Как готовились к рождению детей царицы в XVI-XVII веках
Молодая супружеская чета. Деталь миниатюры из рукописной книги: Лекарство душевное. Троице-Сергиев монастырь, 1670. Никифор и Семён Кузьмины.
Чтобы у царя родился наследник, по представлению людей того времени, нужно было заслужить милость Божью. Царская чета отправлялась в многочисленные богомольные поездки по монастырям и церквям. Они делали богатые вклады в храмы: иконы, книги, облачения. Многие из них, например, покровы на раки святых и богослужебные предметы, могли быть вышиты руками самой государыни.
Если всё складывалось благополучно и царица понимала, что ждёт ребёнка, она начинала особенно усердно посещать церкви и раздавать милостыню. Перед рождением детей жена царя Михаила Фёдоровича Евдокия Лукьяновна обязательно молилась в одной из почитаемых обителей: Николо-Угрешском монастыре под Москвой, Ивановском женском монастыре или Новоспасском монастыре, где были похоронены предки царя, бояре Романовы. Иногда она ходила в церковь Зачатия Богородицы в Китай-городе или Николы Явленного на Арбате.
К предстоящему событию готовились заранее: царица переставала принимать боярынь и не покидала своих хором. К ней приставляли повивальных бабок, для ребёнка заранее подбирали кормилицу. По обычаю, детей рожали не в жилых покоях, а в бане. После рождения ребёнка дворцовый священник сразу же нарекал ему имя того святого, чья память приходилась на этот день. Так, будущий царь Петр I родился в день святого Исаакия Далматского, а крестили его через месяц в честь апостола Петра. Поэтому первыми храмами в новой столице — Петербурге — стали Петропавловский и Исаакиевский соборы: в честь именин и дня рождения государя.
После наречения имени новорожденного показывали царю-отцу, и он оповещал о радостном событии патриарха и бояр, затем отправлялся в парадном одеянии на праздничный молебен в Успенский собор Кремля. В следующие дни гонцы рассылали по всей стране грамоты о рождении царевича или царевны, а царь устраивал для своего окружения родинный пир в Грановитой палате, куда обязательно приглашали деда новорожденного — отца царицы. Потом назначали день торжественного крещения, которое чаще всего происходило в Успенском соборе или Чудовом монастыре Кремля.
После крещения ребёнка следовал пир, который назывался крестинным. Во время празднования патриарх и бояре поздравляли царя и подносили свои подарки — драгоценные серебряные позолоченные кубки. Иногда государыня через несколько дней тоже устраивала отдельный приём в своей Золотой палате.
В 1631 году царица принимала поздравления по случаю рождения царевны Марфы Михайловны. «И пошёл государь с патриархом, и бояре в Царицыну Золотую палату, и царице и великой княгине Евдокии Лукьяновне здравствовали и образами благословлял святейший патриарх. И бояре, и окольничьи, и все думные люди ходили к царице здравствовать и дары приносили: кубки, соболи, атласы золотные и камки. И царица даров у них принимать не велела, а пожаловала дарами их, кто что приносил, и жаловала бояр, окольничьих и думных людей взваром и коврижками и романеею». По традиции того времени, таким образом государыня проявила милость к подданным и не стала принимать дорогостоящих подарков, а угощала всех сладостями и заморскими винами.
Пир царицы на женской половине дворца. Рисунок Е.Д. Петровой для книги «Царский пир» Н.В. Рощиной.
Боярыни из свиты царицы. Рисунок из рукописной книги: Описание в лицах торжества, происходившего в 1626 году февраля 5 дня при бракосочетании царя и великого князя Михаила Фёдоровича с государынею царицею Евдокией Лукьяновной из рода Стрешневых. Россия, вторая половина XVII века.
Спас на престоле. Икона в окладе. Москва, 1648. Подарена царём Алексеем Михайловичем царице Марии Ильиничне по случаю рождения сына Дмитрия.
Фрагмент из книги историка и автора популярных музейных изданий М.Г. Ракитиной «Жизнь на женской половине царского дворца в XVI-XVII веках».
Комментарии
Отправить комментарий