ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ


…В этот день празднуется победа Истинной Православной Церкви над всеми ересями, которые на нее нападали, нападают и будут нападать до скончания века. И празднование сего события, или наличие этого богослужебного праздника, тем самым утверждает догмат Господа нашего Исуса Христа о несокрушимости Его Церкви, является литургическим выражением слов Спасителя, что «на камне веры созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Т.е. сим праздником мы подтверждаем вот эти слова Спасителя. И в связи с тем, что без истинной веры не может быть спасения, что всякий постнический подвиг, всякие дела добродетели должны утверждаться на основании истинной веры, иначе они не будут достаточны для спасения в вечности, мы должны разобраться с понятием, что такое ересь.

Вот, мы празднуем победу над всеми ересями. А что такое ересь? Нужно сказать, что в новообрядчестве произошла подтасовка понятия ереси. И вместо того понятия о ереси, которое мы находим в святоотеческом Предании и в решениях Поместных и Вселенских соборов Православной Церкви, в канонических правилах, мы видим у новообрядцев нечто другое. Они составили новое учение по этому вопросу, для того чтобы оправдать собственную ересь. С их точки зрения, ересь – это искажение догматических вопросов, а отступление от Церкви не по догматическим вопросам – это раскол. Это популярное учение у новообрядцев, и везде распространено, и все это считается как само собой разумеющееся. Т.е. они разделили так: есть вопросы вероучения, а есть вопросы внешних обрядов. Вот, кто по вероучению с Церковью расходится, тот еретик, а кто по обрядам с Церковью расходится, или по каким-то другим второстепенным вопросам – это раскол (дисциплинарный и т.д.), и ввели слово такое – «обряд», которого не было вообще. А на самом деле не так все.

Дело в том, что, в связи со святоотеческим учением и словоупотреблением, и согласно изъяснению преподобного Феодора Студита, есть понятие «ересь в собственном смысле этого слова», а есть понятие «ересь не в собственном смысле" , то есть в более общем смысле этого слова (общеупотребительном). Удобнее нам говорить: «понятие в узком смысле этого слова и в широком смысле этого слова». Так вот, совершенно очевидно, что Церковь празднует сегодня победу над ересями в широком смысле этого слова, потому что в узком смысле ересь, согласно первому правилу Василия Великого, это такое лжеучение, в котором не исповедуют и не крестят во Святую Троицу во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, а крестят или в «трех отцов», или «в трех сынов», или «в трех духов», или «в Отца и Сына», и в какого-нибудь самозванца (лжепророков Монтана, Прискиллу и т. п.) – такие были ереси в самом начале. А когда кто расходится с Церковью по другим вопросам (более второстепенным, как считает Василий Великий), но при этом крестит во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, это называется раскол. Вот, с точки зрения первого правила Василия Великого, ариане – это не ересь, это раскол; несториане – это не ересь, это раскол; монофизиты – не ересь, это раскол; иконоборцы – это тоже не ересь, а раскол; католики – не еретики, это раскольники… Но святые отцы Поместных и Вселенских соборов распространили этот термин по отношению не только к тем, кто не крестил во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, но и по отношению к тем, кто от Церкви отступал в более второстепенных, с точки зрения первого правила Василия Великого, вопросах, и стали называть их еретиками. Всех. И речь идет об этих еретиках.

И, чтобы понять, что же святые отцы имели в виду под ересью, мы должны просмотреть решения и правила Вселенских соборов, вот там они осуждают еретиков (постановления Второго Вселенского собора и других), и посмотреть, кого же они перечисляют среди еретиков, что эти еретики нарушают. Тогда мы поймем, что же они считали ересью. И вот они еретиков перечисляют: ариане, несториане, евтихиане (т.е. монофизиты), апполинариане, павликиане, и в т.ч. тетрадиты, аквариане. В комментариях к этим правилам Вселенских Соборов о ереси аквариан Иоанн Златоуст пишет и про ересь армянскую. Титрадиты – это те, кто разошлись с Церковью по календарю, т.е. они Пасху праздновали не как Церковь, а 14 ниссана, по еврейскому старому календарю, как в Ветхом Завете праздновали, и этим только разошлись с Церковью. И, причем надо отметить, что так Пасху праздновал еще и апостол Иоанн Богослов в свое время. Ересь же аквариан («аква» – вода в переводе) заключалась в том, что они таинство Евхаристии совершали не на вине, а на воде. А армянская ересь, о которой упоминает Иоанн Златоуст, заключалась в том, что армяне не добавляли в вино на таинстве проскомидии воду. Мы всегда немножко добавляем воду, а армяне не добавляют. И это называет Иоанн Златоуст ересью. Но с точки зрения современных новообрядцев, это не ереси, это обряды: добавил ты воду, не добавил… Они ж братаются с монофизитами, с армянами, считают их братской церковью. Календарь, когда праздновать Пасху, в один день или другой – ну, это ж обряд, это ж не догма, по учению новообрядцев. Поэтому они дружат с новостильниками и католиками, не считая этот вопрос главным в разделении.

Видите, какая разница в понимании ереси с точки зрения новообрядцев и Святых Отцов Поместных и Вселенских соборов. Святые отцы Поместных и Вселенских соборов считали за ересь нарушения не только догматического учения, но и искажения в обычаях и преданиях литургических. Вот почему, с точки зрения святых отцов, изменение формы крестного знамения – это ересь. Крестить не в три погружения – это ересь. А новообрядцы хихикают: мол, эти невежды дремучие не разбираются, где обряд, а где учение. А на самом деле насаждением этой насмешки над Древлеправославием они расходятся со Священным Преданием, со Святыми Отцами, и сами показывают свое невежество, потому что обманывают людей, скрывают от них, что есть ересь в собственном (узком) смысле слова, а есть в широком. Эту тонкость они скрывают. А в Поместных и Вселенских соборах понятие ереси фигурирует в широком смысле слова. Это совершенно очевидно и доказывается элементарно. Вот в чем хитрость-то заключается. И вот этим обманывают людей веками …

(Из проповеди древлеправославного священника)

Комментарии