Как готовились к рождению детей царицы в XVI-XVII веках

Молодая супружеская чета. Деталь миниатюры из рукописной книги: Лекарство душевное. Троице-Сергиев монастырь, 1670. Никифор и Семён Кузьмины.

Главное, о чём начинала беспокоиться молодая царица уже через год после свадьбы, было скорейшее рождение детей, в первую очередь сыновей. Ведь если у государя не было наследника, это грозило бедами всему государству. У великого князя Василия Ивановича в первом браке с Соломонией Сабуровой на протяжении двадцати лет не было детей, поэтому он решил развестись с ней. Великую княгиню насильно постригли в монастырь, а от второго брака с Еленой Глинской только через четыре года наконец родился сын, будущий царь Иван Васильевич. Этот государь отправил в монастырь двух жён, его сын царевич Иван Иванович также дважды разводился со своими бездетными супругами. Второй сын Ивана Грозного царь Фёдор Иванович не пожелал разводиться с Ириной Годуновой, несмотря на то, что детей у них не было. В результате после смерти Фёдора начались события, известные как Смутное время, которые привели к войнам и разорению многих земель и городов.

Чтобы у царя родился наследник, по представлению людей того времени, нужно было заслужить милость Божью. Царская чета отправлялась в многочисленные богомольные поездки по монастырям и церквям. Они делали богатые вклады в храмы: иконы, книги, облачения. Многие из них, например, покровы на раки святых и богослужебные предметы, могли быть вышиты руками самой государыни.

Если всё складывалось благополучно и царица понимала, что ждёт ребёнка, она начинала особенно усердно посещать церкви и раздавать милостыню. Перед рождением детей жена царя Михаила Фёдоровича Евдокия Лукьяновна обязательно молилась в одной из почитаемых обителей: Николо-Угрешском монастыре под Москвой, Ивановском женском монастыре или Новоспасском монастыре, где были похоронены предки царя, бояре Романовы. Иногда она ходила в церковь Зачатия Богородицы в Китай-городе или Николы Явленного на Арбате.

К предстоящему событию готовились заранее: царица переставала принимать боярынь и не покидала своих хором. К ней приставляли повивальных бабок, для ребёнка заранее подбирали кормилицу. По обычаю, детей рожали не в жилых покоях, а в бане. После рождения ребёнка дворцовый священник сразу же нарекал ему имя того святого, чья память приходилась на этот день. Так, будущий царь Петр I родился в день святого Исаакия Далматского, а крестили его через месяц в честь апостола Петра. Поэтому первыми храмами в новой столице — Петербурге — стали Петропавловский и Исаакиевский соборы: в честь именин и дня рождения государя.

После наречения имени новорожденного показывали царю-отцу, и он оповещал о радостном событии патриарха и бояр, затем отправлялся в парадном одеянии на праздничный молебен в Успенский собор Кремля. В следующие дни гонцы рассылали по всей стране грамоты о рождении царевича или царевны, а царь устраивал для своего окружения родинный пир в Грановитой палате, куда обязательно приглашали деда новорожденного — отца царицы. Потом назначали день торжественного крещения, которое чаще всего происходило в Успенском соборе или Чудовом монастыре Кремля.

После крещения ребёнка следовал пир, который назывался крестинным. Во время празднования патриарх и бояре поздравляли царя и подносили свои подарки — драгоценные серебряные позолоченные кубки. Иногда государыня через несколько дней тоже устраивала отдельный приём в своей Золотой палате.

В 1631 году царица принимала поздравления по случаю рождения царевны Марфы Михайловны. «И пошёл государь с патриархом, и бояре в Царицыну Золотую палату, и царице и великой княгине Евдокии Лукьяновне здравствовали и образами благословлял святейший патриарх. И бояре, и окольничьи, и все думные люди ходили к царице здравствовать и дары приносили: кубки, соболи, атласы золотные и камки. И царица даров у них принимать не велела, а пожаловала дарами их, кто что приносил, и жаловала бояр, окольничьих и думных людей взваром и коврижками и романеею». По традиции того времени, таким образом государыня проявила милость к подданным и не стала принимать дорогостоящих подарков, а угощала всех сладостями и заморскими винами.

Пир царицы на женской половине дворца. Рисунок Е.Д. Петровой для книги «Царский пир» Н.В. Рощиной.

После рождения ребёнка царь заказывал икону, которая носила название «мерной». Для неё брали доску точно в рост родившегося младенца и писали изображение того святого, чьё имя он получал при крещении.

Боярыни из свиты царицы. Рисунок из рукописной книги: Описание в лицах торжества, происходившего в 1626 году февраля 5 дня при бракосочетании царя и великого князя Михаила Фёдоровича с государынею царицею Евдокией Лукьяновной из рода Стрешневых. Россия, вторая половина XVII века.

Теперь перед царицей стояла задача подобрать для новорождённого штат придворных. Главной фигурой в нём была боярыня, которая называлась «мамкой». Роль эту доверяли только близкой к царице и проверенной женщине, чаще всего родственнице. Мамой царевича Алексея Михайловича в 1629 году стала жена царского дяди Ивана Никитича Романова. Мамой своего старшего ребёнка, царевича Дмитрия, царица Мария Ильинична назначила собственную мать. Эта должность была очень почётной и вознаграждалась жалованьем, равным боярскому. Маме подчинялись кормилица, няньки и постельницы. Обычно для всех царевичей и царевен сразу назначалась и боярыня-казначея, потому что подарки, поднесённые подданными царю и царице, составляли казну новорождённого. Когда дети вырастали, кормилица оставалась при них как одна из служанок, а мама по-прежнему отвечала за всю прислугу и повседневную жизнь.

Спас на престоле. Икона в окладе. Москва, 1648. Подарена царём Алексеем Михайловичем царице Марии Ильиничне по случаю рождения сына Дмитрия.

Обычно для царских детей уже в возрасте трёх-четырёх лет строили отдельные хоромы из нескольких комнат, куда они переезжали вместе со своими придворными. С боярыней-мамой и служанками царские дети проводили большую часть времени, родителей они видели не так часто, только в церкви и по вечерам.

Фрагмент из книги историка и автора популярных музейных изданий М.Г. Ракитиной «Жизнь на женской половине царского дворца в XVI-XVII веках».
Святой Иоанн Белгородский. Икона. Деиталь. Москва, 1633. Мерная икона царевича Ивана Михайловича.
Святой Иоанн Белгородский. Икона. Москва, 1633. Мерная икона царевича Ивана Михайловича.
1 из 2

Комментарии