Проповедь: О стяжании земных и небесных благ


Сегодняшний воскресный день мы соединяем с памятью святых мучеников Трофима, Феофила и с ними других 13 мучеников. Эти мученики пострадали во время правления императора Диоклетиана в конце III - начале IV века в провинции Римской империи, которая называется Ликия. Архиепископ Мир Ликийских Никола чудотворец также происходил из этой местности. Язычники схватили их и принуждали к поклонению идолам, но святые мученики Трофим, Феофил и иже с ними 13 мужественно отказались, исповедовали веру в Господа Исуса Христа, были подвергнуты жесточайшим мучениям, потом с перебитыми голенями их бросили в огромный костер, но силой Божьей они вышли оттуда совершенно невредимыми и ещё более стали прославлять Господа.

Тогда мучители, отчаявшись сломить их, отсекли им честные главы. И они взошли на небеса и воссоединились своими душами с Господом. И теперь уже в предначатии блаженства и вечной славы ожидают еще большей славы после воскресения, после второго пришествия Господа Исуса Христа, когда они воссоединятся со своими телами и получат еще большее блаженство вечной жизни.

Итак, на примере святых мучеников Трофима и Феофила и иже с ними мы видим, насколько святые мученики любили Бога и презирали земные блага, земное благополучие, чтобы сподобиться благ Небесных. Мы же в настоящее время часто наблюдаем, что подавляющее большинство общества не заботится о снискании благ Небесных. Люди постоянно помышляют только о благах земных, мечутся из-за них, стонут, впадают в депрессию, капризничают, теряют покой, рвут на себе волосы. Когда речь идет о неверующих, то с ними всё понятно. Они думают, или лучше сказать, верят, что вечной жизни нет, хотя доказать этого не могут, так как это безумие. Такие люди считают, что рассвет их жизни приходится на лет 20, и они всеми силами начинают пытаться в этой жизни устроиться и ухватить от неё как можно больше. И когда у них это не получается, они впадают в депрессию, потому что смысла ни в чем нет, в будущее не верят, один ужас, безысходность и животное прозябание.

Но, к сожалению, и у верующих людей тоже встречаются такие слабости, когда они начинают прилепляться к благам земным. Отчего же это происходит, дорогие братья и сёстры? Первая причина - это изобилие этих земных благ, когда у человека их много, и он ими окружен. Он имеет возможность с легкостью ими пользоваться, наслаждаться комфортом, удобствами, лакомствами. Если захочешь, то можно все свое свободное время после работы проводить в виртуальных путешествиях в интернете в поиске разнообразных развлечений, к примеру. Вот такое обилие материальных благ и их доступность поражает душу человека и он, будучи погружен в них, расслабляется.

А стяжание Небесных благ, духовных сокровищ, по своему определению, никак не может происходить без духовного труда, без усилий над собой, без терпения, без понуждения себя. То есть это благо достигается только через труд. Царство Небесное силой берется, нудится, и употребляющие усилие достигают его, - говорит Христос. Просто так, упав на диван, запустив аудиозапись Библии и засыпая под неё, Духа Святого не стяжаешь. Какая-то польза может и будет, но спасительную благодать не стяжаешь.

Развитие гражданского общества, инфраструктур социальных связей, прогресс естественных наук, достижения человечества, нацеленные на комфорт и удобство, – все это создает такую среду, в которой человек расслабляется. И в такой расслабленности он становится просто потребителем; дух потребительства полностью овладевает человеком, он погружается в это мягкое болото и не способен даже задуматься о Небесных благах. Единственный шанс, если только Господь попустит какую-то болезнь или скорбь, потерю либо земных благ, либо возможности ими наслаждаться, ‒ вот тогда человек может начать шевелиться.

Вторая причина - это когда люди не имеют вокруг себя такого изобилия земных благ, которыми бы они могли наслаждаться и упиваться, а все время проводят в поиске и стяжании их. Они бесконечно заботятся о них, тоскуют о них, делают все, чтобы достичь земного благополучия, богатства или сохранить то, что уже приобретено. И в такой суете не могут никак поднять головы. Враг их запутал и обманул. Нужно помыслить о том, что сами эти потребности в земных благах, в добыче хлеба насущного, в одежде, в жилище появились только после нашего грехопадения, после того как мы пренебрегли Небесными благами. Вот что нужно понять. Если бы этого не произошло, то мы были бы обеспечены Богом всем и сейчас бы купались в вечном блаженстве, в Небесных вечных благах, как это и было в Раю. Христос сказал: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его, и всё остальное приложится вам». Конечно, есть законные потребности нашего человеческого существа в состоянии грехопадения, в удовлетворении которых мы оправданно нуждаемся: раз уж пали, то, конечно, нужно что-то есть, надо что-то надеть, надо где-то жить. Это Господь не осуждает! Он говорит в Священном Писании, что Отец Небесный знает, что мы нуждаемся во всем этом. Но если бы мы на первое место поставили стяжание Царства Небесного, то у нас бы лучше пошло и стяжание благ земных. А люди просто не решаются на этот скачок веры, чтобы взять и положиться на волю Божию: взыскать небесное, а на земное махнуть рукой и поверить Богу, что все это приложится. Причем, надо искренне решиться идти за Господом с полной готовностью, не оборачиваясь назад, оставить все земные блага на Его усмотрение и верить, что они будут даны тогда, когда нужно, и столько, сколько нужно. Сделать скачок веры, поставить крест на этом земном и пойти за Небесным. Даже просто логически рассуждая, если это будет против воли Божьей, то сколько бы ты ни бился, как рыба об лед, то все равно не получишь, ведь Господь не подаст земных благ, если это будет тебе вредно. А ты ещё и расстраиваться будешь из-за этого бесконечно, впадать в истерику и депрессию! Зачем это надо? Так лучше пойти за Господом и полностью взыскать Его, а земное ‒ всё равно то, что тебе предназначено, от тебя не уйдет. Когда мы гоняемся за земным, мы ведем себя как безумцы, причиняя себе двойное зло. Мы ведь все равно не получим от Господа этих материальных благ, если они нам не полезны. Лучше тогда успокоиться и исполнять волю Божию. Во всяком случае, не будешь расстраиваться и будешь рад, что выбрал Бога; по крайней мере, совесть будет чиста. Поэтому, дорогие братья и сёстры, не будем забывать, что мы странники и пришельцы на земле и не имеем здесь пребывающего Града. Будем стараться умножать в себе любовь к Богу и стремление к благам Небесным. А первое средство в этом ‒ молитва к Господу, исполнение Его Святых заповедей и как можно более частое посещение наших богослужений. Аминь.

Из проповедей древлеправославного священника

Комментарии