Воззвание Мит­ро­по­ли­та Яро­слав­ско­го Ага­фан­ге­ла к Ар­хи­пас­ты­рям и всем ча­дам Пра­во­слав­ной Рус­ской Церк­ви



За­ме­сти­те­ля Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Рос­сии 

Мит­ро­по­ли­та Яро­слав­ско­го Ага­фан­ге­ла 
к Ар­хи­пас­ты­рям и всем ча­дам 
Пра­во­слав­ной Рус­ской Церк­ви
Воззвание:


Бла­го­дать Вам и мир от Бо­га От­ца на­ше­го и Гос­по­да Иису­са Хри­ста!
Свя­тей­ше­му Пат­ри­ар­ху и От­цу на­ше­му Ти­хо­ну угод­но бы­ло 3/16 мая се­го 1922 г. об­ра­тить­ся ко мне со сле­ду­ю­щей гра­мо­той:

«Вслед­ствие край­ней за­труд­ни­тель­но­сти в цер­ков­ном управ­ле­нии, воз­ник­шей от при­вле­че­ния ме­ня к граж­дан­ско­му су­ду, по­чи­таю по­лез­ным для бла­га Церк­ви по­ста­вить Ва­ше Вы­со­ко­прео­свя­щен­ство во гла­ве Цер­ков­но­го управ­ле­ния до со­зы­ва Со­бо­ра. На это име­ет­ся и со­гла­сие граж­дан­ской вла­сти, а по­се­му бла­го­во­ли­те при­быть в Моск­ву без про­мед­ле­ния... Пат­ри­арх Ти­хон».

Во имя свя­то­го по­слу­ша­ния и по дол­гу мо­ей ар­хи­ерей­ской при­ся­ги я пред­по­ло­жил немед­лен­но всту­пить в от­прав­ле­ние воз­ло­жен­но­го на ме­ня слу­же­ния Церк­ви и по­спе­шить в Моск­ву. Но во­пре­ки мо­ей во­ле, по об­сто­я­тель­ствам, от ме­ня неза­ви­ся­щим, я ли­шен и до­ныне воз­мож­но­сти от­пра­вить­ся на ме­сто слу­же­ния. Меж­ду тем, как мне офи­ци­аль­но из­вест­но, яви­лись в Москве иные лю­ди и вста­ли у кор­ми­ла прав­ле­ния Цер­ко­вью рус­скою. От ко­го и ка­кие на то пол­но­мо­чия по­лу­чи­ли они, мне со­вер­шен­но неиз­вест­но. А по­это­му я счи­таю при­ня­тую ими на се­бя власть и де­я­ния их неза­кон­ны­ми. Они объ­яви­ли о сво­ем на­ме­ре­нии пе­ре­смот­реть дог­ма­ты и нра­во­уче­ние на­шей пра­во­слав­ной ве­ры, свящ. ка­но­ны Св. все­лен­ских со­бо­ров, пра­во­слав­ные Бо­го­слу­жеб­ные уста­вы, дан­ные ве­ли­ки­ми мо­лит­вен­ни­ка­ми и по­движ­ни­ка­ми хри­сти­ан­ско­го бла­го­че­стия, и ор­га­ни­зо­вать, та­ким об­ра­зом, но­вую, име­ну­е­мую ими «жи­вую цер­ковь».

Мы не от­ри­ца­ем необ­хо­ди­мо­сти неко­то­рых ви­до­из­ме­не­ний и пре­об­ра­зо­ва­ний в Бо­го­слу­жеб­ной прак­ти­ке и об­ря­дах. Неко­то­рые во­про­сы это­го ро­да бы­ли пред­ме­том рас­смот­ре­ния Все­рос­сий­ско­го По­мест­но­го Со­бо­ра 1918 го­да, но не по­лу­чи­ли ре­ше­ния вслед­ствие преж­девре­мен­но­го пре­кра­ще­ния его де­я­тель­но­сти по об­сто­я­тель­ствам то­гдаш­не­го вре­ме­ни. Но во вся­ком слу­чае, все­воз­мож­ные из­ме­не­ния и цер­ков­ные ре­фор­мы мо­гут быть про­из­ве­де­ны толь­ко со­бор­ной вла­стью, а по­се­му я по­чи­таю сво­им дол­гом – по вступ­ле­нии в управ­ле­ние де­ла­ми Церк­ви со­зыв Все­рос­сий­ско­го По­мест­но­го Со­бо­ра, ко­то­рый пра­во­мер­но, со­глас­но со Сло­вом Бо­жи­им и в си­лу пра­вил Св. все­лен­ских Со­бо­ров – этих пер­вых и ос­нов­ных ис­точ­ни­ков на­ше­го цер­ков­но­го стро­и­тель­ства – рас­смот­рит все то, что необ­хо­ди­мо и по­лез­но для на­шей ду­хов­ной жиз­ни. Ина­че вся­кие но­во­вве­де­ния мо­гут вы­звать смя­те­ние со­ве­сти у ве­ру­ю­щих, па­губ­ный рас­кол меж­ду ни­ми, умно­же­ние несча­стия и безыс­ход­но­го го­ря. На­ча­ло все­го это­го мы уже с ве­ли­кою скор­бию и ви­дим.

Воз­люб­лен­ные о Гос­по­де Прео­свя­щен­ные Ар­хи­пас­ты­ри! Ли­шен­ные на вре­мя выс­ше­го ру­ко­вод­ства, вы управ­ляй­те те­перь сво­и­ми епар­хи­я­ми са­мо­сто­я­тель­но, со­об­ра­зу­ясь с Пи­са­ни­ем, свящ. ка­но­на­ми и обыч­ным цер­ков­ным пра­вом, по со­ве­сти и ар­хи­ерей­ской при­ся­ге, впредь до вос­ста­нов­ле­ния выс­шей цер­ков­ной вла­сти окон­ча­тель­но ре­шай­те де­ла, по ко­то­рым преж­де ис­пра­ши­ва­ли раз­ре­ше­ния Свя­щен­но­го Си­но­да, а в со­мни­тель­ных слу­ча­ях об­ра­щай­тесь к на­ше­му сми­ре­нию.

Чест­ные пре­сви­те­ры и все о Хри­сте слу­жи­те­ли ал­та­ря и церк­ви! Вы близ­ко сто­и­те к на­род­ной жиз­ни. Вам долж­но быть до­ро­го пре­успе­я­ние в ду­хе на­шей пра­во­слав­ной ве­ры. Умно­жай­те свою свя­щен­ную рев­ность! Ко­гда ве­ру­ю­щие уви­дят в вас бла­го­дат­ное го­ре­ние ду­ха, они ни­ко­гда не уй­дут от сво­их свя­тых ал­та­рей.

Бра­тие и сест­ры о Гос­по­де – на­ши па­со­мые! Хра­ни­те един­ство свя­той ве­ры в со­ю­зе брат­ско­го ми­ра. Не под­да­вай­тесь сму­ще­нию, ко­то­рое но­вые лю­ди стре­мят­ся вне­сти в ва­ши серд­ца по по­во­ду уче­ний на­шей пра­во­слав­ной ве­ры; не скло­няй­тесь к со­блаз­нам, ко­то­ры­ми они хо­тят обо­льстить вас, про­из­во­дя из­ме­не­ния в пра­во­слав­ном Бо­го­слу­же­нии, дей­ствуя не за­кон­ным пу­тем со­бор­ного уста­нов­ле­ния, но по сво­е­му по­чи­ну и ра­зу­ме­нию, не по­ви­ну­ясь го­ло­су древ­них все­лен­ских От­цов и ве­ли­ких по­движ­ни­ков, со­зи­дав­ших на­ши цер­ков­ные уста­вы; не обо­льщай­тесь без­за­ко­ни­ем пу­тей, ко­то­ры­ми хо­тят по­ве­сти вас но­вые лю­ди к ка­кой-то но­вой церк­ви; ищи­те за­кон­ных средств и пу­тей, ко­то­ры­ми долж­но устра­нять цер­ков­ные нестро­е­ния; дер­жи­тесь и не по­ры­вай­те со­ю­за со сво­и­ми за­кон­ны­ми ду­хов­ны­ми пас­ты­ря­ми и ар­хи­пас­ты­ря­ми. По­ви­нуй­тесь с доб­рою со­ве­стию, про­све­щен­ною Хри­сто­вым све­том, го­судар­ствен­ной вла­сти, неси­те в ду­хе люб­ви и ми­ра свои граж­дан­ские обя­зан­но­сти, па­мя­туя за­вет Хри­ста: «Воз­да­ди­те ке­са­ре­ви ке­са­ре­во и Бо­жие Бо­го­ви».

Наи­па­че же уве­личь­те мо­лит­вен­ный по­двиг, ограж­дая се­бя им от на­ве­тов ду­ха зло­бы, вра­га на­ше­го спа­се­ния. Итак, воз­люб­лен­ные о Хри­сте ча­да! Хра­ни­те уче­ния, чи­ны и уста­вы ве­ры на­шей, хра­ни­те вся пре­дан­ная нам; дер­жи­тесь Церк­ви Бо­жи­ей. Знай­те, что ухо­дя­щий от Свя­той Церк­ви остав­ля­ет сво­е­го Спа­си­те­ля. Тем же убо, бра­тие, стой­те, го­во­рит нам Апо­стол, и дер­жи­те пре­да­ния, им­же на­учи­сте­ся или сло­вом, или по­сла­ни­ем на­шим (2 Сол. 2:5).

За­ме­сти­тель Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Сми­рен­ный Ага­фан­гел, Бо­жи­ею ми­ло­стью Мит­ро­по­лит Яро­слав­ский.

5/18 июня 1922 г. № 214, Яро­славль

Комментарии