Об обливательном крещении у новообрядцев. Часть 3
Каталикос Грузии Виссарион Орбелишвили (XVIII в.) учит: "Крещение есть начало нашего спасения, второе рождение от воды и Духа, во имя Отца и Сына, и Святаго Духа, и без этого нет спасения. Поэтому Сам Господь, после пресвятого и нетленного Его рождества, на тридцатом году Своей земной жизни, безгрешный и свободный от всякого греха, крещается во Иордане от Иоанна. И был глас присутствующего при этом Небесного Отца, который сказал: "Сей есть Сын Мой возлюбленный", и глас тот подтвердил Дух Святой снизшедший в виде голубя на главу крещаемого Господа и тем самым узаконил и нам, чтобы крестились нагими в воде от священника во имя Пресвятыя Троицы: Отца и Сына, и Святого Духа. Как нагими исходим мы из утробы матери, так нагими же должны возродиться из бани паки бытия" ("Грдемли" ("Наковальня"). Гл. 20).
Сами никониане не отвергают тот факт, что Господь Исус Христос был крещен во Иордане погружательно, чем освятил нам как воды крещения, так и образ его совершения.
"Воплотившийся Сын Божий благоволил принять на Себя грехи всего мира. По слову пророка, - "он грехи наши носит и о нас болезнует". Поэтому, при самом вступлении на Свое чрезвычайное служение, Ему, как Искупителю человека, подобало стать на ряду с грешниками и явить пред лицем Бога и людей Свое глубочайшее смирение и совершенную готовность предстательствовать Праведному за неправедных и потерпеть те наказания за грехи, коих признают себя достойными все крещаемые. Ему подобало подчиниться и закону очищения водою, дабы исполнить весь закон за людей, преступивших Божественные заповеди. И Господь, пришедши не разорить закон, а исполнить, так строго подчинялся его предписаниям, что открыто взывал всем, желавшим всемерно найти в Нем какое-либо уклонение от закона: "кто от вас обличит Мя о гресе" (Иоанн. 8:46)?
Итак если Богочеловек Исус Христос, по Своему глубочайшему смирению, соделался рабом строгаго закона; то в качестве посредника не обязан ли Он был подъять на Себя и подвиги покаяния за грехи человеческие? Если Он почитал обязательным для Себя подчиниться Моисееву закону об очищениях; то не долженствовал ли Он утвердить и силу крещения Иоаннова? По закону Моисееву нужно было обратиться к постороннему лицу, чтобы получить очищение; но кто, кроме праведного сына Захариина, мог быть более достойным совершить подобное служение в отношении к воплотившемуся Сыну Божию? И не для приготовления ли к этому великому делу, - к этой высочайшей чести, - Предтеча Господень с самых юных лет удален был в пустыню, чтобы сохранить свою невинность и чистоту от приражений грешнаго мира?... (Виссарион Орбелишвили, указ. соч. гл. 20).
Присоединим к сказанному несколько изречений св. Отцев и учителей Церкви и толкователей Св. Писания, отвечавших на вопрос: для чего Господь Исус Христос, Чистейший и Святейший святых, благоволил принять крещение от Иоанна?
Св. Епифаний говорит: "Господь крестился от Иоанна не потому, что имел нужду в этом омовении, но для того, чтобы исполнить до конца все, что свойственно воспринятому Им человеческому естеству, и показать, что Он носил истинную плоть и есть истинный человек. По этой причине Он сошел на воды крещения, но так, что чрез сие даровал им несравненно более, нежели сколько мог воспринять, не имея ни в чем нужды; ибо самыя воды Он озарил Своим светом и сообщил им некую особенную силу, по которой верующие в Него, приступая к водам крещения, облекаются этою сообщенною Его нисшествием силою и озаряются светом Его".
"Никогда воды крещения, подтверждает св. Амвросий, не способны были бы очищать грехи человеческие, если бы они не были освящены прикосновением к Телу Спасителя".
"Погрузившись в воде (замечает блаженный Августин), Спаситель освятил воды, бездны и ключи источников".
Блаж. Иероним говорит, что Исус Христос принял крещение от Иоанна для того, чтобы Самому исполнить на самом деле то, что повелевал Он другим касательно повиновения закону, и чтобы засвидетельствовать Своим крещением силу и важность крещения Иоаннова, особенно потому, что между иудеями было много неправомыслящих об этом крещении.
По слову Златоуста, принявши крещение Иоанново, Спаситель установил истинное крещение, которое долженствовало быть проповедуемо впоследствии… Приемля крещение от Иоанна, Исус Христос убеждал всех людей в необходимости принимать установленное Им крещение, действенность котораго Он благоволил указать в нисшествии Св. Духа…
А блаж. Иероним пишет, что "Господь Исус Христос установил новое общество, вступать в которое можно, только получивши крещение; …Он благоволил добровольно придти ко крещению Иоаннову и подклонить Свою выю под руку его для того, чтобы показать, что Он всегда добровольно исполнял закон Моисеев (даже напр. Обрезание), а не по какому-либо внешнему побуждению" (по воле, напр. Родителей).
Предтеча повинуется Пришедшему спасти мир, и с ужасом взирает, как Он, Сый сияние славы Отчей, готовясь погрузиться во Иорданския струи, слагает с Себя, как последний из грешников, все свои одежды. По словам Церкви, - "ужас бе видети небесе и земли Творца, на реце обнажшагося и крещение от раба за наше спасение приемлющаго яко раба: и лицы ангельстии дивляхуся страхом и радостию!" (Служба 6 янв., стих. 6 часа).
Приходящего креститься св. Иоанн обыкновенно вводил в самый Иордан и, погрузив до шеи, держал в этом положении до тех пор, доколе крестящийся исповедовал свои грехи; после этого уже погружал его с головою, произнося обычное выражение своего крещения. Но так как Исус был безгрешен, то Креститель, возложив свою руку на главу Его, только погрузил Его в водах Иордана и Исус тотчас же вышел из воды (в церковных песнях ясно выражается мысль, что Господь Исус "нисшел в глуб Иордана", что Иордан одел Его водами своими, что Он погрузился в них всем Своим телом, и тварь увидела Его плотию крыемаго в водах (Святой великий Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Исторически-истолковательное изложение его жизни, служения и учения. Извлечено из книги протоиерея Симеона Вишнякова. Москва 1893 г. Репринт. Москва, изд. Свято-Троицкая Сергиева лавра. 1995 г., стр. 114, 115, 161-169).
Аналогичные суждения встречаются и в "Настольной книге священно-церковнослужителя" С. В. Булгакова. "В церковных песнопениях, между прочим, - пишет автор, - ясно высказывается предание о том, что Исус Христос крестился чрез погружение. Таковыя, напр., выражения об Нем: "Иорданскою облагается водою", "водами Иорданскими одевается". В службе Октоиха (вторн. Гл. 1 утр. Кан.) об Иоанне Крестителе прямо говорится, что он "погрузил главу Христову в водах". Евангелисты (Мф. 3:16, Мр. 1:10) определенно говорят о "восхождении Спасителя из воды", чему естественно предшествовало нисхождение в воду. Все это, вместе взятое, дает точное понятие о крещении Спасителя чрез погружение в Иордане всего тела и главы Его" (С. В. Булгаков. Настольная книга священно-церковнослужителя Кн. I. Москва. 1993 г., стр. 24. В примечании).
Тот же автор, во втором томе своей книги дополнительно объясняет, что "в Евангелии (Мф. 3:16, Мр. 1:10) замечено, что Исус Христос, после крещения Своего от Иоанна Предтечи, "изыде из воды"; Это выражение дает понять, что Исус Христос для крещения своего сходил в реку Иордан и следовательно крестился через погружение; иначе, если бы Он крестился через обливание, то Ему не было бы нужды сходить в воду; в Деян. Апост. (8:36-39) повествуется, что когда ап. Филипп и слуга царицы ефиопской подъехали к воде и когда этот слуга произнес исповедание веры своей во Исуса Христа, как сына Божия, то оба они "сошли в воду"; это замечание книги Деян. Апост. опять указывает на то, что ап. Филипп крестил слугу царицы ефиопской чрез погружение; в противном случае ни ап. Филиппу, ни слуге царицы ефиопской не было бы никакой надобности сходить в воду. Из указанных мест св. Писания ясно видно, что, основываясь на примере Господа нашего Исуса Христа, крестившагося чрез погружение, апостолы крестили также чрез погружение согласно с заповедью Спасителя о крещении (Матф. 28:19).
Совершая крещение чрез погружение, апостолы возвели этот образ крещения на степень положительного – общеобязательного правила, что видно из 50 Апост. правила, в котором говорится: "Аще кто епископ или пресвитер совершит не три погружения единаго таинодействия, но едино погружение, даемое в смерть Господню: да будет извержен". Погружательный же, а не иной образ крещения утвердили и узаконили св. Отцы и соборы древне-вселенской христианской Церкви. Второй Вселенский собор и св. Василий Великий, упоминая о видимом образе крещения, говорят о погружении. И последний, кроме того, называет (в 1-м пр.) погружательный образ крещения "изначальным преданием". Вообще, нужно сказать, что на каноническом языке древне-вселенской Церкви нет слова для обозначения таинства крещения каким-либо другим словом, кроме "погружения" (Баптисма, баптисмос, баптизо).
ЕПИСКОП ПАВЕЛ ТБИЛИССКИЙ (РДЦ)
Комментарии
Отправить комментарий