Подвижник Древлеправославия Беларуси Викентий Новокрупецкий
Гомельский Древлеправославный Спасо-Преображенский храм (РДЦ)
На грядущем Освященном Соборе Русской Древлеправославной Церкви (2024 г.) в Москве был намечен к рассмотрению вопрос о прославлении одного из подвижников Древлеправославия Беларуси - Викентия Новокрупецкого. Данный труд составлен для ознакомления чад церковных с его житием.
Викентий Новокрупецкий
В статье рассматривается биография староверческого подвижника Викентия Новокрупецкого и его прижизненное и посмертное почитание в среде староверов юго-востока Беларуси.
Староверческий анклав Гомельско-Ветковского региона - исторически сложившаяся этно-конфессиональная общность со своей традиционной культурой. Культура староверов хоть и многогранна, но имеет ярко выраженное религиозное направление, одной из характерных черт которого являются агиографические предания. Значительное количество староверческих монастырей и скитов на юго-востоке Беларуси способствовало подвижнической жизни, что нашло отражение в агиографическом нарративе. Так, в конце XVIII в. было составлено «Сказание о житии и отчасти чудесах преподобнаго отца нашего Викентия, иже на Новом Крупце». К сожалению, само «Сказание» в письменном виде не сохранилось, но оно нашло отражение в работах видных исследователей староверчества: М.И. Лилеева, П.И. Мельникова-Печерского, Ф.И. Мельникова.
Герой «Сказания» Викентий был ревнителем древлего благочестия. Он пришел из Москвы на Ветку в конце XVII в., когда там начались гонения на поборников старой веры. Избежав «первой ветковской выгонки» (принудительного переселения староверов в приделы Российской Империи 1735 года), Викентий поселился в основанном староверами Лаврентьевском монастыре, где впоследствии принял схиму [4].
Прожив в обители пять лет, в конце 1730 гг. Викентий, по благословению настоятеля о. Лаврентия, покинул ее для отшельнической жизни. Неподалеку от Лаврентьева монастыря, возле слободы Крупец инок своими руками выкопал в горе пещеру и поселился в ней [4].
Своей подвижнической жизнью Викентий приобрел почитание у местных староверов. К нему в пустынь устремились желающие жить по примеру крупецкого подвижника. Вскоре вокруг его пустыни образовался новый скит с двумя часовнями и несколькими кельями, получивший название «Новый Крупец». К 1750 гг. новокрупецкий скит становится одним из духовных центров Древлеправославной Церкви юго-востока Беларуси [4].
Около 1772-1774 гг. Викентий умер (ему было более 100 лет). Согласно «Сказанию» тело Викентия не подверглось тлению. Его нетленные мощи скитники положили в деревянную раку, которую установили в той пещере, где подвизался старец [4]. После этого Новый Крупец стал местом паломничества для староверов [2, с. 371]. В пещере ежедневно служились молебны. Толпы богомольцев потекли к мощам Викентия, не только из староверческих слобод. Богомольцы брали из пещеры песок, а из колодца, выкопанного руками подвижника, – воду. Согласно «Сказанию» вода и песок имели целительную силу [4].
Почитание мощей вызвало негодование у синодальной церкви. В 1774 г. местный священник, настоятель храма в селе Денисковичи Иван Еланский написал донос о происходящем черниговскому архиерею Феофилу: «в слободе Крупце, близ часовни, живший в выкопанной в горе келии старец именем Викентий (который как умер другой год) крупецкими раскольниками сыскан, где и ныне оное тело лежит, о коем раскольники по раскольническим слободам разгласили, якобы тот старец Викентий, чрез их раскольническую веру, в святость пришел, и ходят из окольных белорусских и раскольнических слобод, тому телу поклоняются» [4].
На основании доноса Феофилом в Св. Синод был составлен рапорт. Началось следствие. 31 августа 1775 г. вышло синодальное постановление: «Надлежит в пещере, в которой раскольническия ложныя мощи лежат, от светской команды приставить караул, и какое там найдется мертвое тело оное, при определенных от епархиального архиерея духовных персонах, освидетельствовать, а потом оное зарыть в земле, в другом месте, где бы раскольники не могли знать и, вырыв, обратно взять себе не могли, о сем узнав предварительно разглашемыя, ложные мощи скрыть» [2, с. 371].
Через год после постановления Св. Синода в Новый Крупец была направлена комиссия, состоявшая из чиновников и солдат. Однако, не смотря на синодальный указ, местное начальство решило поступить иначе. Сославшись на действия полковника Сытина, который в 1735 г., разоряя Ветку, сначала позволил высылаемым староверам захватить с собой почитаемые ими мощи первых ветковских старцев, а затем изменил свое решение в силу последовавшего повеления императрицы Анны Иоанновны. Выполняя повеление императрицы, Сытин публично вскрыл мощи и сжег. Посчитав таким образом Св. Синод не самой высочайшей инстанцией, местное начальство приняло аналогичное императорскому повелению решение, в результате которого мощи Викентия были сожжены, пещера зарыта, а скитники разосланы по местам их прежних жительств. Эти события послужили в скором времени созданию «Сказания» [2, с. 371].
На месте сожжения мощей староверы отыскали останки Викентия. Сделав небольшую раку из жести, верующие положили в нее собранные останки и тайно передали в Лаврентьев монастырь. Выкупленные за большие деньги вериги старца были отправлены в Гомель. Когда же умирал Лаврентий, то завещал своему преемнику возвратить святыню в Новый Крупец [4].
Однако государство в отношении мощей преподобного Викентия не поставило точку. Гонения возобновились в николаевскую эпоху. В период с 1838 по 1850 г. указом императора Николая I в целях «борьбы с расколом» на юго-восток Беларуси были направлены военные экспедиции. Царь считал себя защитником «истинного православия» и делал все, чтобы искоренить староверчество. Разорение, учиненное царской администрацией, коснулось и Нового Крупца. Об этом сообщается в письме настоятеля Лаврентьевского монастыря Аркадия (в миру - Андрей Шапошников, настоятель с 1832 г.) иноку Павлу, которое было написано в конце 1838 г.: «Здесь описываю обстоятельства Чернигово-Могилевской губернии старообрядцев, или бегающей Церкви: …Крупец - пещера запечатана, кости (мощи преподобного Викентия) в Могилеве, старец, живший в ней, в остроге…» [3].
В 1845 г. Секретным комитетом Могилевской губернии, с помощью архиепископа Могилевского Антония, Лаврентьевский монастырь был разорен, а вся его богатая церковная утварь и иконы были переданы в Макарьевский монастырь (к тому времени уже переведенный в единоверие) [1, с. 428]. Последний лаврентьевский игумен Аркадий покинул Российскую империю и перебрался в Славский монастырь, находившийся в пределах Османской империи, в Добрудже (Румыния), увезя с собой и мощи преподобного Викентия [3]. Там он участвовал в обсуждении возможности принятия в Древлеправославие нестароверческого епископа для организации иерархии; первоначально не поддержал эту идею, однако вместе с другими староверами встречал митрополита Амвросия (Папагеоргопулоса), ещё не присоединившегося к староверчеству, в городе Сулина в апреле 1846 года. После прочтения «Соображения о верах», составленного Павлом (Великодворским), игумен Аркадий стал сторонником присоединения митрополита Амвросия к старообрядчеству. И таким образом мощи преподобного Викентия Новокрупецкого оказались в Белокриницкой церкви.
В данный момент мощи преподобного Викентия утрачены. По крайней мере, протоиерей Андрей Марченко (РДЦ) спрашивал о них старовера-хранителя, что в Румынии в Славе Русской (РПСЦ); тот ответил, что их нет, и он о них не слышал.
Таким образом, духовная жизнь преподобного Викентия послужила основой для почитания его (особенно после смерти) в среде староверов юго-востока Беларуси. Это нашло негативный отклик у официальной церкви и государства, деятельность которых была направлена на борьбу с «расколом». Методы царской администрации только укрепили веру местных староверов, в результате чего Викентий Новокрупецкий стал героем агиографического нарратива.
Автор статьи: Лука Рогинский.
Небольшие комментарии: Иерей Сергий Зиновьев.
______________________________________________________
Литература:
1. Жудро Ѳ.А., Сербовъ, И.А., Довгялло, Д.И. Городъ Гомель (Могилевской губ.): Геогр.-стат. очерк. [Текст] // Записки Сѣверо-Западнаго Отдѣла Императорскаго Русскаго Географическаго Общества. К. 2. Вильна, 1911. с - 49.
2. Лилеевъ М.И. - Изъ исторiи раскола на Вѣткѣ и въ Стародубьѣ 17 – 18 вв. [Текст] / М.И. Лилеевъ. Вып. 1 – Кiевъ, 1895. – 596 с.
3. Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной старообрядческой церкви. Барнаул [Электронный ресурс] «Семейские – староверы Прибайкалья». Режим доступа: http://semeyskie.narod.ru/bibl_meln_kiss.html [Дата обращения: 14.06.2008]
4. Мельников-Печерский П.И. Очерки поповщины. [Электронный ресурс] «Fantasy Read». Режим доступа: http://fanread.ru/book/4234941/?page=10 [Дата обращения : 27.01.2017]
Комментарии
Отправить комментарий