Об обливательном крещении у новообрядцев. Часть 4
"Предание свв. Апостол повелевает нам крестить обнаженного человека троекратным погружением в воду. – Пишет в своем сочинении ("Грдемли" ("Наковальня")) грузинский католикос Виссарион Орбелишвили (XVIII в.), - Так крестил апостол Филипп скопца. О них сказано, что они оба вошли в воду... (Деян. 8:38). И св. Апостол Петр крещал обнаженных, как рассказывается об этом в житии св. Климента, родители которого вместе со многими были покрещены обнаженными.
В житии св. Панкратия, ученика св. Апостола Петра, рассказывается как крещал он множество людей в речке обнаженными. И таких примеров много в житии святых апостолов и святых отцов Церкви. Например, просветитель армян Григорий Парфииский крещал царя Митридата и множество народа, которые при этом были обнаженными. Об этом рассказывается в его житии.
Именно поэтому установлено в Церкви от апостолов, чтобы крещаемые крестились обнаженно, троекратным погружением в воду, во имя Отца и Сына, и Святого Духа, что по повелению святых апостолов Петра и Павла было описано святым Климентием. То же самое утверждает и I Вселенский Собор, на котором присутствовало 318 отцов, и было узаконено: "Аще ли кто не крестит во имя Святыя Троицы, Отца и Сына, и Святого Духа, троекратным погружением в воду да будут прокляты". То же самое подтверждает и каждый собор.
Апостол Павел пишет: "неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Исуса, в смерть Его крестились? Итак, мы спогреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни" (Римл. 6:3,4). Разве не о погружении в воде говорит здесь апостол? Может быть об окроплении идет речь? – да не будет!
Папа великого Рима Сильвестр, как великого Константина и его вельмож, так и людей, крещал в великой купели, которая по сей день находится в церкви свв. Апостол в посрамление тех, которые преступают закон Божий и постановления святых отцов.
А теперь давайте спросим папистов (да и вместе с ними и никониан – еп. П.), по какой причине крестят они лишь посредством малого прикосновения воды или окроплением, из-за чего вместо просвещения некрещенными оставляют в тенетах тьмы?! И это тогда, когда святые апостолы и отцы крещали людей в купелях троекратным погружением в воду.
Так узаконили совершение таинства крещения вселенские соборы, которого освятил Сам Господь Исус Христос, который, обнажившись, Сам был крещен от Иоанна погружением в водах Иордана" (Католикос Виссарион Орбелишвили. "Наковальня". Гл. 20).
ОБЛИВАТЕЛЬНО "КРЕЩЕННЫЕ" ДОЛЖНЫ БЫТЬ КРЕЩЕНЫ СНОВА, ТАК КАК, ОБЛИВАНИЕ ИЛИ ОКРОПЛЕНИЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ КРЕЩЕНИЕМ
В греческой кормчей книге "Пидалион" сказано: "Из самых западных богословов Кордерий опровергает мнение Фомы Аквината, будто дело безразличное – будет ли крещение совершено в три погружения, или нет, и утверждает, что неизменно должны быть соблюдаемы в крещении три погружения по уставу восточной Церкви.
И самое имя купелей, в которых крестились, или купались – плавали крещаемые, показывает необходимость погружениий. Почему и в апостольских постановлениях (7,45) говорится, что крещаемый сходит в воду. Погружение означает спогребение, а выхождение – совостание (Христу).
По этой-то причине и был и есть доныне обычай крестить оглашенных в ночь с великой субботы на воскресение, дабы крещаемые спогребались и совоскресали Христу не только чрез действия крещения, но и по самому времени.
В лексиконе Франциска Пивата говорится, что святый Офон крестил в три погружения, и из опасения, чтобы латиняне не извратили этого способа совершения крещения, повелел устроить посреди церквей мраморныя купели, высотою до одного колена, дабы крещаемыя дети удобно могли входить в них. Одна из таких купелей доныне сохраняется в церкви святаго Марка в Венеции – в посрамление папистов.
Итак, латинское окропление, чуждое исхождений и восхождений, чуждо, следовательно, и изображения трехдневной смерти и воскресения Господа, и следовательно чуждо всякой благодати, освящения и отпущения грехов.
Если латиняне скажут, что их окропление дает освящение и благодать чрез призывания Святыя Троицы, то пусть знают, что крещение совершается не одними призываниями, но необходимо требует и образа смерти и воскресения Господа, потому что спасает крещаемого не одна вера в Троицу, но вместе с нею и вера в смерть Месии" ("Пидалион". Москва 1838., стр. 248, 249).
Послушаем опять католикоса Грузии Виссариона (Орбелишвили). Он пишет: "Такое крещение, какое совершают латиняне, - т.е. окроплением, или прикосновением намоченной в воде ватой, а не погружением в воду обнаженного человека и возрождением его из воды, - если бы совершалось где-нибудь, то Сам Господь не возродился бы нагим из вод Иордана и не говорил бы Никодиму: "истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Иоанн 3:5).
Разве не яснейшим и явнейшим был образом возрождения из воды (т.е. предзнаменованием таинства крещения) исход Моисея и евреев из Египта? Ибо великий пророк при исходе раздвинул воды чермного моря и сквозь него весь народ еврейский вывел из египетского плена. Вот как толкует это св. Апостол Павел: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие; ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос" (1 Кор. 10:1).
И это было явным образом крещения водой, ибо все это множество народа израильского так прошло дорогу в расступленной воде, что полностью, с ног до головы были окутаны водою, а сверху так же были покрываемы водой (т.е. облаком – еп. П.).
Уразумейте также слова Давыда, который сказал: "Господь потоп населяет" (Псалом 28:10). Что же должно подразумеваться под этими словами? Конечно, это таинство крещения, которое истребляет всякую нечистоту греха, и тем самым соделывает нас причастниками Христа и дарует нам благодать. Крещением же усыновляемся мы Богу.
Но как же быть "потопу", если человека, вместо того чтобы возродить его из воды банею паки бытия, наоборот лишь помажут водой какую либо часть тела или окропят его, а большую же часть оставят неприкосновенной?
"Потоп" же подразумевает именно полное погружение в воду и возрождение из нея, когда именем Пресв. Троицы очищается от всякой скверны плоти и духа.
Как невозможно омыть грязь тела без полного его омовения, так и душа не может быть омыта без Духа Святого. Всякое таинство подтверждается видимой стороной, а невидимая сторона совершенствует ее.
Таинство крещения предвозвещал пророк Елисей изьятием железа из глубин вод (4 Царств. 6:1-7). Ибо не малое прикосновение воды соделывает нас сынами Божиими, а полное погружение в ней и возрождение из нея.
И омовение Неемана в водах Иордана, который действовал так по повелению пророка Елисея, предвозвещал таинство крещения. Ибо и он не кропил или намачивал себя каплями воды, а совершенно обнажившись вошел в реку, полностью погрузился и возродился из нее.
Множество таких примеров было известно Никодиму, и поэтому говорил ему Господь: "ты учитель Израилев, и этого ли не знаешь?" (Иоанн 3:10). Истинно же знающий все это, Иоанн Креститель, крещал евреев в водах Иордана обнаженно и погружательно и говорил им, что поступал так по повелению пославшего" (Католикос Виссарион. "Грдемли". Гл. 20). Именно по этому так строго требовали в восточных церквах повторение крещения над обливанцами. Приведем несколько наглядных примеров:
Патр. России Филарет (XVII в.) решительно требовал перекрещивать латинян, а выходцев из западной России (где в основном было распространено униатство) повелевал спрашивать, не молятся ли они за папу (римского), и если обнаруживалось, что молятся, то и тех повелевал перекрещивать (см. Большой потребник. Соборное изложение, гл. 70). Ибо он считал, что кто за папу молится, тот латинщик-обливанец или униат, - уверенности о правильности крещения которого быть не могло.
Обливательное "крещение" осуждали митрополиты Киприан и Фотий: "Крещение творите по преданию святых апостол, - писал в своем послании в Новгород от 1410 г. Митрополит Фотий, - не обливайте водою, но погружайте в воде, в кадце таковской, трижа, молвя на первое погружение: "во имя Отца", и на второе погружение "во имя Сына", и на третье погружение: "во имя Святаго Духа, и ныне, и присно, и во веки веком, аминь". Буквально то же самое он повторил в грамоте в Псков от 1410-1417 гг. И в поучении "попам и инокам", написанном в 1431 г. Наконец, и Стоглавый собор сказал свое слово по этому поводу" (Цит. По Ф.И. Мельников. О старообрядческом священстве до митрополита Амвросия. Гл. V).
По требованию митрополита Фотия, священник, покрестивший кого-либо не погружательным крещением, а обливательным или окропительным, подвергался извержению из сана. И вообще, как отмечает один западный богослов, "в Русской Православной Церкви вплоть до 1667 г. все западные христиане, переходившие в православие, бывали крещаемы заново. Примерно через столетие и Греческая Церковь отказалась от своей, до того более милосердной, практики: в 1755 г. Константинопольский патриарх Кирилл V предписал перекрещивать всех еретиков, в том числе и западных христиан" ( Gerhard Podskalsky. Griechische Teologie, 35. Цит. По Карл Христиан Фельми. Введение в современное православное богословие. Москва. 1999 г., стр. 205).
По утверждению С. В. Булгакова, "обливание как обычная форма крещения, есть "явное отступление от узаконенного чина", и что это крещение – крещение католическое, которое явилось у нас в период польскаго владычества на западе и юго-западе, в период подавления народности и православия и введения в ополячиваемых областях католицизма".
В 1895 г. патриарх Константинопольской церкви и синод приняли окружное послание, в котором изъявили следующее: "Единая, святая, кафолическая и апостольская Церковь семи Вселенских Соборов совершала крещение посредством трех погружений в воде. Папа же Пелагий называет троякое погружение заповедью Господа, и в XIII еще веке держалось и на западе крещение посредством трех погружений, о чем ясно свидетельствуют разсеянныя в древнейших храмах Италии во множестве священные крещальни. Но в последующия затем времена введено принятое окропление и обливание в папской церкви, которая и доселе пребывает в этом новшестве, расширяя (еще более) и так зияющую под нею пропасть. Мы же, православные, оставаясь верными апостольскому преданию и практике Церкви семи Вселенских Соборов, стоим на страже общаго достояния отеческаго сокровища здравой веры" (Окружн. Патр. И синод. Посл. Конст. церк. § 8, стр. 11).
В 1848 году Греческая церковь также издала "Окружное послание" против католиков. Это послание подписано целым собором, состоявшем из всех четырех восточных патриархов и тридцати епископов. В нем о крещении читаем: "Впрочем на сем не остановился папизм в своем посягательстве на мир Церкви Божией, но разсылая всюду так называемых миссионеров, людей коварных, он "преходит сушу и море, чтобы обратить хотя одного", прельстить кого-либо из православных, извратить учение Господа нашего, исказить прибавлением божественный символ святой нашей веры, представить излишним богопреданное погружение в крещении... и безчисленное множество другого" ("Окружное послание... Константинопольской церкви. 1848 г. Изд. Спб. 1850 § 8, стр. 14).
Обратите внимание и на определение поместного, Константинопольского собора 1756 года, в котором сказано: " Из многих средств, чрез которыя мы удостоиваемся спасения, первое есть богопреданное святыми апостолами крещение. Поелику назад тому три года возник вопрос, достойно ли приятия крещение приходящих к нам еретиков, совершаемое вопреки преданию святых апостолов и божественных отцев и обычаю и утверждению Церкви кафолической и апостольской: то мы, по милости Божией, воспитанные в Церкви Православной, руководствуясь канонами святых апостолов и божественных отцев и зная единую нашу святую кафолическую Церковь и ея таинства, а потому принимая и (единое) божественное крещение, все еретическое, что не так совершается, как до ныне совершает Церковь Христова, как изобретение людей развращенных, призывая чуждым всего апостольского предания, отвращаемся онаго общим признанием и приходящих от них к нам принимаем наравне с неосвященными и некрещеными, следуя Господу нашему Исусу Христу, повелевавшему учеником Своим крестить во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, и святым апостолам следуя, заповедавшим крестить приходящих в три погружения и при каждом погружении произносить одно из имен Пресвятыя Троицы: следуя святому и равноапостольному Дионисию, который говорит, что крестить надлежит приходящего по совлачении всякой одежды в купели имеющей освященную воду и елей, призывая три Ипостаси Блаженного Божества, и немедленно помазывать крещеннаго благодейственным миром и за тем приобщать его священносовершительной евхаристии, - следуя второму и пято-шестому святым Вселенским Соборам, повелевшим всех крещенных не в три погружения и без призывания имени одной из Божественных Ипостасей при каждом погружении, но крещенных как нибудь иначе, когда приходят они к православию, - признавать некрещеными.
Руководствуясь сими священными и божественными постановлениями, и мы крещение еретиков, как не согласное с апостольским и божественным установлением и чуждое ему, как омовение, по словам святого Амвросия, и великого Афанасия, пользы не приносящия, и принимающим оное никакого освящения недоставляющее и к очищению грехов нисколько не служащее, почитаем достойным отвержения и отвращения. А мнимо крещенных им, когда приходят они к православию, приемлем как некрещеных и без всякого опасения крестим, по правилам апостольским и соборным, на которых незыблемо утверждается святая Христова апостольская и Вселенская Церковь, общая нам мать.
И сим общим нашим признанием и приговором, утверждаем сие наше определение, согласное с нашими подписями в лето спасения 1756-е".
Подписались под сим определением: Кирилл (патриарх) Константинопольский, Матфей (патриарх) Александрийский, и Парфений (патриарх) Иерусалимский" (О правилах и чинопоследованиях присоединения неправославных христиан в Православную Церковь. Изд. Вятск. 1869 г., стр. 102-104).
Поэтому так резко выражается и католикос Грузии Виссарион, говоря: "Не писано и не слыхано, чтобы кто-нибудь крестил так, как крестят приверженцы папы (римского). Поэтому нарушают они (паписты) закон Божий и преступают границы, установленные святыми отцами нашими ж не хотят уразуметь слова Господа, который говорит: "Кто нарушит одну из заповедей сих малейших, тот малейшим наречется в Царстве Божием" (Мф. 5:19).
Вот как будет наказан, обесчещен и посрамлен нарушающий закон Божий во время второго пришествия Христова, когда все предстанут пред судом Господним, ибо по словам Златоуста именно свое второе пришествие назвал Господь Царством Небесным; и если за нарушение малейшего так наказывает Господь, какая же из Его заповедей является больше той, которую Сам Господь исполнил, когда явил Себя миру и делом научил о крещении и Никодиму законоположил: "Аще ли кто не родится от воды и Духа не внидет в Царство Небесное".
И вот, все это нарушают, а страха Божия не имеют. Не стыдятся стольких беззаконий и даже утверждают, что якобы прикосновением капельки воды какому-либо члену человеческого тела освящает все тело. И все такое говорят безбожники, не имея никакого оправдания в святоотеческом писании.
Если Бог повелел нам возродиться от воды и Духа, подобно младенцам рождаемым из утробы матери, то обязаны возродиться банею пакибытия из купели (или реки) не омочив лишь какую-либо часть тела, а остальное оставить сохнуть, а полностью омыть свое тело полным погружением в воду.
Разве можно родиться из утробы матери одной какой-либо части тела, скажем голове, а остальным остаться в утробе матери? Разве такое рождение назовет кто полноценным? Если нет, то тогда внемлем, что омовением одной какой-либо части тела не возможно возродиться в бане пакибытия. Такой человек не может называться сыном света и не внидет в Царство Небесное.
Вот так нарушают определения свв. Апостолов и отцев, и крестят не в купели троекратным погружением, а обливанием. О таком крещении мы нигде не слышали. То, что сомнительно, не закон для Церкви. Твердым и непоколебимым законом является определения Апостолов и святых отцов Церкви, которые неуклонно следовали Господу Исусу, Который сказал: "Скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет" (Лука 16:17).
По мнению латинян, повеления Христа нарушать можно, а повеления папы (римского) нет, поэтому этот последний чуть ли не каждый день нарушает определенную свв. отцами границу и против их учения наставляет верующих" ("Грдемли" ( "Наковальня"). Гл. 20).
"Итак, - заключает "Пидалион", - латинское окропление чуждо нисхождению и восхождению, следовательно чуждо оно изображению трехдневной смерти и воскресению Господа, а также освящению и отпущению грехов.
Если латиняне скажут, что их окропление дает освящение и благодать чрез призывания Святыя Троицы, то пусть знают, что крещение совершается не одними призываниями, но необходимо требует и образа смерти и воскресения Господа, потому что спасает крещаемого не одна вера в Троицу, но вместе с нею и вера в смерть Мессии" ( "Пидалион" М.1848 г., стр.248, 249).
В "Пидалионе" о латинянах делается такое заключение: "Латиняне – еретики; как не крещенные, не имеют благодати Святаго Духа, и следовательно не имеют никаких таинств; приходящие от них в Православную Церковь должны быть крестимы... Итак, латинское окропление... чуждо всякой благодати, освящения и отпущения грехов" ( там же, стр. 246-249, 275).
А разве не то же самое мы должны сказать о новообрядцах, придерживающихся обливательного "крещения"?!
ЕПИСКОП ПАВЕЛ ТБИЛИССКИЙ (РДЦ)
Комментарии
Отправить комментарий