Второстепенные деятели «реформы». В тени престола: Ф.М. Ртищев
Второстепенные деятели «реформы». В тени престола.
Ф.М. Ртищев
Жесткая политическая табуизация никоно-алексеевской «реформы» диктовала податливым историкам свои условия. Исключалась какая-либо критика не только «реформы», но и лиц, к ней причастных (кроме Никона, перешагнувшего границу дозволенного в своих личных властолюбивых амбициях). В связи с этим исторические личности, причастные к «реформе» XVII в., даны нашими историками в превратном освещении, т.е. в традициях партийной истории. В описаниях этих личностей преобладает хвалебный тон, историки не скупятся на положительные эпитеты, не останавливаясь и перед прямым искажением исторических фактов. Общими усилиями партийных историков был создан сусальный, стереотипный портрет царя Алексея Михайловича, главного творца «реформы», не имеющий почти ничего общего с истинным его обликом. И если к этому наших историков подталкивали живые тогда идеи самодержавия и монархизма, превращающиеся у наиболее ретивых партийцев прямо-таки в религиозный догмат (возрождение этого явления наблюдаем в наши дни), то не порфироносные творцы и делатели «реформы» удостаивались лестных оценок по всем параметрам всего лишь за свое причастие к ней. Причем как раз это причастие к «реформе» восхваляемых деятелей историки-партийцы и пытаются замолчать, замазать, как-нибудь обойти стороной…
Именно с таких партийных позиций и рисуется хвалебный портрет Ф.М. Ртищева историками прошлого: «Идеал высшей нравственности русского мирянина» (Н.Н. Кашкин), маяк, светящий нам «из своей исторической дали», «освещая нам путь» (В.О. Ключевский). У неумеренных панегириков всегда есть один лейтмотив: «Свой человек, как не порадеть ему?»
«Свой» человек был Ртищев и известному иезуиту Ю. Крижаничу, добивавшемуся соединения Православной церкви с Римо-католической, за что и был сослан в Сибирь. Этот иезуит-миссионер, угодивший в Тобольск за пропаганду унии, в своих писаниях особенно тепло и лестно отзывался о Ртищеве, кстати, и о ненавистном народу временщике Морозове. Фанатично преданный католицизму, Крижанич подстрекал русских к войне с турками, пропагандируя «греческий проект» и безусловно поддерживая никоно-алексеевскую «реформу». Любопытно, что ссылкой Крижанича в Сибирь должен был распорядиться по долгу службы именно Ртищев.
Иезуит Юрий Крижанич. 1618-1683 гг.
Лазарь Баранович. 1620-1693 гг.
Андреевский монастырь на Воробьевых горах
Решение проводить реформу руками киевлян, по-видимому, было принято в царском кружке, и Ртищев провел большую подготовительную работу в этом направлении, внедряя в иерархические структуры государства и церкви украинцев. Царь не только одобрял эту деятельность, но и сам действовал в том же плане – по его вызову были присланы из Киева в 1649-1650 гг. справщики Арсений Сатановский, Епифаний Славинецкий и Дамаскин Птицкий…
В 1652 г. Ртищевым с разрешения царя были вызваны из Киева одиннадцать певчих для внедрения в Москве партесного пения в украинско-польской манере. Киевляне способствовали распространению в Москве реформационных идей. Федор Ртищев, устроивший киевскую школу в Москве, имел особую любовь к Киево-Печерской лавре, давал ей «милостыню не малу»…
Ф. Ртищев с монахами
Ф. Ртищев с придворным у иконостаса
Наглядная порча текстов.
Книги из библиотеки справщика Евфимия Чудовского (1620—1705), ученика Епифания Славинецкого, с его же исправлениями.
Российская государственная библиотека, главное здание, Музей книги.
Фрагменты из книги Бориса Кутузова "Церковная реформа XVII века"
Комментарии
Отправить комментарий