Об обливательном крещении у новообрядцев. Часть 5. Окончание
Несмотря на предъявленные свидетельства, которые совершенно отрицают обливательное "крещение", апологеты современного новообрядчества, вместе со своими наивными приверженцами, зарыв голову в песок подобно страусам, уверяют, что "правда, католическая церковь уже давно как в таинстве крещения погружение сменила обливанием, однако Православная Церковь из-за этого никогда их некрещеными не считала" (Архимандрит Рафаил. "Беседы о православии" (на груз. яз.). Тбилиси. 1994 г., стр. 107). Поэтому насаждают мнение, якобы Древлеправославная Церковь допускает страшный грех перекрещивая крещеных обливанием.
Как диавол может притвориться ангелом света, но по сути остается смрадным бесом, так и новообрядцы притворяются православными, хотя от этого праведнее не станут, ибо не присвоение святого имени являет кого-либо святым, а вера и дела. А вера у никонианских новообрядцев заметно изменена и отклонена от истинного православного учения. И дела, соответственно вере своей, как нельзя лучше являет весь смрад новообрядного их учения.
Заслуживает внимания то обстоятельство, что адвокаты обливательного крещения обязательно сталкиваются с одним весьма важным обстоятельством, миновать которое им никак не удается.
Как выше было указано, и восточные новообрядческие Церкви (такие как: Константинопольская, Александрийская, Иеросалимская, Грузинская, Русская и др.), обливательное крещение называют латинской ересью и считают его "паче осквернением, нежели очищением".
Греческий "Пидалион" такое крещение прямо называет ложным, объясняя, что оно "чуждо всякой благодати, освящения и отпущения грехов" ("Пидалион". Москва. 1848 г., стр. 246-249). Следовательно, по рассуждению восточных новообрядческих патриархов, "латиняне... как не крещеные, не имеют благодати Святого Духа, и следовательно не имеют никаких таинств. Приходящих от них в Православную Церковь должны быть крестимы" (там же, стр. 275).
Но если обливательное крещение законно, - как уверяют наши оппоненты из новообрядческой церкви, - то тогда повторное, погружательное крещение, однажды обливательно уже крещеных, они должны считать беззаконным и "посмеиванием кресту и смерти Господней...", как сказано это в 47-ом правиле свв. Апостолов.
По толкованию Аристина, "кто снова крестит действительно крещеного, и кто снова не крестит оскверненнаго нечестивыми, лишается священства". Ибо "не дозволено никого крестить дважды, и тот, кто крещеного крестит снова, то есть сначала и вполне, извергается" (там же.; см. также толкования сего правила Вальсамона и Зонары).
Таким образом, или окропительное крещение должны они признать за осквернение и совершенно отвергнуть, и "крещеных" так снова окрестить (как повелевают это древние Православные Соборы и святые отцы, а также некоторые более поздние новообрядческие соборы и иерархи), или же, в случае признания окропительного или обливательного "крещения" законным, признать древние святые Соборы и отцов, и даже своих новообрядческих иерархов хулителями Бога и "посмеивающимися Кресту и смерти Господней...", и достойных извержению из своих санов.
Но разве это узаконили восточные иерархи? Разумеется, нет! Они обливательное "крещение" никогда и не принимали за крещение, поэтому, на примере древних отцов и Соборов, совершенно справедливо узаконили перекрещивать оскверненных еретическим обливательным крещением.
Даже многие представители господствующей новообрядческой церкви, - которая уже полностью водворила у себя и узаконила это нечестие, - в антикатолических своих сочинениях признают ту элементарную истину, что "допущены римской церковью отступления от древней традиции в совершений таинств.
Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь семи Вселенских Соборов совершала крещение через три погружения в воде; Папа же Пелагий называет троякое погружение заповедью Господа, и в XIII еще веке держалось и на западе крещение посредством трех погружений, о чем ясно свидетельствуют разсеянныя в древнейших храмах Италии во множестве священные крещальни. Но в последующия затем времена введено в римской церкви крещение через кропление и обливание, а с XV века изменена и формула таинства... Согласно древней традиции обливанцы не должны возводиться на степень священства" (Св. Киприан Карфагенский. См. Прот. Митрофан Зноско-Боровский. Православие, протестантизм и сектантство", Гл. X, "Отступление Рима в совершении таинств". Изд. Св. Троицко-Сергиевой Лавры. 1991 г., репринт., стр. 49).
В начале XX века, по благословению т. н. "святейшего синода" священником К. Околовичем была издана целая серия обличительных антикатолических брошюр. Одна из них названа весьма знаменательно: "Где правильнее – в православной церкви или католическом костеле - совершается таинство крещения?"
В этой брошюре есть такие слова: "Католическая церковь отступила от Православной в самом способе крещения: ксендзы крестят младенцев не через погружение, а через обливание".
Околович с великим пафосом заявляет: "Мы, православные русские люди, счастливы тем, что все у нас делается в Церкви не по своему разумению, не так, как мы желаем, а так, как требует этого слово Божие. Мы поэтому каждому католику можем гордо сказать, что в делах веры и Церкви нужно сообразоваться с богооткровенным учением, с постановлениями Св. Церкви, а не своим разумом, не с требованиями удобств, капризей и похотей".
И после этого словами Апостола Павла строго предупреждает латинян: "Бедные католики! Вспомните же слова Ап. Павла, который сказал, что тот, кто благовествует не то, что мы благовествуем, да будет анафема" (Цит. По журн. "Родина" № 9. 1990 г. В. Рубцев. "О таинстве крещения". В примеч. редакции – стр. 91).
В сочинении, изданном обществом духовного просвещения, в состав которого входят многие из архипастырей господствующей церкви, - читаем в книге известного старообрядческого полемиста Ф. Мельникова, - еще обстоятельнее и основательнее доказывается необходимость крещения только трехпогружательным способом. "Почему вообще в православии крестят именно погружением в воду?" - так озаглавлено это сочинение, составленное архимандритом Иосифом. Приведя слова Христа Спасителя: "Иже веру имеет и крестится, спасен будет", архим. Иосиф говорит, что здесь "разумеется крещение именно погружением, так как слово "креститься" с подлинного греческого языка, на котором впервые написаны святыя Евангелия, в которых употреблено это слово, означает именно окунываться, окунаться, погружаться в воду с головою, - а "крестить" - погружать в воду с головою, окунывать, окунать" (стр. 6).
"Непосредственные ученики Господа Спасителя, первейшие преемники Его святых дел и всего служения, святые апостолы так именно и поступали в совершении таинства св. крещения, как приняли совершать оное от примера и слова своего Законоположителя Господа" (стр. 7).
"Так же точно и вообще в древней Церкви совершалось святое крещение, как это положительно утверждается одним из правил свв. апостолов – 50-м, а также и свидетельством свв. отцов Церкви первых веков" (стр. 8). Приводятся изречения св. Ипполита, папы Римскаго, блаж. Августина, папы Пелагия, св. Григория Великаго, св. Василия Великаго, и указываются постановления соборов западной Церкви: целихитскаго, ворчестерскаго, экстерскаго, нимскаго, утрехтскаго. Все они требуют, чтобы таинство св. крещения совершалось не иначе, как трехпогружательно. Таковым оно должно быть и в настоящее время в Церкви Православной, ибо "это, - объясняет архим. Иосиф, - очевидное, неуступное, святоревнивое пребывание в видимом послушании установителям христианства и блюдение этого согласия в точности есть главная, отличительная черта, это – характер единой, святой, соборной или кафолической, апостольской, Православной Церкви".
"Когда крещаемый нисходит, ниспускается, погружается в воду, тем, как бы, погребает с собою вместе все свое ветхое, греховно человеческое в ней; выходит же из воды чистым, оправданным, обновленным христианином и видимым образом, как бы, прямо рождается, воскресает для этой новой христианской жизни подобно Господу своему Исусу Христу, погребенному в недрах земли по человечеству и всеславно воскресшему по силе Божества. Такого, - заключает автор этого сочинения, - подлинно великаго таинственного смысла крещения, изъясняемого притом св. Апостолом, невозможно выразить обливанием" (стр. 19, 20).
"Но, может быть, - продолжает о. Иосиф, - по видимому, прекрасный знакомый с настроением своих товарищей-богословов, - кто-либо скажет: вопрос о способе совершения таинства св. крещения не представляет собственно серьезной важности в смысле потребности именно погружательного крещения, когда и обливательное или даже поливательное крещение тоже есть крещение, действительное для того, чтобы соделаться христианином. И некрещеный погружением, а только политием воды и даже кроплением, есть действительно член Тела Христова" (стр. 26).
Как же его опровергает цитируемый автор? "Так могут говорить, - заявляет арх. Иосиф, - только несерьезно относящиеся к подобным предметам". Ведь "ежели Самому Господу Спасителю угодно было установить спасительное таинство св. крещения именно чрез погружение в воде и вслед за Господом святым апостолам и древней Церкви точно держаться установленнаго Господом и соединить с ним такое знаменательное глубокое значение, то едва ли в праве последующим исповедникам христианской веры дерзать в установление Господа вносить какое-либо личное вчинание и, тем более, изменение. С принятием инославных и не могущих называться православными обычаев и мнений, мы, например, - православные христиане, - состояли бы в опасности унизить и разрушить вселенский древний чин христианства. И изменение, отступление в одном, обыкновенно, ослабляет и подрывает целость и твердость всей веры, как равно наоборот: неотступное держание своего, небезразличное отношение к делам своего праваго вероисповедания еще более укрепляет это свое, при несомненно высоком достоинстве его и чистейшей святости. А это уже не малость. К этому уже не следует относиться безразлично" (стр. 27, 28). Святая истина. Против нея могут спорить только маловерующия или совсем неверующия лица" (Ф. Мельников. Блуждающее богословие. Москва. 1911 г., стр 74-76).
Однако, как мы могли убедиться в этом в самом начале нашего письма, господствующая церковь сегодня не только не выполняет святоотеческие постановления касательно таинства крещения (и других таинств и преданий), но и пытается оправдать себя то леностью своих священников, то совершенно защищает обливательное крещение, что в делах веры и Церкви уже "не сообразуется с богооткровенным учением и постановлениями св. Церкви" и управляет своей церковной жизнью, сообразуясь именно "своим разумом, с требованием удобств, капризов и похотей".
Итак, "слышите вы вся, чуждые просвещения, ужаснитесь и возрыдайте! Страшна эта угроза. Страшно определение! Невозможно, говорит Христос, тому, кто не родится водою и духом войти в Царство Небесное. Потому что он еще носит одежду смерти, одежду проклятия, одежды тления, - еще не получил знамения Господняго. Он еще не свой, а чужой: не имеет установленнаго в Царстве знаки: "Аще кто не родится водою и духом, не может внити в Царство Небесное" (Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна. Кн. I. Москва 1993 г., стр. 162).
Комментарии
Отправить комментарий