История Гомельского Покровско-Димитриевского храма, принадлежавшего Древлеправославной Церкви (Беларусь)


Информация о древлеправославной Покровско-Димитриевской церкви и ее принадлежностях содержится в книге Ф.А. Жудро.

Описывая староверческие храмы города Гомеля, он пишет и про Покровско-Димитриевскую деревянную церковь на улице князя Паскевича, что она принадлежит старообрядцам-беглопоповцам, постоянного причта не имеет, лишь по временам сюда приезжает причт из м. Ветки(1). Церковь находилась на попечении купеческой семьи Дрыбинцевых. Это был старый беглопоповский род, занимавшийся торговлей лесом и хлебом(2). С виду она была подобна мещанской избе городского обывателя. Небольшая деревянная колоколенка была пристроена аккурат вплотную к церковному зданию.


Стоит отметить, что улица не всегда принадлежала Паскевичам. За эту землю Паскевич вел борьбу со староверческим купцом Рубановым.

В материалах А.Ф. Рогалева это описывается так:

«Внимание князя привлекла улица, которая шла на юг от княжеского парка. Это была одна из самых живописных, тихих и уютных улиц старого города. Но у нее был хозяин -- зажиточный старовер Рубанов. Земли его располагались там, где теперь находится городская больница скорой медицинской помощи (улица Комиссарова, 13). Эти земли и решил приобрести Ф.И. Паскевич. Трудно сказать, какие аргументы использовал князь, но Рубанов в конце концов обратился в суд. Сначала уездный, а потом губернский суд признали правоту старовера. Паскевича такой поворот дела не обескуражил, и он вскоре обратился к самому императору. В результате решение судов было отменено, а Рубанову ничего не оставалось, как уступить»(3).

На этой земле, с началом первой мировой войны, княгиня Ирина Ивановна Паскевич организовала строительство военного госпиталя(4), помещение которого существует до сих пор и является одним из корпусов больницы скорой медицинской помощи. Корпус был построен так, что Покровско-Димитриевская молельня оказалась рядом с ним, на территории госпиталя. Строительство полностью закончилось в 1917 году(5).

В 1917-1918 годах Гомель пережил две революции и кайзеровскую оккупацию. В 1919 году, с установлением в городе советской власти, земская больница была реорганизована в городскую и названа Первой Советской.

Тем не менее, службы в храме продолжались. Об этом свидетельствует список церковных строений г. Гомеля за 1926 год, который находится в гомельском архиве(6). В нем под номером 9 упоминается Димитриевский молельный дом по улице Комиссарова, и в графе «отметки о времени страховки» указан срок ее окончания – 5.12.1926 г.


Как одна из действующих староверческих церквей (молельных) Гомеля она упоминается в «Докладной записке» секретно-политического отдела Гомельского оперативного сектора ГПУ БССР о праздновании религиозного праздника Пасхи в Гомеле и Новобелице от 16 апреля 1931 года, где отмечается, что во время пасхальной службы в церкви присутствовало около 100 человек, в то время как в Ильинской церкви было не более 25-30 человек(7). В 1934 году в Гомельский горсовет поступило ходатайство от персонала и пациентов больницы с просьбой о передаче пустующего здания на нужды больницы. В 1935 году решением Президиума Гомельского горсовета здание Покровско-Димитриевской церкви было передано Первой Советской больнице.


Колокольню за ненадобностью снесли, здание церкви облицевали кирпичом, а уличный фасад вместо центрального парадного входа был разделен на два проема: оконный и дверной. Над входом появился характерный для довоенных времен трапециевидный фронтон[8].



Кроме того, на страницах книги «Стихарь праздничный», которая хранится в Белорусском собрании древнехранилища ИРЛИ начала 20-века, имеется дневниковая запись, датированная 1935 годом: «29 января закрыли церковь во имя св. великомученика Димитрия по ул. Комиссаровой, 14 (беглопоповскую)». Выходит, церковь закрыли за несколько месяцев до того, как появилось требование передать ее здание медицинскому учреждению(7).

Церковь уцелела во время Великой Отечественной войны. Позднее она была соединена с соседним зданием. До недавнего времени в здании бывшей церкви находился пост милиции.


4 ноября 2020 года в Гомеле начались демонтажные работы в отношении бывшей Покровско-Димитриевской молельни. На месте храма, который был отобран у древлеправославных христиан еще в 1935-м году, построен новый корпус Гомельской городской больницы скорой медицинской помощи.


Защитить церковь от сноса пытались общественные активисты, и на тот момент директор Ветковского музея Петр Михайлович Цалка. 9.03.2020 г. от его имени в Главное управление идеологической работы, культуры и по делам молодежи Гомельского облисполкома было отправлено письмо, в котором были и такие строки:

«В одном из проемов сохранились старые дверные полотна, одно из которых покрыто листовым железом с диагональными металлическими полосами. Подобный прием был замечен в оформлении дверей ветковской Покровской молельни на фотоснимке из этнографической экспедиции 1907 года Ивана Абрамова, который хранится в Российском этнографическом музее (г. Санкт-Петербург)»(7).

Свое письмо сотрудники Ветковского музея заканчивали так:

«Спасова Слобода вместе с дворцово-парковым комплексом представляют уникальный ландшафтно-архитектурный периметр. На сегодняшний день архитектурные доминанты Ильинской и Преображенской церквей, бывшей городской больницы, бывшего Военного госпиталя формируют облик этой отличительной части города, открывая панораму живописного Сожского берега. Вызывает обеспокоенность, что при строительстве нового больничного корпуса будет продолжен процесс разрушения цельности этого исторического района и всей пейзажной панорамы. Также будет утеряно историческое здание, которое когда-то являлось одним из знаковых культовых объектов Спасовой Слободы».
 
Работники музея предлагали внести здание церкви в перечень историко-культурных ценностей. Однако это письмо осталось без ответа.


Итак, Покровско-Димитриевской церкви больше нет, но осталась память о ней в книгах и двух сохранившихся фотографиях 1918-го и середины 1920-х годов, где церковь видна на фоне земской больницы. Также ее еще можно увидеть на старых Яндекс картах.




ПРИМЕЧАНИЯ И ЛИТЕРАТУРА:

1. Город Гомель (Могилевской губ.): с. 68 автотипиями / сост. Ф. А. Жудро, И. А. Сербов, и Д. И. Довгялло. — Вильна: Сев.-Зап. отд. Имп. Русского географического о-ва, 1911.

2. Дрибинцев, Василий Саввич [Электронный ресурс] // «Википедия». Режим доступа: https://ru.wikipedia.su/wiki/Дрибинцев,_Василий_Саввич - Дата доступа: 4.09.2023.

3. Материалы А. Ф. Рогалева.

4. А. Ф. Рогалев. От Гомиюка до Гомеля.

5. От уездной земской до городской клинической [Электронный ресурс] // «Сайт Гомельской БСМП». Режим доступа: https://uggbsmp.by/ot-uezdnoj-zemskoj-do-gorodskoj-klinicheskoj/ - Дата доступа: 30.07.2023.

6. Из гомельского архива, список церковных строений г. Гомеля.

7. ГАООГО Ф.265.Оп. 4а. Д.219. Л.55,60. Заверенная копия. Цит.: Старообрядцы на Гомельщине (1918-1991): док. И материалы / сост.: З.А. Александрович (и др.); под ред. В.П. Пичукова; редкол.: А.Д. Лебедев (и др.). - Минск: А.Н. Янушкевич, 2017. 412 с.: ил. С. 85.

8. В Белоруссии снесли старообрядческую моленную [Электронный ресурс] // «Русскаѧ вѣра» https://ruvera.ru/news/staromolennaya_gomel_2020 - Дата доступа: 01.11.2024.

Фотографии взяты из интернета.

Священник Сергий Зиновьев (РДЦ) и Лука Рогинский.

Комментарии