Современная иконография. Два года назад

«Жизнерадостный, слегка галлюциногенный сельский примитив»


Именно такое определение дал отец Ростислав фрескам, находящимся в храме, освященном  во имя преподобного Амвросия Оптинского (Поселок Сосновый Бор. Загородное хозяйство Успенского подворья).

 Третий день международной Конференции «Современная икона в мире» прошел в Успенском подворье в пос. Сосновый Бор. Это в двух часах от Питера на автобусе. Как я уже говорил, организована была Конференция великолепно. Что касается технического оснащения, оборудования, координации перемещения в пространстве (гостиницы - выставочный зал - церкви - экскурсии...) - здесь и комар носа не подточит. Однако, почему именно посещение этой обители было запрограммировано нашими организаторами как заключительный аккорд - совершенно непонятно. Итак, начну по порядку. Вот, мы приехали и увидели здание церкви. 

 



Изображенная на фасаде "Троица" уже могла бы дать повод для сомнений... но ведь все приехали в таком хорошем настроении! Кто бы мог подумать, что уже через 10 минут мы увидим нечто ТАКОЕ, что вообще трудно себе представить в контексте православного монастырского храма.
 В крипте (нижней церкви) располагается очень креативная выставка, посвященная расстрелянной царской семье. И даже не столько всей семье, сколько невинно убиенным детям в частности. 


  



 

 

 Игумен Ростислав (Якубовский) (на последнем фото) прокомментировал это уточнение следующим образом: "Понимаете, мы с художницей, которая делала эту инсталляцию, хотели показать именно трагедию убийства престолонаследника и его сестер, так как убийство детей - это особенно жутко. Ладно там... взрослые, они... ну, так сказать, обременены грехами, они жили, свершали, порой, ошибки... а вот дети - их особенно жаль". Однако. И ничего, что "грешные взрослые" тоже причислены к лику святых?... Впрочем, за них мы тут можем только порадоваться. От дерзкой и креатиффной художницы им не досталось. А по детям прошлись тяжелой артиллерией. Их гигантские головы катятся по стенам а из носов и глаз текут синие сопл...  струйки голубой крови (прим. о. Ростислава).
 
И на этом фантазия игумена не иссякла! Нет, он решил пойти дальше, и пригласил художника Александра Ищенко, чтобы тот "украсил" стены храма яркой и жизнерадостной росписью.
(Пока расписан лишь один придел, но уже есть планы по поводу купола и центрального нефа)

  



  



  

 


Еще фотографии здесь:  http://www.blagoemesto.ru/news.php?id=45
 
На последней фотографии Творец и Заказчик рассказывают о том, что одно из главных достоинств фрески, на которое обязательно стоит обратить внимание нам, профессионалам, это то, что ни один орнамент не повторяется! И даже немножко проф.Кордис в кадр попал. 
 Сперва мы просто онемели. Ноги подкашивались, и мы не могли понять как вообще возможно видеть то, что мы видим!? Затем, сперва робко, но потом все более четко люди стали высказывать свое недоумение, а вслед за этим - и явное неприятие такого художества. Причем, ни гостеприимный хозяин, ни художник так и не смогли понять а что, собсно, нам не понравилось? "Нет, но вы объясните мне, - вопрошал игумен - а что здесь не так? Мы где-то не соблюли канон!? Ну да, это отличается от средневековых фресок, но ведь не всю же жизнь копии штамповать!?"  И ни замечания И.К.Языковой, что "Спас нерукотворный" - это и есть весьма слабая, ничтожно слабая копия с известнейшего оригинала, ни указание иконописцев на то, что эти фрески как минимум неуместны здесь потому, что они никак не вяжутся с архитектурой храма,... ничто не в силах было переубедить, или хотя бы немного смутить о. Ростислава.
На вопрос "Александр, Вы раньше занимались иконописью?" художник ответил "Нет, но базовые познания я, разумеется, имею". Но какие именно базовые познания в арсенале у этого творца мы так и не смогли понять (а он - не смог объяснить).
 В конечном итоге, игумен сказал: "И не думайте, что тут дело в деньгах! Нет! Денег у нас много. Да если б я хотел - мы бы любого из вас бы купили, чтоб нам тут стены разрисовал!". И это заявление наш переводчик перевел на английский (с нами в группе были и проф. Кордис, и иконописцы Тодор Митрович и Элиас Дамианакис...). После такого поворота событий мы просто опешили. И чего тогда, спрашивается, было нас сюда привозить? Тут все такие счастливые, самодостаточные... 
 Затем мы посетили страусиную ферму, расположенную неподалеку от церкви, и отправились в гостиницу "Благое место".



 Групповое фото на память



И парочка снимков фасада гостиницы (все уже узнают руку мастера?)

  


Почему-то эта белка в странной позе фигурировала в нескольких сюжетах.

Пообедав, мы приступили к чтению докладов и круглому столу, на котором всем собравшимся было предложено обсудить «жизнерадостный, слегка галлюциногенный сельский примитив». Обсуждать-то тут по-сути особо нечего... но это, очевидно, было понятно не всем. Когда искусствовед Оксана Губарева все-же взяла слово и сделала несколько конструктивных замечаний по поводу увиденного, о. Ростислав возразил, что

"Это лишь Ваше частное мнение!". На что госпожа Губарева резко (и справедливо) парировала: "Нет, Вы знаете, здесь "частных мнений" нет. Здесь - мнения профессионалов. В этом зале - люди, положившие годы жизни, все свои силы на изучение иконописи и создание икон."  Весьма тактичен был ответ профессора Кордиса на вопрос "каково его мнение по поводу этих фресок?": "Я думаю, что мне было бы очень, ОЧЕНЬ трудно молиться в этом храме". Выступил и отец Джузеппе Пиовано (Италия): "Я, как монах, наверное должен был бы воздержаться...но все-же не могу во-первых: не отметить смирение, с которым художник сегодня принимает критику в свой адрес, а во-вторых: хочу спросить у игумена этой обители ЧЕМ ЖЕ ВЫ РУКОВОДСТВОВАЛИСЬ, когда решили вот так вот разрисовать храм?". О.Ростислав был лаконичен: "Нравится, просто. Ну, весело же. Позитивно." А на наш вопрос "А что же думает Ваше начальство по поводу всего этого?" игумен отвечал: "Ну, пока никто из них сюда не приезжал..."

 Что ж. Если соберутся как-нибудь, и заедут, то, быть может, повеселятся. 

P.S. Приезжало ли на подворье начальство, неизвестно, но по прошествии двух лет после конференции (2011), игумен снял сан и ушел в "байкеры".

Комментарии