел свое мировоззрение. Но понятно, что время конца его жизни было такое, что широко распространяться об этой стороне своей жизни он точно не мог. А может это только наша фантазия и желание, которое родилось в благодарность за его труд и от сожаления, что он, по-видимому, пребывая в Ветке, именно главного и не узрел.

Далее читаем у И.С. Абрамова:


«Приложение: Духовные стихи(12)

"Из пустыни старец"

Из пустыни старец в царский дом приходит.

Он принес с собою, он принес собою

Прекрасный камень драгий.

Иосаф царевич спросил Варлаама:

- Покажи сей камень. Сей камень я увижу,

Познаю цену его!

- Удобея ты можешь солнце рукою взяти,

А сего не можешь, а сего не можешь оценити

Во вся веки без конца.

Родила сей камень Пречистая Дева,

Положен во ясли, положен во ясли,

И явился прежде пастухом.

- А купец премудрый, скажи мне всю тайну,

Как на свет явился, как на свет явился,

И где пребывает Камень тот?

- Той ныне пребывает выше звезд небесных,

Солнца со звездами,

А земля с морями безпрестанно славят завсегда.

Остался царевич без Варлама,

Стал плакать, навсегда стал плакать:

- Не хочу я пребывать без старца;

Оставлю царство, во пустыню жить пойду,

Взыщу Варлаама, взыщу.

И я буду светозарен от него,

И я ему буду служить вечно, как отцу.


Любезна пустыня! Доведи до старца.

С ним я жить желаю, с ним я жить желаю,

Да Христа обрящу чрез него.


Сказала пустыня отроку младому:

- Горько во мне жити, горько во мне жити,

Всегда быти во молитве и в посте!

Иосаф царевич: «Как тебе угодно,

Так я буду жити…

Всегда ныне присно и вовеки веком». Аминь.


«Стих - заключенному»

Поздно, поздно вечером

Утихнет весь народ,

Усыплется небо звездами,

Необъятный неба свод.

Тут в безмолвии глубоком

И унылой тишине,

В заключении жестоком,

Запертой на едине

Узник тяжко вздыхает,

За полночь сидя без сна,

И песнь прощальну припевает

У тюремнаго окна:

Ветры буйны, полетите

В мой любимый и родной(?),

Весть от меня отнесите,

Что случилось здесь со мной.

Пусть друзья мои узнаютъ,

Мне чреда пришла страдать,

И меня пусть не ожидаютъ

В край любимой никогда.

День тот вечно не настанет,

Что в народе быть мине,

Жизнь моя в грустях завянет

В чюжой племенной стране.

В пир веселой раз собрались

Наши ближние друзья.

И, собравшись, утешались,

В той биседе был и я.

Забыв горя и печали,

Вси сидели ввечеру,

Часы быстро пролетали,

Но я мрачен был в пиру,

Что-то грусть мине смущала,

Горькой дух мной обладал,

Буря в сердце волновалась,

А отчиго, я сам не знал.

Скоро ж таинство открылось:

Этот пир несчастной был,

Не напрасно сердце билось,

Воли он мине лишил,

В клетку с крепкими стенами

Заперт был, посажен за решотками(?)

И замками, грозной стражей окружен.

Кроме неба голубого

Ничего не видать мне было,

Или штык часового

Просверкает мне в окно;

Как еще удар печальной

Надо мною будет раз:

Отошлют мине в край дальной

На изгнание в Кавкас.

Прикуют мою свободу

Ко Болканским горам,

Всех лишат друзей и роду,

Заключат навечно там.

Пусть мине с родными разлучают,

Развели нас навсегда,

Позабыть я их не в силах,

Не могу я никогда.

Не плачьте, родныя, за мною,

Нидолго нам грустить,

Все окончится с могилой,

Мы там будим вечно жить.

Мы там будим жить вечно,

Без счету, без конца,

И будут безпрестанно веселиться наши сердца.

Ни долин мине жаль цветущих

В русской родине моей,

Ни долин, ни ручьев текущих,

Сел красивых и полей, -

Как остался сад прекрасный,

Где, бывало, я гулял,

Все по нем грустно ужасно

Как бы сад тот не увял!..

Знать, воззрения убегавших в пустыню старообрядцев достаточно ярко выражены в нижеследующем стихе, списанном мною с рукописи, писанной уставом, принадлежавшей ветковской келейнице: 

«Бахксизм при нарушении веры, от отступника Никона, бывшаго патриарха. Сия псальма составлена преосвященным Анфимом епископом, который бежал за р. Дунай с донскими казаками, сиречь некрасовцами».

По грехом нашим на нашу страну

Осени облако зело мрачный.

Солнце угаси лучи светлые,

И свет свой не яви на лице земли.

Поздно с вечера в часы дневные

Наступила тьма несветимая.

По пророчеству Даниилову

Станетъ мерзость запустения

На святом месте,

Во церквах святых.

В тысящи шесть сот

Шестьдесять шестой

Антихрист возмути всю вселенную.

Отнял благолепие церковное,

Издал же свою печать мерзкую.

Вместо Христова Креста - крыж латынский,

За святыя иконы - картины.

Обладали святыми местами вместо учителей - злые мучители,

Издали свое - лжи-учение - вместо святых поучений;

За крещение - обливание; сместо ладону табак мерзкую.

В знамение креста двоеперстнаго,

Щепоть гнусную троеперстную;

За благолепие - брадобритие;

Возлюбили тьму, ненавидим свет.

Никон лютый и с пособники

Потребил книги старописьмены,

Издал же свои - новомыслены, на погибель душам христианским,

Да увязнут в сеть в неизбежную,

Да наполнен будет ад вселютый,

Тьма кромешная, огнь геенский.

Никон лютый и способники

Воздвиже гонение великое

На содержателей благочестия и пресветлаго правоверия.

Погубил наших верных пастырей:

Павла, епископа Коломенскаго,

Царскаго отца духовнаго архимандрита Никанора;

Разорил обитель киновию соловецких чюдотворцев;

Погнал веру христианскую в темны леса и пустыню;

Истребил наших верных пастырей;

Запустели церкви без учителей,

Разогнал овец по лицу земли,

Наполнен овцами восток и запад,

Юг и север и вся концы,

Пожал пшеницу не созрелую,

Уморил верных пожератели.

Лютые бегуны и предатели,

Кровопийцы и ругатели;

Вземлют с нищих за крещение,

Грабят с больных сирот за причастие.

Оле(?), увы, горе, православнии,

Горько и люто бысть сиротами.

Нет уже прежних наших верных пастырей,

Кои душ своих не щадили,

За Христову веру положили,

Преставившись, наши патриархи,

Скрылись с глаз наших цари и князи!

О горе, братие, в сие время,

Аще помяну благочестие

И пресветлое правоверие,

Когда процветал крин церковный,

Зело блистал чин священный,

То не можно быть без рыдания,

И без горькаго воздыхания!

Помолимся мы к Высшему Творцу,

Да подаст нам верных пастырей,

Отогнати от нас злые волки,

Лжи учители и мучители,

Патриарха Никона ученики,

Лицемеры хищные ехидники.

И чего еще хощем ожидать,

Посреде мира долго пребывать.

Уже жизнь наша скончается,

А день судный приближается.


«Сей стих сочинен о разорении соловецких чюдотворцев и киновии»(13)

Как в нас в Москве было на базаре,

Перебор был боярам,

Пересмотр воеводам.

Выбирали большову воеводу Салтыкова

Монастырь разоряти Зосимы, Савватия.

Соловецких чюдотворцев.

Как промолвил воевода:

- Не мое, государь, дело

Монастырь разоряти,

Благочестие попрати,

Християн убивати,

Господа Бога прогневати!

Разгневался, распалился

Государь царь на воеводу.

Приказал приступити к делу

Воеводе иному,

Мещеринову лютому.

И собрали козаков четыре десять тысящь,

И приказал царь козакам

Садиться в легкия судны

И плысти по синему морю.

И садились козаки на легкия судны. И поплыли козаки

Ко острову большому

И к монастырю святому.

Как увидели старцы,

Стали врата затворяти,

И решетками задвигати,

Желтым песком засыпати;

И сказал воевода:

- Вы не бойтеся, старцы,

По обещанию мы к вам приплыли,

Молебны служити,

За царя Бога молити!

Собиралися старцы в соборную церковь

Молебны служити,

Милости у Бога просити,

И друг с другом прощались.

Един злоумысленный старец

Вышел из соборной церкви

И отверз Мещеринову ворота,

И предал неповинных на смерть

Соловецких чюдотворцев.

И понудил воевода соловецких чюдотворцев

К новым книгам приступити,

По них службы совершати.

Святии же им сказали:

- Лучше смерть нам получити,

Как нам веры отступити.

И в том часе порубили

Соловецких чюдотворцев!

А в нас в Москве есть несчастье, -

Государя царя не стало.
____________________________________



ПРИМЕЧАНИЯ И.С. АБРАМОВА

1. Стих «По грехам нашим на нашу страну».

2. См. «Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках, так называемых старообрядцах, о их учении, делах и разгласиях. 1795 г.

3. Стр.16.

4. Стр.20.

5. Стр. 43.

6. Стр. 49.

7. Стр. 60. По словам Д.А. Клеменца, сосланные ветковцы до настоящего времени живут в Верхнеудинском округе Забайкальской области в с. Бичуре на р. Хилке, а также на Чикое.

8. Списано мною с рукописнаго листка, висевшаго на стене в келье «мастерицы». Стих этот старообрядки поют в посты; он отличается грустным напевом.

9. По мнению Абрамова, последние две строки разнятся по языку и представляют, вероятно, позднейшую приписку (свящ. С. З.).

10. Накануне праздников всеношная длится от 4 час. Пополудни до 10 вечера.

11. Стих списан мною в Ветке с старообрядческой рукописи, написанной уставом в недавнее время.

12. Списаны мною с рукописей, полученных от ветковских келейниц. И.А.

13. На уставной рукописи этого стиха есть пометка, что в 1875 г. месяца декабря его писала (списывала?) некая Ольга Широчинкова. Значительно отличающий вариант находим у г. Маркова «Беломорский Былины» 1901 г., стр. 470.



Составлено священником Сергием Зиновьевым (РДЦ), с его же пояснительными комментариями в тексте.
____________________________________________________

Комментарии