Инок-историк: преподобный Иона Керженский


О времени и месте рождения сего преподобного отца ничего не известно, как и о мирском его имени. Известно только, что он обладал обширными и глубокими познаниями об истории старообрядчества XVIII века как на территории России, так и за границей, на Ветке. Носил он прозвище Курносый, или Курносов. Некоторые историки полагают, что власти ему вырвали ноздри в качестве наказания, отчего и произошло подобное прозвище. Но возможны и другие объяснения. Например, что Курносый (то есть «человек с коротким или обрезанным носом» — прозвище его отца или другого предка, ставшее фамильным.

В 1771 году инок Иона пришёл из Зауралья, с демидовских заводов, на реку Керженец, в знаменитый Комаровский скит, которым управлял старец Ефрем. Скит был основан на рубеже XVII и XVIII вв. старообрядцем по прозвищу Комар, отчего и получил своё именование. После смерти настоятеля отец Иона был избран игуменом скита. В обители он построил деревянную часовню и колокольню.

Старец Иона был постником и молитвенником. Кроме того, он был весьма начитан в Священном Писании и других святых книгах, имел хорошую библиотеку рукописных и старопечатных книг, собирал архив старообрядческих документов.

В конце 1770-х годов среди христиан-старообрядцев начались споры о том, сохранить ли прежний способ чиноприёма священников от господствующей Церкви через миропомазание («второй чин») или заменить его простым покаянием и исповеданием веры («третий чин»). И хотя на Керженце и на Ветке исстари принимали приходящих от великороссийской Церкви «вторым чином», нашлись противники такого порядка, доказывавшие, будто миропомазанием «смывается священство», и потому после миропомазания надо попов заново рукополагать.

Для разрешения этих споров в 1779–1780 годах в Москве был составлен Собор, в котором принял участие и отец Иона. Специально для Собора он переписал старинную рукопись об истории чиноприёма священников в Древлеправославную Церковь Христову из новообрядчества, где сообщалось о том, что сам священномученик Павел, епископ Коломенский, благословил будущие поколения священников совершать чиноприём из новообрядчества через миропомазание и что этот порядок принятия практиковался ещё с XVII века. Эта рукопись, известная под названием «История о бегствующем священстве», легла в основу постановлений Собора, подтвердившего правильность чиноприёма никониан через миропомазание (если они имели правильное трёхпогружательное крещение).

После Собора преподобный Иона занялся литературными трудами. Он взялся составить свод житий и служб русским святым, начиная от Крещения Руси и до середины XVI века. Книга, дошедшая до нашего времени в неполном составе, написана убористым почерком на 641 листе и хранится в Ярославском краеведческом музее. Этот обширный труд предваряется историко-богословским «предуведомлением» (предисловием), в котором кратко изложена история христианства на Руси от посещения ее святым апостолом Андреем Первозванным. В предисловии также уделено внимание разным верам: магометанской религии, римскому католичеству, лютеранству, кальвинизму. История Русской Церкви прослежена до царствования Алексея Михайловича. В заключении автор пишет, что при втором пришествии Господа нашего Исуса Христа остатки православного христианства будут именно в России, которая «наречется Светлая Россия».

В книге должно было быть 60 житий и 45 служб.

Рукопись датируется примерно 1819 годом. Неизвестно, была ли она окончена, поскольку объем ее неполон. Может быть, смерть автора прервала работу над этой книгой, а может — просто утрачена часть листов.

В XIX веке было известно ещё одно важное историческое сочинение преподобного Ионы под названием «Послание соборного старца», адресованное христианам уральских заводов. В нём рассказывается о многих важных событиях из истории Древлеправославной Церкви после никоновского раскола.

По-видимому, преподобный умер не ранее 1819 года, прожив едва ли не сто лет. Обитель в Комаровском скиту, которой он руководил долгое время, нередко называлась в его честь Иониной. После преставления преподобного Ионы обитель перешла под руководство инока Павла, но тот оказался тайным новообрядцем и переписал всё имущество на сельский никонианский храм. Узнав об этом, иноки и бельцы покинули обитель, и монастырь окончательно запустел. К 1850 году строения обители изветшали: колокольня рухнула, келии покосились. Окрестные жители разобрали скит по брёвнышку. Рукописи сочинений святого Ионы, хранившиеся в обители до её запустения, исчезли без следа.

Христиане после смерти о. Ионы почитали его как Божиего угодника. На его могиле часто собирались для молитвы. Ель, выросшая на месте погребения святого, называлась «Иониной елью» и почиталась целебной: её кора помогала при зубной боли. Во второй половине XIX века ели спилили, но могилка осталась почитаемой паломниками.

Сохранился снимок святой могилы, сделанный в конце XIX столетия известным фотографом Максимом Дмитриевым и переиздававшийся неоднократно немалыми тиражами в качестве почтовой открытки. Крест на месте погребения преподобного Ионы стоит и по сей день.


Крест на могиле прп. Ионы

Память сего преподобного отца 22 марта по церковному стилю (4 апреля по гражданскому стилю).

Комментарии