ДЕЯНИЯ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, СОСТОЯВШЕГОСЯ 9-12 (22-25 н.ст.) ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА


ДЕЯНИЯ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА
РУССКОЙ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ,
СОСТОЯВШЕГОСЯ 9-12 (22-25 н.ст.) ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА

9-12 (22-25 н.ст.) декабря 2017 года в богоспасаемом граде Москве в резиденции Святейшего Древлеправославного Патриарха Александра, Московского и всея Руси состоялся Архиерейский Собор Русской Древлеправославной Церкви. В деяниях Собора, кроме Преосвященных Владык, приняли участие отцы благочинные, сотрудники отделов и комиссий Церкви.

ПОВЕСТКА СОБОРА
1.    Позиция Древлеправославной Церкви по актуальным общественно-значимым и церковно-историческим вопросам;
2. О взаимоотношениях с древлеправославными христианами, прервавшими или по тем или иным причинам утратившими общение с Русской Древлеправославной Церковью. Межконфессиональный диалог. Межстарообрядческое сотрудничество;
3.    Присоединение к Древлеправославной Церкви новообрядческих клириков;
4.    Рассмотрение различных церковно-канонических вопросов и вопросов богослужебной практики;
5.    Отчеты отделов и комиссий, доклады с мест.

Собор открыл своим приветственным словом Святейший Патриарх Александр. Поблагодарив участников Собора за то, что они откликнулись на его приглашение и приехали потрудиться на пользу Христовой Церкви, Владыка зачитал Повестку Собора и сразу же перешел к выступлению по  первому вопросу Повестки.
1)      В своем выступлении Владыка уделил внимание памятным, скорбным датам, которые пришлись на уходящий год: 350 лет с момента окончательного раскола в Русской Церкви, 100 лет октябрьской революции и 80 лет со дня мученической кончины священномученика Стефана, Архиепископа Московского и всея Руси.
В частности, Владыка сравнил последствия отступления от Православия большей части русского народа с кругами волн, которые образуются от брошенного в воду камня. Такая нарастающая волна, произошедшая от камня вероотступничества в 17 веке, в 1917 году полностью накрыла собой Россию. Люди, которые еще вчера посещали Божьи храмы, теперь явились их разрушителями и осквернителями, подобно древним иудеям, которые сначала с ликованием встречали Христа пальмовым ветвями, как царя и освободителя, восклицая Ему: «Осанна!», - а через краткое время отреклись от Него перед лицом Понтия Пилата, неистово выкрикивая: «Распни, распни Его!».
После открывшегося за выступлением Святейшего Владыки обсуждения первого вопроса Повестки, Собор принял и утвердил резолюцию, в которой изложил взгляд Древлеправославной Церкви на важнейшие исторические события русской истории.
Резолюция Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви по вопросу церковного раскола 17 века и октябрьской революции 1917 года
По причине прежде бывших многовековых гонений, лишений и прочих земных скорбей Церковь Древлеправославная оказалась обескровленной, практически лишенной мужей искусных в слове, умудренных знаниями и прославленных величием духа, значительно умалилась она в числе. Поэтому голос ее сейчас, увы, слаб и незначителен в глазах российского общества, отступившего большей своей частью от святоотеческой веры. Но, несмотря на все эти печальные обстоятельства, Церковь Русская не может и не должна оставаться равнодушной к горестям русского народа, к его падениям, к его уклонению от прямых путей заповедей Божиих.
Отступил от Церкви народ, но сама Древлеправославная Церковь не отступила от народа русского своей любовью и заботой, ощущая свою ответственность за его судьбу, неизменно духовно радея о его покаянии, исправлении его жизни и спасении вечном.
Поэтому Собор церковный не мог оставить без внимания горестные юбилеи важнейших событий русской истории, предопределивших на целые столетия судьбу нашего народа, ставших причиной многих его бед и лишений.
В  нынешнем 2017 году исполнилось 100 лет со дня одного из самых судьбоносных событий в жизни нашего государства и народа, а, следовательно, и в жизни Русской Церкви. Ровно век назад насильственным путем к власти в России пришли люди, сознательно отринувшие веру в Бога. Это явилось причиной последовавших за тем драматических событий: продолжительной братоубийственной войны, многолетнего политического террора, беспрецедентных по масштабу гонений на Христову веру, неистового, бесчеловечного и беспощадного истребления всякого инакомыслия.
Захватившие власть богоборцы, проливая по всей русской земле реки народной крови, старались объяснить и оправдать все эти в большинстве своем невинные жертвы борьбой за высшие идеалы свободы, справедливости, равноправия и братства. «И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2Кор.11:14,15).
Глас Божий, обращенный к человечеству в Святом Евангелии, свидетельствует,  что источником всех благ является Господь наш и Спаситель Исус Христос: «Я есмь лоза, а вы ветви; - говорит Господь - кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоан.15:5); «Мудрый строитель, положил основание, а другой строит на [нем]; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Исус Христос» (1Кор.3:10,11).
Отринув этот Божественный глас, богоборные строители нового мира не смогли достичь того к чему, якобы, так стремились. Положив основание своего государственного строительства не на Христе, а на горделивой самоуверенности и крови тех, кого считали своими противниками, они так и не смогли построить справедливого и  равноправного общества, не смогли обеспечить гражданских свобод, не смогли добиться общенародного братства.
Все их строительство рухнуло в одночасье, разрушенное их же собственными руками. Так посрамил Господь гордых строителей новой башни Вавилонской, как сказано: «Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей» (Ис.13:11). И вот  «посрамились мудрецы, смутились и запутались в сеть: вот, они отвергли слово Господне; в чем же мудрость их?» (Иер.8:9).
Обломки нового Вавилона погребли под собой, не только гордые мысли и мечты его строителей, но и без того незначительное благосостояние народа. Как рождением своим, так и падением своим безбожники обездолили на многие годы наш народ. Однако вся эта общенародная катастрофа была попущена Богом по причине того,  что и сам народ, оставив веру в Небесного Царя, соработствовал его врагам – строителям нового Вавилона. Вот и случилось с народом по слову Писания: «Нищета и посрамление отвергающему учение» (Прит.13:19)
Но как такое могло произойти с русским народом, с народом, считавшим себя богоносным, с народом, который прежде веками определял свою жизнь Словом Божиим, с народом, для которого национальной идеей была лишь Православная Вера, а идеалом государственного устройства было лишь Православное Царство?
Причину этого мы видим в глубине веков, в том времени, когда властители страны, церковные пастыри, а вслед за ними в массе своей и народ русский, усомнились в благочестии отцов своих, в их разумности, да и в самой их вере. И вот, вопреки повелению Божьему, стали они передвигать межу древнюю, изменяя, разрушая, проклиная и глумясь над тем, чем жили веками их предки, над древним наследием Христовой Церкви, над святым ее древлеправославным Преданием.
Ровно три с половиной века минуло с момента окончательного раскола в Русской Церкви. Раскола, который потряс до самого основания, как ее саму, так и все вообще Российское государство. Реформации сначала подверглась церковная жизнь, затем государственное устройство, народный быт, да и само самосознание русского народа. Русь стала на путь, постепенно приведший  ее к безверию, к отказу от прежних ценностей, к отказу от самой себя.
350 лет назад, в 1667 году так называемый Большой Московский собор подтвердил правильность курса церковной реформы начатой патриархом Никоном, осудил всех, кто продолжал твердо держаться святоотеческих церковных преданий и с проклятиями запретил сами эти предания, неизменно содержимые Церковью в предшествующие столетия. Помимо литургической реформы, Большой Московский собор, под влиянием латиномудствующих еретиков и вероотступников, принял ряд и других противных Православию определений. В частности, заявил, что католический нечестивый обычай совершать крещение обливанием равночестен и равнозначен святому православному крещению, которое совершается по апостольскому завещанию посредством полного троекратного погружения всего тела крещаемого в воду. Этот же собор утвердил латинское учение о времени приложения Св. Даров на Божественной Литургии. Кроме того, инициировав расправу не только над своими явными противниками, но даже и над теми, кто желал хранить древлеправославным обычаи, не разрывая единства с самими реформаторами, Большой Московский собор впал в ересь навациан, которые, по словам блаженнейших отцов, согрешили против Истинны несострадательностью и братоненавидением. Оправдывая же оккультной нумерологией искажение достопоклоняемого Имени Спасителя, реформаторы впали в древнюю ересь маркосиев. Провозгласили они и ряд других, противных вере Православной догматов и определений, из-за чего подпали под анафемы святых Вселенских Соборов и прежде всего VII Вселенского Собора, который отсек от Церкви всякого, кто дерзает «отвергать церковные предания и измышлять какое-то нововведение, или отвергать что-нибудь из священного Церкви...  или замышлять что-либо с хитростью и коварством для ниспровержения какого-либо из принятых в кафолической Церкви преданий».
В деяниях реформаторского Большого Московского собора, помимо патриарха Иоасафа II и всех епископов Русской Церкви, принимали участие представители и других поместных Церквей, включая двух восточных патриархов: Александрийского Паисия и Антиохийского Макария. Таким образом, собор этот получил всецерковное значение, что признают и сами новообрядцы: «Примером Собора, который по своему составу имел общеправославное значение, может служить Большой Московский Собор» (В. Цыпин. Церковное право). Таким образом, разгоревшийся религиозный конфликт вышел за рамки Русской Церкви. Хоть и в разной мере, но сопричастны к нему стали все Поместные Церкви.
При этом, неправомыслие участников Большого Московского собора было очевидно даже его сторонникам, но не желая прямо признавать этот собор ошибочным, они упорно старались истолковать его постановления и проклятия в таком смысле, что они якобы относятся не к самим благочестивым церковным преданиям, но касаются лишь на тех, кто противится соборной воле и не принимает обрядов новых. Провозглашение же проклятий непосредственно на сами древние предания новообрядцы, в конце концов, стали считать делом совершенно немыслимым, невозможным: «Изрекать на эти книги и обряды клятву значило подвергать проклятию не только своих предков, употреблявших их по неведению, но даже и самих себя – за то по крайней мере время жизни и служения пастырского, когда, так называемые старые обряды и книги еще не были признаны неправильными и употреблялись в Москве и других городах почти всеми. Само собою разумеется, что так поступить члены собора 1667 года из русского духовенства не могли, не обрекая своей совести на постоянные мучения» (О клятве Московского собора 1667 года // Христианское чтение. 1872г.№5. С. 31)
И тем не менее, каким бы не казалось это немыслемым делом, но оно было именно таковым  –  собор 1667 года проклял не только не покоряющихся ему ревнителей Старой веры, но и сами древлеправославные обычаи, чины и обряды. То есть по разуму самих же новообрядцев, участники этого собора прокляли своих благочестивых предков, а вместе с ними и самих себя.
Лишь в 1971 году Русская новообрядческая церковь наконец-топризнала этот факт официально от лица всего своего Поместного собора: «Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23(10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православноверующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие».
Схожее постановление в 1974 году принял и собор зарубежной части новообрядческой церкви: «Старые обряды не выражают какого-либо неправославного мудрования, в котором их обвиняли участники помянутых соборов… наложенные этими соборами клятвы были причиной многих бедствий для Русской Церкви и привели не к умиротворению Церкви, чего хотели их составители, а к церковному расколу».
Таким образом, спустя три века новообрядцы все же признали, что не древлеправославные христиане, а Большой Московский собор привел Русскую Церковь к расколу и что его участники подвергли поруганию и проклятиям древлецерковные православные чины и обычаи.
Прошла еще четверть века и 19 июля 1999 Синод Русской новообрядческой церкви (РПЦ) наконец-то официально осудил гонения, которым за хранение святоотеческих преданий незаслуженно подвергались древлеправославные христиане: «3. Осудить имевшие место в истории насильственные методы преодоления раскола, явившиеся результатом вмешательства светских властей в дела Церкви».
А буквально через год, в 2000 году собор уже зарубежной части новообрядческой церкви (РПЦЗ) сделал еще один важный шаг на пути к миру. За несправедливые, бесчеловечные гонения, которые предки современных новообрядцев обрушили на головы древлеправославных христиан, собор РПЦЗ принес публичное покаяние: «Мы глубоко сожалеем о тех жестокостях, которые были причинены приверженцам Старого Обряда; о тех преследованиях со стороны гражданских властей, которые вдохновлялись и некоторыми из наших предшественников в иерархии Русской Церкви только за любовь Старообрядцев к преданию, принятому от благочестивых предков, за ревностное хранение его… мы хотим воспользоваться и ныне данным случаем, дабы испросить у них прощения за тех, кто презрительно относился к их благочестивым отцам. Этим мы хотели бы последовать примеру святого императора Феодосия Младшего, перенесшего святые мощи Святителя Иоанна Златоуста в Царственный град из дальней ссылки, куда родители его немилостиво отправили Святителя. Применяя его слова, мы взываем к преследованным: «Простите братия и сестры наши, прегрешения, причиненные вам ненавистью. Не считайте нас сообщниками в грехах наших предшественников, не возлагайте горечь на нас за невоздержные деяния их. Хотя мы потомки гонителей ваших, но неповинны в причиненных вам бедствиях. Простите обиды, чтобы и мы были свободны от упрека, тяготеющего над ними. Мы кланяемся вам в ноги и препоручаем себя вашим молитвам. Простите оскорбивших вас безразсудным насилием, ибо нашими устами они раскаялись в соделанном вам и испрашивают прощения».
Труден путь исправления ошибок, нередко, очень долог, но Древлеправославная Церковь с надеждой молит всемилостивого Бога, чтобы Он  расположил сердца новообрядцев и к дальнейшим шагам на пути к миру. Чтобы были не только отменены, но и осуждены несправедливые клятвы и другие неправославные определения Большого Московского собора. Чтобы такое решение было осознано и  утверждено прочими Поместными церквями, состоящими с Русской новообрядческой церковью в каноническом общении, как это собственно и предполагалось упомянутым выше Синодальным постановлении от 23(10) апреля 1929 года: «5) Ввиду того, что вышеупомянутые клятвы наложены с участием Восточных патриархов и других святителей поместных Церквей, мы поручаем Заместителю Патриаршего Местоблюстителя или тому, кто будет после него возглавлять православную иерархию Московского Патриархата, обратиться к патриархам и другим предстоятелям Православных Поместных Автокефальных Церквей с посланием о том, чтобы и они братски единомысленно приняли настоящее наше определение и своим согласием его утвердили». А затем чтобы начался процесс постепенного возвращения новообрядцев к древлему благочестию и в конечном итоге устранились бы  всякие преграды к восстановлению утраченного церковного единства.
Тогда бы Русская Церковь, твердо стоящая в Истинной вере, решительно отвергающая все заблуждения и ереси, смогла бы с Божьей помощью обратить к духовным корням и весь русский народ, чтобы все скорби и испытания, которые за вероотступничество были ему попущены, не остались бы без доброго и спасительного плода. Чтобы, очистившись подлинным покаянием и исправив свою жизнь согласно Божьим заповедям, русский народ вновь бы стал светильником миру, озаряя его и просвещая светом нетленной Истины. И тогда Господь подал бы народу русскому не только небесные, но и земные блага, как свидетельствует об этом Святое Писание: «Поразит пред тобою Господь врагов твоих, восстающих на тебя; одним путем они выступят против тебя, а семью путями побегут от тебя. Пошлет Господь тебе благословение в житницах твоих и во всяком деле рук твоих; и благословит тебя на земле, которую Господь Бог твой дает тебе. Поставит тебя Господь народом святым Своим, как Он клялся тебе, если ты будешь соблюдать заповеди Господа Бога твоего и будешь ходить путями Его; и увидят все народы земли, что имя Господа нарицается на тебе, и убоятся тебя. И даст тебе Господь изобилие во всех благах, в плоде чрева твоего, и в плоде скота твоего, и в плоде полей твоих на земле» (Втор.28:7-11).
И хоть в настоящее время, как кажется, ко всем этим духовным переменам почти нет никаких предпосылок ни в церкви новообрядческой, ни в нашем народе, тем не менее, мы укрепляемы в своих чаяниях и надеждах словами Священного Писания, которое свидетельствует, что «невозможное человекам возможно Богу» (Лук.18:27). 
2)      Миссионерский отдел проинформировал участников собора, что в сентябре месяце группа отделившихся в 1999 году от Древлеправославной Церкви христиан, именующая себя «Древлеправославная Архиепископия», руководимая бывшим диаконом Георгием Ефимовым, присоединилась к Русской Православной Старообрядческой Церкви на основании взаимного признания и с сохранением полной самостоятельности.
Поскольку данное событие является внутренним делом Русской Православий Старообрядческой Церкви и так называемой «Древлеправославной Архиепископии», Собор не счел нужным давать ему какую-либо каноническую оценку.
Однако Собору была представлена информация о том, что некоторые из христиан так называемой «Древлеправославной Архиепископии», после произошедшего ее соединения с РПСЦ, считая данное объединение неприемлемым, сочли для себя правильным вернуться в лоно Русской Древлеправославной Церкви, и обратились к нашим священнослужителям с просьбой принять их обратно в общение.
Поскольку, по имеющейся информации, произошедшее объединение РПСЦ и так называемой «Древлеправославной Архиепископии» вызывает смущение и у других ее членов, Собор счел необходимым в очередной раз обратиться ко всем возлюбленным о Христе братьям и сестрам, которые в 1999 году в простоте сердца своего последовали за бывшим диаконом Георгием Ефимовым сначала в раздор, а теперь, вновь доверившись его личным предпочтениям, соединились с белокриницкими старообрядцами: «Дорогие братья и сестры, в 1999 году диакон Георгий Ефимов учинил церковный раздор, необоснованно обвиняя церковное священноначалие более всего в том, что оно, якобы, намерено тайно осуществить объединение Церкви со старообрядцами, приемлющими Белокриницкую  иерархию. И вот теперь он сам организовал объединение, следовательно, признал, что его обвинения в адрес нашего церковного священноначалия теперь утратили всякий смысл с любой точки зрения. Следовательно, он без всякого основания обрек вас на почти два десятка лет вражды, стал виновником бессмысленных многочисленных личных и семейных трагедий. И вот вы вновь доверяетесь этому человеку, который разрушил жизни многих из вас, вместо того, чтобы вернуться в Дом Отца своего – Святую Древлеправославную Церковь. Как прежде, так сейчас Собор призывает вас восстановить утраченное единство с Церковью, и свидетельствует, что двери всех наших храмов всегда открыты для вас и церковные пастыри примут вас домой с любовью и радостью. И никто не упрекнет Вас в бывшем уклонении от церковного единства, но вновь все мы будем едиными устами славить нашего общего Господа. Ведь никто из нас и никаким образом никого из вас не отсекал и не прогонял от Церкви. Наши Соборы подвергли церковным отлучениям лишь нескольких человек, которые были непосредственными виновниками раздора и ваших всех духовных и нравственных страданий. Поэтому всех вас, дорогие братья и сестры, мы с сердечной любовью объемлем и в очередной раз призываем вернуться в лоно Церкви, в которой вы когда-то получили и телесное, и духовное рождение! Обращается Собор и к клирикам «Древлеправославной Архиепископии». Кто-то из вас был изначально с нами в братстве, кто-то примкнул к староверию впоследствии, но Церковь желает единства во Христе со всяким искренним человеком, поэтому придите без смущения и вы, станьте на законных основаниях добрыми пастырям Божьего народа в истинной Церкви!».
Далее Патриарх Александр проинформировал Собор о том, что к нему в специальном послании обратились архиереи РПСЦ официально информируя о произошедшем на их Соборе объединении с так называемой «Древлеправославной Архиепископией» и призывая последовать данному примеру: «С любовью о Христе приглашаем и Ваше Святейшество рассмотреть вопрос о подписании с нами подобной Мирной грамоты и восстановлении братского молитвенного и евхаристического общения».
Так же в данном послании за подписью всех архиереев РПСЦ засвидетельствовано, что они подробно исследовали историю происхождения «Древлеправославной Архиепископии» и убедились в ее апостольской преемственности, что закрепили постановлением своего Освященного Собора. Из данного заявления следует, что Собор РПСЦ подробно исследовал и убедился, прежде всего, в апостольской преемственности Русской Древлеправославной Церкви, от которой так называемая «Древлеправославная Архиепископия» ведет свое преемство. Данное официальное свидетельство всех архиереев Русской Православной Старообрядческой Церкви, несомненно, имеет важное значение для поддержания между нами благожелательных отношений, но более всего это свидетельство важно для самой РПСЦ, поскольку в среде ее чад на протяжении многих лет распространялась ложная информация об истории и иерархии нашей Церкви.
Что же касается подписания Мирной грамоты, Собор Русской Древлеправославной Церкви считает, что подобный шаг в настоящее время является преждевременным. Причем объединение РПСЦ с «Древлеправославной Архиепископией» не только не служит поводом к нашему объединению, но, по сути, является еще одним препятствие на пути к нему. В основе всякого церковного объединения должно лежать полное духовное единомыслие, которое в настоящее время имеется между РПСЦ и РДЦ далеко не по всем вопросам. Контакты между Церквями осуществляются по ряду направлений, если Богу угодно, то будет достигнуто единомыслие и по вопросам, препятствующим в настоящее время нашему единству. Однако основанием для такого единства должны быть не временные интересы, но исключительно согласие по всем богословским и каноническим вопросам.
Далее с докладами о своей деятельности и текущем положении дел перед участниками Собора выступили сотрудники Миссионерского отдела и Межстарообрядческой контактной группы. 
3)      За прошедшее с весеннего Собора время к Церкви присоединилось несколько новообрядческих клириков. Двое из них ранее служили в РПЦ, а двое в РПЦЗ митр. Агафангела (Пашковского). Трое из них были приняты через полное крещение, поскольку были до этого крещены обливательно. А четвертый, священник РПЦЗ Сергий Криулин, был присоединен к Церкви через таинство миропомазания, поскольку ранее был крещен в Древлеправославной Церкви, но около 15 лет назад отпал в новообрядческий раскол, где был рукоположен в сан священника.
Один из этих клириков, поскольку присоединился к Церкви вместе со своей общиной, уже рукоположен для своих духовных чад в сан священника. Остальные также рассматриваются церковным священноначалием в качестве кандидатов в священный сан для служения на приходах Древлеправославной Церкви, если во время своего испытательного срока подтвердят искренность своей веры и проявят необходимые для пастырского служения духовно-нравственные качества.
По поводу Сергия Криулина Собор определил, что поскольку он, будучи нашим христианином, отпал от церковного единства и уже в расколе получил священнический сан, признать его рукоположение законным невозможно. В то же время Собор благословляет Сергия Криулина совершать служение уставщика при древлеправославной общине г. Санкт-Петербурга. Если в процессе своего служения он зарекомендует себя с положительной стороны, то по рассуждению правящего архиерея, может быть рукоположен в сан священника Древлеправославной Церкви.
Далее Собор заслушал информацию о новообрядческих клириках, обращения которых с просьбой о присоединении находятся в настоящее время еще на рассмотрении. Собор поручил Миссионерскому отделу ознакомить этих лиц со всей информацией о процедуре присоединения к Церкви и о том, что в тех случая, когда клирики присоединяются одни, без паствы, им в обязательном порядке будет назначен определенный испытательный срок. И лишь по результатам испытательного срока будет приниматься решение о том, в каком качестве они смогу пребывать в лоне Древлеправославной Церкви.
Собор также рассмотрел и некоторые другие вопросы, связанные с процедурой присоединения новообрядческих клириков. В частности, относительно председателя приходского Совета Никольского древлеправославного прихода г. Иваново Владимира Александровича Инюшина, который в 1995 году был новообрядцами облачен в рясофорного послушника без произнесения монашеских обетов, Собор принял решение, считать данный факт не имеющим канонического значения и не являющимся препятствием для вступления в брак. Данное решение Собор принял на основании канонической справки, подготовленной Миссионерским отделом.
4)      Далее Собор рассмотрел целый ряд вопросов относящихся к богослужебной практике.
В частности, по представлению Богослужебной комиссии, участники Собора обсудили чин Венчания, точнее те особенности чина, которые существуют в качестве неписанного церковного предания. Для того чтобы по данным вопросам в дальнейшем не возникали разномыслия Собор определил внести в печатный чин Венчания информацию обо всех неписанных обычаях сопровождающих чинопоследование, снабдив их необходимыми комментариями и пояснениями. Отчасти такая работа уже осуществлялась Московским печатным двором во времена благочестивых патриархов. Так чины Венчания, изданные в 1640-е годы, имеют более пространную редакцию в сравнении с предыдущими изданиями. Таким образом, приятное соборное решение полностью соответствует духу и направлению деятельности Московского печатного двора в дораскольное время.
О резных деревянных иконах
Без всякого смущения древлеправославным христианам надлежит почитать святые образа, изготовленные посредством художественной резьбы по дереву. Подобная техника изготовления святых икон известна в Святой Церкви с глубокой древности. Есть такие старинные резные иконы в наших храмах и в настоящее время. А некоторые из резных образов Господь прославил и чудотворением, как, например, одну из величайших святынь Русской Церкви деревянный резной образ святителя Николы Мир-Ликийских Чудотворца, именуемый Можайским. Данный святой образ, изготовленный в 14 веке и прославленный бесчисленными чудесами, сохранился до наших дней, являясь зримым свидетельством того, что наши благочестивые предки, отметая всякую заразу иконоборчества, без смущения, но с благоговением почитали резные образа.
О древлеправославном Катехизисе
В изданном нашей Церковью Катехизисе, который является переводом на русский язык Малого Катехизиса 1649 года, относительно времени приложения Св. Даров сказано неполно и даже несколько неясно, что может  вызывать смущение у наших братий и всех, кто интересуется Древлеправославием. Поэтому имеющийся в Катехизисе текст Собор счел необходимым уточнить и дополнить. Обновленная редакция: «Вопрос: Как совершается это таинство на святой Литургии? Ответ: По обетованию Самого Господа, по Его заповеди и по Его свидетельству, которое Он произнес на тайной вечери, обращаясь к Своим ученикам: "Приимите, ядите: сие есть Тело Мое... пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя” (Мф. 26, 26-28). Когда священник, по произнесении этих слов и по призывании Святого Духа на находящиеся на престоле хлеб и вино, осеняет их крестным знамением, то невидимо, ради священнического прошения и усердия на дары сходит Святой Дух. Существо хлеба и вина прелагается в существо Тела и Крови Христовых и остаются лишь виды хлеба и вина".
О поминальной заупокойной службе Димитриевской субботы
В текущем году Димитриевская родительская суббота совпала с праздником явления чудотворной иконы пресвятой Богородицы во граде Казани. В связи с чем служба Димитриевской субботы была перенесена на субботний день предшествующей седмицы. Такое решение было принято в связи с тем, что поминальная служба в субботу, именуемую Димитриевской, совершается по сложившемуся в Церкви обычаю, однако, для нее нет специальных указаний в церковном уставе. Например, согласно церковному уставу, в случае совпадения с субботой мясопустной праздника какому-либо великому святому, то преимущество дается празднику, а не субботе (Большой устав «Церковное око». М. 1633г. Л. 492 и об.). И это притом, что заупокойная служба в субботу Мясопустную, в отличие от Димитриевской субботы, зафиксирована уставом Триодной службы.
5)      Собор заслушал информационные отчеты церковных отделов и комиссий и поблагодарил их за важную и полезную для Церкви работу.
Град Москва.
Лета 7526-го декабря месяца 12-го дня
святителя и чудотворца Спиридона Тримифийскаго исвятителя Александра, епископа Иеросалимскаго 

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСАНДР
Митрополит Сибирский СЕРГИЙ
Митрополит Верхневолжский ВАСИЛИЙ
Епископ Нижневолжский САВИН
Епископ Украинский НИКОЛА
Епископ Уренский ДИОНИСИЙ

Комментарии