Что такое дора (просфира)?
Просфира (дора) — это литургический хлеб, приносимый для совершения Таинства Евхаристии (Причащения). Просфира прообразует Агнца Божия, Самого Господа нашего Исуса Христа, пострадавшего на кресте. Просфиры готовятся обязательно на закваске. В древности христиане приносили для совершения таинства причащения хлеб пшеничный, чистый, квасный, и этот хлеб получил название просфиры, от греческого слова «просферо», что значит «приношу». С течением времени, когда ревность христиан начала ослабевать, хлеб для совершения Таинства Причащения начали изготовлять сами клирики, но название «просфира» осталось доселе. Просфира круглая, состоит из двух частей: на верхней части изображен восьмиконечный крест с надписью:
Се Агнец Божии вземляй грехи всего мира.
Верхняя часть с изображением св. креста символизирует Божеское естество Исуса Христа, а нижняя — человеческое. Круг символизирует вечность. Вынимая частицы из просфир у подножия св. креста (где изображен череп Адама) о здравии и за упокой, священник пронзает копием хлеб, исповедуя что Господь наш Исус Христос по Своему человеческому естеству пострадал ради нашего спасения.
На божественной литургии употребляются семь просфир и, сверх того, еще дополнительные просфиры, из которых вынимаются частицы о здравии и за упокой. При окончании обедни просфиры раздробляются и раздаются священником молящимся.
Необходимо поэтому, чтобы законоучитель разъяснил детям значение этой святыни и научил их, как они должны принимать и вкушать её.
Что такое дора и каково её значение
Раздробленные частицы просфиры называются дора, что значит — дар. Сам Господь наш Исус Христос сравнивал Себя с зерном пшеничным:
Аще зерно пшенично, пад на земли, не умрет, то едино пребывает, аще ли умрет, мног плод сотворит (Иоан. XII, 24; зач. 42)
Просфира состоит из трех веществ:
- мука с закваскою, как образ живой души человеческой;
- вода означает святое Таинство Крещения;
- соль знаменует ум и учение Христа, изрекшего ученикам:
Вы есте соль земли (Мф. V, 13; зач. 10)
Частицы, приносимые за живых и умерших, имеют великое значение для тех, за кого они приносятся. Блаженный Августин говорит, что за весьма добрых они (частицы) служат благодарением; для не совсем плохих они служат очищением от грехов, и хотя не приносят пользы совершенно злым, единственно по причине их упорства во зле, но зато служат утешением для живых. Напоясь Кровью Христовою, они делают тех, за кого они принесены, участниками в благодатных дарованиях.
Для чего же раздробляются оставшиеся просфиры и преподаются верующим? Это творится в воспоминание многих весьма важных событии из земной жизни Господа нашего Иcyca Христа, тех событий, которые воспоминаются на божественной литургии и особенно из последних дней пребывания Воскресшего Господа на земле; чтобы вожделенный образ Воскресшего живее и глубже запечатлелся в наших душах и во исполнение заповеди св. ап. Павла своему ученику Тимофею:
Поминай Господа Иcyca Христа воставшего от мертвых» (2 Тим. II, 8, зач. 292)
Почему принятие доры освящает тех, кто не достоин причащения Святых Таин
Отходя на крестные Свои страдания, Христос в последний раз беседовал с учениками Своими на Тайной вечере, где «приим хлеб, благослови и преломив» дал им, установив Таинство Причащения и сказал:
Сиe творите в Мое воспоминание.
В первый день Своего славного Воскресения, сопутствуя Луке и Клеопе, «познася има в преломлении хлеба»; при море Тивериадском Сам приготовил для учеников Своих трапезу и сказал им:
Пpиидeтe обедуйте… и прият хлеб, и даст им.
Когда, затем, Христос вознесся на небо, как драгоценно было для свв. апостолов воспоминание об этих явлениях и действиях возлюбленного Учителя и Господа; какой неизреченною радостью наполнялись их сердца! Вот почему свв. апостолы во всю свою земную жизнь старались сохранить эти сладчайшие для их душ воспоминания о видимом пребывании среди них Воскресшего Господа. Святое Предание говорит, что апостолы всякий раз, когда собирались на общую вечерю, первое за столом место оставляли незанятым и полагали пред ним хлеб, — в ознаменование того, что Сам Господь невидимо присутствует между ними, благословляет их на трапезу и подает им пищу и питие. Св. Церковь наша удержала и сохранила навсегда святые апостольские обычаи и в воспоминание утешительных явлений Воскресшего Господа Своим ученикам, ныне преподает дору руками своих священнослужителей, как драгоценнейший дар для верующей души.
Что нужно помнить, принимая дору
Принявши дору, христиане должны воспоминать, что на Тайной вечери Господь беседовал со Своими учениками о смирении и братолюбии, как о главнейшем признаке истинных учеников Христовых. И не только беседовал, но и собственным Своим примером показал смирение, умыл ноги ученикам.
Вкушая святую дору, и мы должны изгнать из своего сердца всякую злобу и недоброжелательство, зависть и лукавство, всякое превозношение и гордыню.
Воспоминая тех сродников усопших, за которых мы просили помолиться на проскомидии и вынуть частицы из просфиры, которым (усопшим), по слову св. Иоанна Златоустого, бывает от этого некая утеха, постараемся исправлением своих грехов упрочить в себе надежду, что и по смерти нашей сродники наши принесут молитвы для получения отрады нашей душе и помогут ей достигнуть вечного покоя и нескончаемого блаженства в Царствии Небесном.
Выяснив таинственный смысл раздаяния доры и просфиры, приносимой верующими в свои дома, законоучитель научит детей, как подходить к священнику за дорою, как складывать руки (правую сверх левой), как бережно и стоя вкушать и не рассыпать крошек святыни и затем положить три поясных поклона.
Просфиры, кроме верных, никому не давать, по слову Писания: святая — святым
В двунадесятые праздники и воскресные раздается молящимся всенощный хлеб, порезанный на куски и политый вином и маслом.
Для освящения на всенощном бдении необходимо приобретать масло, употребляющееся в пищу (деревянное, но лучшего сорта), ибо светильное масло может вызвать тошноту, да и нигде не указано, чтобы поливать хлебы маслом плохого качества. На востоке употребляется масло, которое годно для пищи.
Комментарии
Отправить комментарий