Поучение в Праздник Покрова Божией Матери


Покровъ Пресвятыя Богородицы
(Къ чему должна побуждать насъ та истина, что Пресв. Матерь Божія есть славная Заступница и Ходатайница наша предъ Богомъ?)

I. Нынѣ мы, братія, празднуемъ «Покровъ Пресвятыя Богородицы». Начало сего празднества, безъ сомнѣнія, извѣстно вамъ. Нѣкогда сарацины, народъ сильный и воинственный, вторглись въ греческую имперію и угрожали самой столицѣ ея. Цареградскіе жители, устрашенные близкою опасностію и видѣвшіе свое безсиліе отразить супостатовъ, обратились къ Богу съ молитвами о помощи и — Господь явилъ имъ ее. Однажды, когда совершалось всенощное бдѣніе во влахернскомъ храмѣ Пресвятыя Богородицы, блаженный Андрей и святый ученикъ его Епифаній удостоились чуднаго видѣнія. Имъ представился сводъ храма отверстымъ и они увидѣли въ воздухѣ, что Матерь Божія съ сонмомъ пророковъ, апостоловъ и другихъ святыхъ, колѣнопреклонно молится Богу о христіанскомъ мірѣ и осѣняетъ его честнымъ Своимъ омофоромъ. Это видѣніе исполнило цареградскихъ жителей радостію, одушевило ихъ воиновъ мужествомъ и сопровождалось побѣдою надъ сарацинами. Въ память такого событія и для всегдашняго напоминанія христіанамъ о покровительствѣ имъ Матери Божіей, св. церковь установила ежегодно праздновать въ настоящій день честный покровъ Ея.

Впрочемъ, не одно описанное видѣніе служитъ основаніемъ нашему вѣрованію, что Пресвятая Богородица ходатайствуетъ предъ Богомъ о христіанахъ и оказываетъ имъ благопотребную помощь въ ихъ нуждахъ; на это есть много и другихъ доказательствъ. Чудотворныя иконы Ея, въ разныхъ мѣстахъ чествуемыя, служатъ явными и неумолкающими свидѣтелями, что Матерь Божія воистину есть сильная заступница и ходатайница наша предъ Богомъ.

II. Какое же назиданіе изъ этого мы выведемъ для себя, братія, — къ чему это должно побуждать насъ?

а) Во-первыхъ, мы должны всемѣрно чтить, величать и усерднѣйше благодарить Пресвятую Богородицу за Ея великія намъ благодѣянія. Правда, Она не имѣетъ нужды въ нашихъ похвалахъ, потому что Ее воспѣваютъ ангелы, славословятъ всѣ силы небесныя; Она не потребуетъ и благодареній нашихъ, потому что благотворитъ намъ единственно по любви и милосердію къ роду человѣческому. Но это не освобождаетъ насъ отъ всякой обязанности величать и благодарить Ее, великую заступницу нашу, ибо неблагодарность, тѣмъ паче предъ Богомъ и Пречистою Матерію Его, есть величайшій грѣхъ. Когда изъ десяти прокаженныхъ мужей, исцѣленныхъ I. Христомъ, одинъ только пришелъ и благодарилъ Его, то Господь со скорбію сказалъ: не десятъ ли очистились? гдѣ же девять? Какъ они не возвратились воздать славу Богу, кромѣ сего иноплеменника(Лук. 17, 17—18)? Такой упрекъ Онъ сдѣлаетъ и намъ, если мы не будемъ благодарить Его за тѣ благодѣянія, какія Онъ оказываетъ намъ чрезъ Пречистую Свою Матерь, и лишитъ насъ Своего благоволенія, какъ людей безчувственныхъ, не умѣющихъ цѣнить Его милости, а поэтому и недостойныхъ Ея.

б) Во-вторыхъ, мы должны прибѣгать подъ покровъ Божіей Матери во всѣхъ нуждахъ нашихъ съ твердымъ упованіемъ на Ея помощь; Она, яко Матерь Божія, съ большимъ дерзновеніемъ, нежели кто-нибудь, можетъ приступать къ престолу благодати Божіей, чтобы получить милость и благодать для благовременной помощи людямъ (Евр. 4,16): ужели же Она, Преблагословенная, не захочетъ ниспослать намъ благодатную помощь, когда мы будемъ умолять Ее о ней? а Сынъ Божій, ужели Онъ не послушаетъ возлюбленной Своей Матери, когда Она будетъ ходатайствовать предъ Нимъ за насъ во славу Его имени? Находясь еще во плоти, Онъ чудодѣйствовалъ и благотворилъ людямъ въ угожденіе Пречистой Его Матери, какъ это сдѣлалъ на бракѣ въ Канѣ галилейской (Іоан. 2, 1—10): ужели же Онъ не сотворитъ угоднаго Ей, притомъ для блага вѣрующихъ въ Него, нынѣ, когда Ему дана всякая власть на небѣ и на землѣ (Матѳ. 28, 18)? Честнѣйшая херувимовъ и несравненно славнѣйшая серафимовъ, безъ сомнѣнія, есть первая пріемница и раздаятельница благодати Божіей; поэтому Она болѣе, нежели другіе святые, совершила и доселѣ дѣлаетъ чудныя благодѣянія вѣрующимъ, за которыя ублажаютъ Ее во всѣхъ концахъ вселенной.

в) Въ-третьихъ, имѣя такую великую заступницу и покровительницу, какъ Матерь Божія, мы должны быть благодушны во всѣхъ обстоятельствахъ нашей жизни и отнюдь не должны унывать, а тѣмъ паче отчаяваться, какія бы несчастія ни постигли насъ: ибо безчисленные примѣры свидѣтельствуютъ, что Матерь Божія избавляла христіанъ отъ разныхъ величайшихъ бѣдъ, и часто являла имъ помощь Свою тогда, когда, по-видимому, нельзя было ожидать ея. Правда, можетъ случиться и то, что Она не скоро явится въ помощь намъ и допуститъ насъ долготерпѣть тѣ несчастія, которыя пошлетъ намъ Господь. Но въ этомъ случаѣ мы не должны огорчаться и думать, будто Матерь Божія забыла насъ и не благоволитъ намъ; напротивъ, изъ сего мы должны заключать только то, что по премудрымъ планамъ Божіимъ не настало еще время избавить насъ отъ бѣдъ, и что онѣ нужны для какого-либо высшаго блага нашего, напримѣръ, для укрѣпленія насъ въ христіанскомъ терпѣніи и мужествѣ, для возбужденія въ насъ искренняго раскаянія во грѣхахъ, подвергающихъ насъ гнѣву Божію, или для обращенія сердца нашего къ Богу, Котораго мы часто забываемъ въ счастіи.

III. Но чтобы Матерь Божія могла предстательствовать за насъ предъ Богомъ и ходатайство Ея было дѣйственно предъ Нимъ, для этого мы, братія, должны быть достойны Ея покрова и милости Божіей; въ противномъ случаѣ Она не можетъ явить намъ благодатной помощи, — не потому, чтобы не хотѣла оказать ея, а потому, что мы, по грѣхамъ своимъ, не способны принять ее и воспользоваться ею: ибо какое общеніе праведности съ беззаконіемъ и свѣта со тьмою, говоритъ апостолъ (2 Кор. 6, 14—15).

И мы, братія, поступимъ такъ нынѣ, сознавая грѣхи свои и нужду въ помощи Божіей; и мы съ покаяніемъ, вѣрою и смиреніемъ будемъ взывать къ Царицѣ небесной: «Владычице, помози на ны милосердовавши!» (Сост. по «Избран. слов. и бесѣд». Платона, митр. кіевскаго, Кіевъ, 1892 г.).

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Комментарии