Спор новообрядца с древлеправославным христианином: О блаженном Феодорите Кирском и его сочинениях против св. Кирила Александрийского
Новообрядец: Теперь прошу вас выслушать следующее. Блаженный Феодорит, епископ кирский, написал ложные сочинения против 12-ти глав св. Кирилла Александрийского, обвиняя его в еретичестве, тогда как св. Кирилл был вполне православен, а также и против ефесского собора, и на Пятом вселенском соборе Феодорит был предан проклятию вместе с его ложными сочинениями. Однако же как Пятый вселенский собор признается святым, так и Феодорит признается блаженным и даже в некоторых местах святым. Мне думается, что это может служить оправданием нашей церкви в лице московских соборов XVII века.
Древлеправославный: Скажите, пожалуйста, откуда вы взяли, что Пятый вселенский собор предал проклятию Феодорита за то, что он написал ложно на Третий вселенский собор и на 12 глав Кирилла Александрийского?
Новообрядец: Как же, ведь писал же Феодорит эти ложные сочинения!..
Древлеправославный: Да, писал.
Новообрядец: А на Пятом вселенском соборе его осудили; как же, я нередко слыхал, миссионеры приводят это на беседах.
Древлеправославный: Чего уж только ваши миссионеры на беседах не приводят!
Чем доверяться на слова миссионеров, я лучше вам прочитаю из самого деяния Пятого вселенского собора об этом, а вы послушайте. Читаю из послания Вигилия Валентиниану, епископу томийскому: «И так как сын наш, славный и знаменитый муж Визиниан, а вместе с ним и те, которые наблюдают в Константинополе по делам Церкви твоего братства, как известно, равным образом сказали, что враги Божии выдумали и то, будто в нашем решении (чего да не будет) осуждены личности епископов Ивы и Феодорита, то пусть прочитают, что мы определили в послании к брату нашему Мине, епископу города Константинополя, о деле, которое здесь поднято, и тогда убедятся, что, при помощи Божией, нами не допущено, или даже не было в намерении ничего, что оказалось бы противным вере и учению достоуважаемых четырех соборов, на которых состоялись определения об одной и той же вере, то есть Никейского, Константинопольского, Ефесского первого и Халкидонского, или что относилось бы к оскорблению одного из тех, которые подписались под вышеописанным определением халкидонской веры» («Деяния вселенских соборов», т. V, стр. 175-176).
Видите, что говорится в деяниях этого собора, не только Феодорит не осужден, но даже не было допущено и оскорбления.
На Пятом вселенском соборе были преданы осуждению и анафематствованию сочинения Феодорита, написанные им против ефесского собора и, в частности, против 12 глав Кирилла Александрийского, но не он лично. Это видно опять-таки из того же деяния Пятого вселенского собора: «Осуждаем и анафематствуем, — пишется там, — вместе со всеми другими еретиками, которые были осуждены и анафематствованы вышеупомянутыми святыми четырьмя соборами и святою кафолическою и апостольскою Церковью, и Феодора, который был епископом Мопсуета, и его нечестивые сочинения, и то, что нечестиво написал Феодорит против правой веры и против двенадцати глав св. Кирилла и против Ефесского собора, и что написано им в защиту Феодора и Нестория» (с. 187). Далее: «Итак, анафематствуем... что нечестиво написал Феодорит»... (там же). Далее: «Если кто защищает нечестивые сочинения Феодорита, которые он написал против истинной веры и против первого Ефесского святого собора и св. Кирилла и двенадцати его глав... тот да будет анафема» (там же). И, наконец: «Евтихий, милостию Божиею епископ Константинополя, нового Рима, определил то, что выше изложено... осуждаю и анафематствую... что нечестиво написал Феодорит, как сказано выше, и подписал» (там же, и следуют подписи членов Пятого вселенского собора).
Как же после этого можно говорить, что Пятый вселенский собор проклял Феодорита?
Новообрядец: Да, отсюда вполне ясно, что Феодорит не был проклят Пятым собором. Но мне вот что кажется странным: как же могло случиться, что Феодорит, столько написавший против православной веры, все-таки остался православным?
Древлеправославный: Феодорит писал эти сочинения против Кирилла и другие во время Третьего вселенского собора и после, и отлучен был от общения церковного еще в то время, когда он, в числе других нескольких епископов, впервые не покорился определению Третьего вселенского собора и участвовал в так называемом «отступническом» сборище, как это видно из деяний Третьего вселенского собора; там пишется: «Святый собор сказал: за оскорбления, нанесенные честнейшим Иоанном, епископом антиохийским, и его сообщниками святейшему и благочестивейшему Кириллу епископу и благочестивейшему и блаженнейшему епископу Мемнону, святой собор, после этого третьего нашего зова, которому Иоанн (с сообщниками) никак не хотели повиноваться, — не пришли в собрание святого собора и не изложили причин, по которым они, вопреки законам и канонам Церкви, выдумали такое нововведение, должен был произвести суд, достойный такого безумия, и против него, и против его сообщников. И хотя мы считаем долгом епископского благодушия кротко и терпеливо переносить случившееся, но теперь, после того, что определено, да будут уже отлучены от церковного общения» — следуют имена епископов отлученных, и в том числе упоминается Феодорит Кирский («Деяния вселенских соборов», т. I., изд. 1887 г., стр. 285). Но впоследствии он отрекся от своего образа мыслей и проклял Нестория и его лжеучение.
Новообрядец: Откуда же это видно?
Древлеправославный: Это видно, во-первых, из книги «Историческое учение об отцах Церкви», где пишется следующее: «Действия Феодорита по отношению к целой Церкви начались с того времени, как Несторий был объявлен (430 г.) еретиком на соборе александрийском. С одной стороны, давнее знакомство с Несторием, который, по строгой жизни казался и для других достойным уважения, с другой — подозрение против анафематизм Кирилла Александрийского, показавшихся апологиею не в защиту православия, а учения Аполлинариева, расположили Феодорита написать строгие ответы на анафематизмы Кирилла. Но в то же время он вместе с Иоанном Антиохийским убеждал Нестория обратиться со строгим вниманием к своим мыслям и поспешить успокоить волнения, происшедшия из-за него в Церкви. Когда некоторая поспешность, допущенная Кириллом на соборе в решительном заключении суда над Несторием, подала повод объявить неправильными действиями собора, Феодорит (в 432 г.) написал новое сочинение против Кирилла. Но потом, когда спокойным размышлением ближе рассмотрены были определения Ефесского собора, Феодорит и патриарх антиохийский вошли в миролюбивое соглашение с Кириллом; Несторий, и прежде того никогда не оправдываемый, был осужден, и союз братства после того не нарушался» («Историческое учение об отцах Церкви» Филарета Черниговского, т. III, стр. 118 и 119).
То же пишется о Феодорите и в другой книге следующее: «О Феодорите, епископе кирском, и Иве, епископе едесском, известно, что они осуждены были Диоскором на соборище Ефесском». Следовательно, оба они осуждены были, во-первых, таким лицом, которое, как мыслившее не православно, само достойно было осуждения, а во-вторых, в таком собрании пастырей, которое запятнало себя позорным именем разбойничьего соборища. Суд такого лица и такого собрания, очевидно, не есть суд. Правда, как Феодорит, так и Ива, не чужды были неправославных мыслей. Собор Халкидонский и смотрел на них, как на неправомыслящих. Несмотря на то, оба они приняты были в общение с Церковью справедливо: ибо собор сей со всем тщанием рассматривал обстоятельства осуждения Феодорита и Ивы, испытывал их в православии, и не прежде принял их в общение с Церковью, как совершенно удостоверившись в их православии, — в оставлении ими прежнего суемудрия и возвращения к правой вере. Как же после сего принятие их подрывает важность собора Халкидонского? Если бы и было известно, что Феодорит и Ива снова уклонились к своему неправомыслию, то из-за них несправедливо осуждать и отвергать собор Халкидонский. Евтихиане принимают Первый вселенский собор, бывший в Никее, но собор сей в свое время принял в общение с Церковью несколько таких епископов, которые впоследствии снова оказались еретиками. А что касается до того обстоятельства, что собор Халкидонский не потребовал от Феодорита Кирского, чтобы произнес проклятие на свои сочинения против св. Кирилла Александрийского, то требование сие было бы излишне, потому что Феодорит на сем же соборе произнес проклятие на Нестория и его лжеучение: значит, с этим вместе он решительно отрекся и от тех мыслей, которые прежде защищал вместе с Несторием» («Обличительное богословие» Иннокентия архимандрита, изд. 1895 г., Казань, т. I, стр. 171, 172 и 173).
Наконец, о том же пишется и в деяниях Пятого вселенского собора: «Святый собор сказал: Имея в виду то, что нечестиво написал Феодорит, должно удивляться проницательности святого Халкидонского собора. Ибо, зная его богохульства, он прежде довольно часто употреблял против него многия воззвания; а после иначе не принял бы его, если бы он наперед не анафематствовал Нестория и его богохульства, в защиту которых прежде писал» («Деяния вселенских соборов», т. V, стр. 119).
Из этих свидетельств ясно, что Феодорит во всем, что писал противного правой вере, раскаялся и был принят в общение с Православною Церковью. На Пятом же вселенском соборе осудили и предали анафематствованию только его неправославные сочинения.
Новообрядец: Вы мне прочитали из книги «Историческое учение об отцах Церкви», где сказано, что Феодорит вошел с Кириллом Александрийским в миролюбивое соглашение, между тем в деяниях Пятого вселенского собора есть послание (с. 117) Феодорита, писанное к Иоанну, архиепископу антиохийскому, когда умер Кирилл, архиепископ александрийский. Следовательно, Феодорит против св. Кирилла вооружался и по смерти его. Как же это объяснить?
Древлеправославный: Я ожидал, что вы это скажете. Объяснить это можно просто. В той же книге, из которой я вам читал о миролюбивом соглашении Феодорита с Кириллом Александрийским, есть примечание, где пишется следующее: «Надобно знать, что ходят письма Феодорита к Несторию, в которых один другого они приемлют: но они вымышленные, их выдумывают еретики с тем, чтобы ими сражаться с собором (Ефесским)». Сам св. Кирилл писал: «Если некоторые говорят, будто они (восточные) совсем другое утверждают, то таким ненадобно доверять, а следует гнать их, как обманщиков и лжецов, подобных отцу своему диаволу. Если они станут показывать и письма, будто бы писанные мужами знаменитыми, а на деле только вымышленные, то не следует доверять их наглости». Гарньер, собравший (после Сирмонда) новый том переписки Феодоритовой, вовсе не обратил внимания на эти свидетельства Леонтия и самого Кирилла. «Следуя сим свидетельствам должны мы признать за подложные так называемые письма Феодорита: а) к Несторию; б) к Иоанну Антиохийскому о смерти Кирилла: писавший последнее письмо не умел сообразить и того, что Кирилл умер не в молодых летах и что писать о смерти Кирилла к Иоанну Антиохийскому было уже слишком поздно, — Иоанн давно был во гробе» («Историческое учение об отцах Церкви», стр. 119, в примечании).
То же самое пишется и в деяниях Пятого вселенского собора, в примечании к странице 117, где находится указанное вами послание Феодорита к Иоанну Антиохийскому. «Это послание, кажется, не принадлежит Феодориту, а скорее оно составлено еретиками, и особенно тем обличается оно в подложности, что Иоанн Антиохийский умер прежде блаженного Кирилла: ибо существует послание Кирилла к Домну, преемнику Иоанна, читанное на соборе Халкидонском (Деяние 14). Этот Домн поставлен был на место вышесказанного Иоанна уже по смерти его»... («Деяния вселенских соборов», т. V, стр. 117).
Новообрядец: Следовательно, здесь кем-либо учинен подлог?
Древлеправославный: Да, это сделано, как сказано, еретиками.
Новообрядец: Вы доказали, что Пятый вселенский собор предал осуждению не самого Феодорита, а только его ложные сочинения. Сам же Феодорит был предан отлучению на Третьем вселенском соборе и потом раскаялся. Это все хорошо вами доказано. Зачем же, в самом деле, миссионеры наши ссылаются на этот пример?
Древлеправославный: Зачем миссионеры ссылаются на этот пример, об этом надо спросить их самих, а я, со своей стороны, скажу: они ссылаются потому, что им в защиту своей церкви больше говорить нечего. Кроме того, здесь вот еще является что странным и, пожалуй, смешным, по отношению к вашим миссионерам: старообрядцы доказывают, и вполне основательно, что на московских соборах 1656-1667 гг. преданы проклятию православные христиане за то только, что содержали православные предания, то отсюда следует непременный логический вывод, что уже и самые предания осуждаются. Но миссионеры ни за что не соглашаются, они с пеною у рта кричат, что соборами осуждаются не предания и обряды, а люди, отделяющиеся от Церкви. Теперь же, когда с полнейшей ясностью доказано, что Пятым вселенским собором осужден не сам Феодорит, а его неправые сочинения, они также из кожи лезут, говорят, что Пятый вселенский собор предал проклятию Феодорита. Удивительная, но обыкновенная миссионерская манера!..
Новообрядец: Я еще укажу вам пример.
Древлеправославный: Хорошо, пожалуйста...
(Варакин Д .С . Рассмотрение примеров, приводимых в защиту реформ бывшего патриарха Никона).
Комментарии
Отправить комментарий