Святитель Макарий (Невский): Молитва, пост и благотворительность как лучшее приготовление к празднику Рождества Христова


Настоящий пост, называемый Рождественским, установлен для того, чтобы приготовить христиан к достойному сретению празд­ника Рождества Христова, подобно тому как Великий пост установ­лен для приготовления к светлому празднику Воскресения Христова. Рождественский пост, как и Великий, продолжается сорок дней. Почему столь продолжительное время назначено для приготовления к празднику? Потому что событие, в память которого установлен этот праздник, столь велико, что для приготовления к нему рода чело­веческого Промыслу Божию нужно было употребить более пятиде­сяти пяти веков. Нужно было особенным образом устраивать судьбы народов земли: одни царства воздвигать, другие низлагать; для воз­вещения о нем Духу Божию нужно было вдохновлять пророков, воз­двигать сонм праведников, показать видения и прообразы, через них разъяснить значение события и указать время, место и обстоятель­ства его исполнения. И при всем том эту тайну благочестия уразу­мели в свое время немногие: на небе — Ангелы, на земле — пастухи и волхвы.

Столь много времени нужно было для приготовления человечества к событию, имевшему совершиться. И теперь, когда это событие уже совершилось, когда оно стало ясно как полдень, когда после него про­текло почти девятнадцать веков,— оно всё еще остается для многих тайной.

Как во время рождения Христа Спасителя узнали о Нем немногие, так и теперь немногие уразумевают эту тайну явления Бога во плоти, чтобы с благоговейным трепетом и радостью поклониться Христу. Почему? Потому, что немногие приготовляются к этому, а неприготовившемуся невозможно познать Христа, как познали его пастыри, про­славить Его, как Ангелы, и поклониться Ему, как волхвы.

Если без приготовления невозможно этого сделать, а мы желали бы надлежащим образом сретить день Христова Рождества, то что нужно сделать, чтобы достойно приготовиться к этому?

Нет надобности измышлять способы приготовления к сретению великого дня Рождества Христова, как нечто новое. Они уже указаны нам Святой Церковью — нам остается только последовать ее водитель­ству. Так, Церковь назначила шестинедельный пост. Не будем же укло­няться от этого устава матери нашей. Будем поститься, как он пове­левает. Не мудрствуй, для чего нужен пост, но окажи послушание. Послушание с твоей стороны будет жертвой, Богу весьма приятной. Поэтому беспрекословно удали со стола своего всякую запрещенную Церковью пищу; не придумывай каких-либо оправданий в употреб­лении скоромной пищи вместо постной. Только болезнь может служить извинением в нарушении поста, а всё прочее будет измышлением изви­нений во грехах, греховными отговорками.

Почему же нужен пост как приготовительное средство к сретению праздника Рождества Христова? Потому, что дело воплощения Сына Божия для спасения мира есть великая тайна. Ее невозможно понять плотским умом, едва уразумевающим земное, тем более неспособным уразумевать небесное. Ее нельзя воспринять сердцем нечистым, оскверненным страстями, привязанным к земному, неспособным к восприятию радостей небесных. Чтобы восприять эту божественную, ум превосходящую святейшую тайну, нужно иметь ум и сердце особен­ным образом подготовленные, предочищенные. Пророк Исайя, когда призывался к восприятию тайн Божиих и в том числе тайны воплоще­ния Сына Божия для возвещения о ней миру, был предочищен огнен­ным углем, взятым Херувимом от престола Божия (Ис. 6, 6-7). Так и вся­кому, кто хочет уразумевать эту тайну и восчувствовать ее радостным сердцем, должно предварительно очиститься. Чем же очиститься? Огнем благодати Божией. А для восприятия этой благодати нужно утончить или по крайней мере смирить плоть, чтобы дать более сво­боды духу. Дух, свободный от отягощения тучностью тела и от житей­ских попечений, удобнее может входить в молитвенное общение с Богом, легче заниматься богомыслием, уразумевать смысл Писаний. А всё это: пост, молитва, богомыслие и чтение Писаний — очищает сердце и привлекает на человека благодать Божию.

Итак, освободим ум от суетных помышлений обыденной жизни, очистим чувства и узрим мысленным оком велию тайну благочестия (1 Тим. 3,16): как Слово стало плотью, как Дева Бога родила, как Матерь Девой пребыла, как ясли стали вместилищем, в нихже возлеже невместимый Христос Бог1.

Есть еще способ приготовления к ожидаемому великому празд­нику как средство к привлечению благодати Божией — это милостыня. Постящеся, братие, телесне, постимся и духовке... дадим алчущим хлеб, и нищия безкровныя введем в домы свои2. Это голос церковной песни. Как видите, она, Церковь, требует, чтобы мы соединяли с постом милостыню. Не говорит она: поститесь только, а о милостыне не заботь­тесь; не говорит также: подавайте только милостыню, и довольно с вас, а о посте не беспокойтесь. Но повелевает и пост хранить, и милостыню не оставлять.

Некоторые могут подумать, что заповедь о милостыне относится только к богатым и вообще к имеющим избытки средств для своего со­держания. Эти избытки и должны быть подаваемы бедным. Ошибочно таковое мнение. Оказывать другим милость должны все: и богатые, и бедные. Как же бедные могут творить милостыню, когда сами нуж­даются иногда в необходимом? Если ты, бедняк, не можешь дать много, то дай немного: если у тебя есть кусок хлеба, а у брата твоего нет его, то раздели этот кусок: возьми часть себе и брату удели некоторую часть. Ты не имеешь лишних денег, но есть у тебя насущный хлеб,— попостись же, меньше обыкновенного употребляй дневной пищи и, что сбережешь этим воздержанием, то отдай нуждающемуся. Так делали истинные христиане в древние времена, так нужно делать и ныне.

Если бедные должны и могут творить милостыню, то тем более должны исполнять это богатые и вообще имеющие достаток.

Некоторые, разумея под милостыней подаяние денег или хлеба в руки нищих, ходящих по улицам и стоящих на папертях, подадут иногда нищему грош или раздадут несколько копеек, да и думают, что исполнили заповедь о милостыне. Хотя нельзя порицать и такой способ подаяния милостыни, но нельзя назвать его и наилучшим. Добро — подать нищему, протягивающему руку за милостыней. Но есть такого рода нищие, которые не могут сами просить милостыни, потому что некоторые стыдятся делать это: они готовы скорее умереть от голода, чем ходить под окнами или стоять с нищими; иные не могут просить милостыни, потому что старость или болезнь приковала их к одному месту безвыходно: они требуют не только пищи, но и ухода за собой. Есть дети малолетние, бесприютные сироты, неспособные ни ходить, ни умолять за себя. Вот где истинная нищета, которую нужно отыскать, чтобы помочь ей! Кто о них попечется, если каждый из нас будет думать и говорить: «Что нам за дело до них? Своей нужды много, своей родни довольно — ей нужно помогать». Если всякий из нас будет так говорить, то кто же станет помогать тем бедным и сирым, которых мы называем чужими? Знал Господь жестокосердие наше, знал, что многие из людей будут отказываться помогать чужим, а только заботиться о своих, а потому сказал: если вы будете любить любящих вас, какая вам за то благодарность? Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего за это (Лк. 6: 32, 35). Если ты не хочешь даром давать подобным тебе, а ждешь воздаяния, то Я — твой Воздаятель,— как бы так говорит Господь,— и за всякого алчущего, жажду­щего, которым окажешь милость, получишь воздаяние от Меня. Что сделаешь этим людям, то сделаешь Мне; не пренебрегай ими: это — Мои меньшие братия. В день Суда Я воздам тебе за них.

Но, быть может, кто-либо из вас, братья, затруднится отысканием истинно нуждающихся: они сами не могут придти к вам, а у вас нет времени и возможности разыскать их, чтобы оказать им посильную помощь. Что тогда делать?

Нет надобности вам самим усиленно отыскивать таких людей — за вас это уже сделано. В нашем городе есть много учреждений, где собрана эта нужда: вот и Дом трудолюбия с приютом для брошенных и безродных детей — им нужна пища, одежда, воспитание и уход. Пошлите милостыню вашу туда. Вот «Ясли», куда приносят бедные матери своих младенцев, чтобы в течение дня, отдав их на чужое, на доброе попечение, самим дневной работой приобретать свое про­питание. Пошлите милостыню вашу и туда. Вот учреждение для мало­летних детей, по недостатку добрых воспитателей сделавшихся уже преступниками,— окажите милость и для них. Вот богадельни, вот больницы, вот дом, вмещающий в себе сугубо несчастных — идиотов: окажите сострадание им. Всё это такая беднота, которая не придет к вам с протянутой рукой, которая погибнет от голода, от болезни, если сострадательная рука не придет к ним с помощью.

Повторим кратко всё то, о чем мы говорили. Настоящий пост назна­чен для приготовления к празднику Рождества Христова. Без поста невозможно сретить Христа. С постом должно соединять и милостыню.

Милостыню нужно оказывать не только тем, кто протягивает руку, но особенно тем, кто, не имея возможности просить, весьма нужда­ется в помощи, таковы: больницы, приюты, дом убежища для бедных, Дом трудолюбия с сиропитательным домом.

Итак, постом, молитвой и милостыней уготовимся сретить Христа, чтобы воспоминательное празднование дня Его рождения было для нас столь радостно ощутительно, что мы как бы созерцали Его очами веры лежащего в яслях вифлеемских, с Ангелами прославили бы Его, с волх­вами поклонились бы Ему и с пастырями радостно возвещали бы, яко с нами Бог.

(Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. "Единое на потребу". Проповеди, слова, речи, беседы и поучения. Том 2)

Комментарии