Далмата монастырь в древнем Константинополе

Древний Константинополь в средние века

[греч. τοῦ Δαλμάτου, τοῦ Δαλματίου, τῶν Δαλμάτου], мужской, впоследствие женский монастырь в юго-западном районе Константинополя; основан в 381/2 г. учениками прп. Исаакия Далматского. Назван по имени 2-го игумена - прп. Далмата Константинопольского (406-438).

В византийской традиции считается первым константинопольским монастырем (Theoph. Chron. T. 1. P. 443). В совр. научной литературе Далматский монастырь также рассматривается как самый древний в городе, несмотря на сообщения ранневизантийских церковных историков Созомена и Сократа Схоластика о монастырях, основанных арианами в более ранний период (см.: Dagron. Р. 246-253). Сведений о библиотеке и скриптории в Далматском монастыре нет. Известна всего одна рукопись, происходящая оттуда - Paris. gr. 1453 (см.: Ehrhard. Überlieferung. T. 1. S. 367-370).

Об основании обители сообщается в Житии Исаакия Далматского (BHG, N 955-956). Прп. Исаакий удостоился от Бога видения, в котором ему было приказано идти в Константинополь, чтобы бороться с ересью императора Валента (364-378), приверженца арианства. В столице у святого появилось много учеников, и один из них, Сатурнин, построил для него в своем имении скромное жилище (κελλίον), а затем передал ему права на все прилегавшие земли. Таким образом возник Далматский монастырь. О том, что он располагался за стенами города, можно судить по эпизоду из Жития: "...если Исаакию случалось задерживаться в городе допоздна, когда ворота уже запирались, при его приближении они открывались сами собой и выпускали святого".
Преемником Исаакия стал прп. Далмат Константинопольский (не ранее 406), который помогал Исаакию при основании монастыря и позже провел в обители 48 лет затворником. У Георгия Кодина Далмат ошибочно отождествлен с Флавием Юлием Далматом, племянником императора Константина I Великого (PG. 157. Col. 609).

Прп. Далмат решился покинуть обитель только в 431 г., чтобы бороться с ересью Нестория. Еще до того, как Несторий стал открыто проповедовать свое учение, Далмат знал о его нечестии и отказался пустить его в свой монастырь. Далмат скончался в конце 30-х гг. V в. Его преемником стал прп. Фавст Далматский. Он активно участвовал в борьбе с ересью евтихианства. Монастырь находился в эпицентре всех религиозных конфликтов V в., настоятель Далматского монастыря негласно являлся духовным наставником всех монастырей столицы. Этот особенный статус (по всей видимости, никогда не утвержденный законодательно, см.: Dagron. P. 269, n. 196; Marin. P. 168-177) многократно подтверждается соборными документами V и VI вв.: игумен Далмат назван «экзархом монастырей» (ἔξαρχος τῶν μοναστηρίων) в письме, написанном ему свт. Кириллом, архиеп. Александрийским (Mansi. T. 4. Col. 1228), тем же титулом подписываются настоятели Далматского монастыря в VI в.- игумен Александр (518; Mansi. T. 8. Col. 1052) и игумен Мариан (536; Mansi. T. 8. Col. 986С). Именно в Далматском монастыре в 511 г. патриарх Константинопольский Македоний II под давлением монахов публично подтвердил свою приверженность определениям, принятым на Халкидонском Соборе. Память о высоком ранге монастыря сохранилась до нач. IX в.: хронист Феофан, говоря о кончине игумена Тимофея (542 г., его сменил затворник Антоний), также добавляет, что тот был «экзархом монастырей» (Theoph. Chron. T. 1. P. 230).

В VII в. Далматский монастырь стал местом заточения важных политических фигур того времени и получил название «осуждение» (καταδίκη). Именно там пребывал в заключении имп. Леонтий, смещенный в 698 г. Тиверием III Апсимаром (Theoph. Chron. T. 1. P. 371), а также императоры Юстиниан II и Филиппик Вардан.

В сер. VIII в. монастырь был центром сопротивления иконоборческой политике императора Константина V Копронима. Его настоятель (или один из монахов), в единственном источнике, Житии прмч. Стефана Нового, названный просто «Феодор Далматский» (La Vie d'Étienne le Jeune. § 74-75), был сослан императором на Сицилию, а после смерти прмч. Стефана возвращен в Константинополь, где предстал перед императором судом по обвинению в поклонении мощам, однако благодаря чуду был спасен и оправдан. После этого император изгнал из Далматского монастыря всех монахов и устроил там казарму (Theoph. Chron. T. 1. P. 443).

Монастырь был возобновлен вскоре после VII Вселенского Собора 787 г., его настоятелем назначен духовный наставник исп. Иоанна, игумена Кафарского, в свите которого Иоанн присутствовал на Соборе и имя которого в источниках не сохранилось (SynCP. P. 632). Его преемником стал Иларион Далматский (770 или 775/6 - 6 июня 845), исповедник, пострадавший во время 2-го периода иконоборчества. Сведения о нем содержатся в неизданном Житии (BHG, N 2177-7177b), приписываемом Саве Монаху (Matantseva. 1993). Иларион, в 20 лет покинувший родителей и удалившийся в монастырь, стал игуменом Далматской обители при императоре Никифоре I, при Льве V подвергся гонениям за иконопочитание. Период правления Михаила II он также провел в заточении, при Феофиле был отправлен в ссылку и вернулся в монастырь только после смерти последнего благодаря личному вмешательству императрицы Феодоры. Об авторитете Далматского монастыря и его настоятеля можно судить по подчеркнуто уважительному обращению прп. Феодора Студита к Илариону, которого Феодор называет «архимандритом» (Theod. Stud. Ep. 90. 1), «отцом» (Ibid. 90. 2; 91. 20) и «экзархом» (Ibid. 214. 21; 291. 20).

В последующие века монастырь еще 2 раза становился тюрьмой: в 913 г. после неудачного заговора Константина Дуки в Далматском монастыре был помещен патрикий Константин Элладик; в 1182 г. император Андроник I Комнин заточил в монастыре императрицу Марию, вдову Мануила Комнина (Sathas. P. 330). Возможно, к этому моменту монастырь был превращен в женскую обитель (ср. предположение Р. Жанена о том, что монастырь стал женским только во время Патриаршества Георгия II Ксифилина, т. е. между 1191 и 1198 гг. (Janin. P. 84)). Последнее упоминание о монастыре относится к концу XII в.; есть основания полагать, что он перестал функционировать в период захвата Константинополя крестоносцами, т. е. после 1204 г.

Точное местоположение монастыря неизвестно. В Житии прп. Исаакия (BHG, N 955) рассказано о том, что святой приказал ученикам Сатурнину и Виктору построить для него в Константинополе скромное жилище, если они хотят, чтобы он задержался в столице. Ученики приступили к работе, и первым постройку закончил Сатурнин, соорудив для учителя келью в собственном поместье в пригороде недалеко от крепостной стены (имеются в виду стены, возведенные при императоре Константине Великом). Виктор в свою очередь построил для Исаакия роскошное жилище со множеством помещений, которое располагалось в прибрежной части города недалеко от дворца Эленианы в районе Псамафия (знаменитый район Константинополя между стенами Константина и Феодосия, где впоследствии располагалось множество монастырей (Студийский, Богородицы Перивлепты и др.)). Прп. Исаакий предпочел скромное жилище.

Более точное указание местоположения имения Виктора в отличие от постройки Сатурнина можно объяснить тем, что автор пишет Житие, находясь в Далматском монастыре, и ему не требуется дополнительно уточнять его местоположение. Однако это обстоятельство затрудняет локализацию имения Сатурнина. Ж. Дагрон, ссылаясь на Житие прп. Исаакия, утверждает, что монастырь находится в прибрежной зоне Константинополя в районе Псамафия, т. е. дает координаты имения Виктора, которое в реальности не имеет никакого отношения к монастырю (Dagron. P. 232, n. 17).

Более точно локализовать монастырь помогает краткое Житие прп. Исаакия (BHG, N 956), оригинальный греч. текст которого до сих пор не издан. В лат. переводе говорится, что имение Сатурнина располагалось у ворот, называемых Колларида, что является калькой с греч. Ксиролофос (Ξηρόλοφος). Место ворот Ксиролоф определяется с большей точностью: так назывался район, где находился форум Аркадия. Кроме того, в Житии упоминается церковь мч. Стефана, которая располагалась напротив монастыря и где были помещены мощи игумена Исаакия. По свидетельству Феодора Чтеца, эта церковь, так же как и имение Виктора, находилась недалеко от дворца Эленианы (PG. 136. Col. 221B; см.: Janin. P. 84). Жанен предлагает отождествлять Сатурнина с чиновником, в честь которого названы Константинопольские ворота Сатурнина, и предполагает, что его имение было неподалеку, т. е. в восточной части района Псамафия (Janin. P. 84). Если принять эту гипотезу, то возникает противоречие: имения Сатурнина (далеко от моря, за пределами стен Константинополя) и Виктора (на побережье, в черте города) оказываются в одном месте - рядом с дворцом Эленианы и в районе Псамафия.

Комментарии