История Рогожского кладбища
"Рогожское кладбище возникло во время эпидемии чумы в 1771 году, когда все кладбища в черте города были закрыты, в том числе и два старообрядческих – одно за Тверскими воротами, другое у Донского монастыря. Взамен этих последних с разрешения графа Г.Г. Орлова, командированного в Москву для организации борьбы с чумой, старообрядцам, приемлющим священство, было отведено место за Рогожской заставой, направо от Владимирского шоссе, в поле.
Для устройства Рогожского кладбища была отчуждена земля государственных крестьян деревни Ново-Андроновки и земля ямщиков Рогожской ямской слободы, а также часть городской выгонной земли общей площадью около 24 десятин. Полученная земля была освобождена в то время от городских налогов. Территория находилась за заставой около карантина, в котором за больными и умирающими ухаживали старообрядцы. Первым здесь был погребен Матвей Васильевич Сумин, умерший 11 сентября 1771 года от чумы. Первые могилы до нашего времени не сохранились. Они известны по описаниям XIX – начала ХХ веков.
Старообрядцам было разрешено построить на Рогожском кладбище часовню для отпевания умерших. Письменного дозволения властей на строительство храма при этом не было дано, старообрядцы решили построить деревянную Никольскую часовню в надежде получить такое разрешение в дальнейшем. Когда в 1792 году правительство заинтересовалось обстоятельствами возведения храмов на Рогожском кладбище, бывший московский генерал-губернатор П.Д. Еропкин сослался на князя Г.Г. Орлова, позволившего соорудить часовню, в которой старообрядцы могли бы отпевать умерших. В последней четверти XVIII – начале XIX веков здесь были возведены три храма (часовни). В конце XVIII века у самой ограды кладбища построена деревянная Никольская церковь. В 1790–1792 годах сооружена каменная Покровская церковь, занявшая центральное место в ансамбле. В 1804 году южнее построен каменный храм Рождества Христова. Между Покровской и Никольской церквами располагалась отдельно стоящая деревянная колокольня с ярусом звона в виде ротонды с колоннами. В тот же период на средства прихожан были сооружены несколько корпусов богаделен, училищ, домов причта. Богадельни, занимавшие преимущественно каменные двухэтажные дома, назывались по имени своих основателей (Козина, Константиновская, Антоновская), а также Новая, Певчая, Холерная и другие. На территории общины находились несколько женских монастырей, носивших имена их настоятельниц (обители Александры, Девворы, Маргариты, Пульхерина обитель). С самого основания кладбища около него строились и частные жилые дома.
План Рогожского кладбища с поселком, составленный в 1804 году, дает представление о планировке и застройке его территории в этот период. Чертеж имеет следующее название: «План старообрядскому кладбищу, состоящему за Камер-Коллежским валом, по Таганской части во 2 квартале, учинен для строенья по прошению попечителя московского купца Шевякова декабря дня 1804 года». На листе есть подписи архитектора Жукова и полицейских чиновников. В экспликации к плану указаны владельцы смежных земель. С северной и западной стороны к Рогожскому кладбищу примыкали пахотные земли деревни Новой (Андроновки), с восточной, южной и частично с западной стороны располагались земли «Рогожской слободы ямщиков».
Огороженный забором участок имеет почти прямоугольную форму, его размеры составляют примерно две трети от сформировавшейся позднее территории Рогожского поселка. Юго-восточная и южная части еще не застроены, северная половина занята кладбищем. На чертеже обозначены существовавшие и предполагавшиеся к постройке здания. В центре застроенного участка показан Покровский собор, который описывается в экспликации, как «каменная летняя часовня вновь выстроенная и при оной деревянная колокольня». Небольшая, крестообразная в плане колокольня изображена к северу от Покровского храма. Странным кажется тот факт, что на месте Никольского храма на плане 1804 года показано «жилое строение», хотя документальные источники сообщают о существовании здесь каменной часовни уже в 1776 году.
С усилением гонений на старообрядцев в николаевское время, вследствие запрещения их общинам владеть недвижимым имуществом, принимать пожертвования и т.д., Рогожскому кладбищу был придан характер благотворительного учреждения, а весь комплекс в 1835 году переименован в Рогожский богадельный дом.
Территория Рогожского богаделенного дома увеличилась во второй половине XIX века за счет присоединенных участков, примкнувших к ней с южной и с юго-восточной стороны. Благодаря этому территория приобрела почти правильные прямоугольные очертания. Полоса земли, протянувшаяся с запада на восток вдоль южной границы, была распланирована и застроена по слободскому типу. Деревянные домики с палисадниками, в основном, одноэтажные, стояли по линии проезда, позади них были устроены небольшие огороды с сараями. Подобным же образом была перепланирована часть территории у западной ее границы, между оградой и храмами.
Первоначальная планировка была несколько иной – здесь располагались большие дворы, застроенные по периметру отдельно стоящими деревянными корпусами келий. Территория Рогожского богаделенного дома в этот период была урегулирована и благоустроена. Между храмами и участками с жилой застройкой были устроены небольшие скверы. На вновь присоединенном южном участке был выкопан пруд и построено каменное здание бани. У восточной границы располагались два вытянутых в плане пруда, на одном из которых был построен деревянный арочный мост и устроена Иордань. Берега прудов были выровнены, вдоль них проходили прямые аллеи. Вдоль восточной границы, за прудами на новой территории были устроены огороды. После присоединения новых участков территория была обнесена новой оградой. Вдоль западной границы, за оградой проходила дорога от Владимирского тракта к деревне Ново-Андроново.
С 1853 года община находилась в ведении Императорского человеколюбивого общества. В 1854 году по инициативе части прихожан во главе с В.А. Сапелкиным Никольская церковь была обращена в единоверческую. К этому времени она, вероятно, была уже каменной, однако в 1860-1870-е годы она была полностью перестроена. В 1856 году два других храма Рогожского кладбища были закрыты, алтари были запечатаны и превращены в часовни. Служба в них не велась вплоть до 1905 года. Известен план владения Старообрядческого Рогожского Богадельного дома 1881 года, который показывает значительное расширение территории кладбища относительно более ранних его изображений. Кладбище на севере доходит до дороги, а на востоке до границы участка. Планировка кладбища не показана.
В 1905 году, когда Николай II издал манифест о веротерпимости, были распечатаны алтари на Рогожском кладбище. На 1905–1914 годы приходится новый расцвет Рогожской старообрядческой общины. Был открыт особый «Старообрядческий институт», который начал действовать с 1911 года. В 1912–1913 годах в память распечатания алтарей был выстроен храм-колокольня с рельефами по фасаду, изображающими райских птиц Сирина, Алконоста и Гамаюна.
Рогожское кладбище отличалось от большинства кладбищ, устроенных по периметру города во время чумы 1771–1772 годов, обширными семейными захоронениями, обнесенными оградами. На каждом из родовых участков ставился высокий каменный крест на постаменте. Рядом находились захоронения с памятниками в виде саркофагов. Историк московских кладбищ А.Т. Саладин писал в 1916 году: «Первое, на что обращаешь внимание при входе на кладбище, – это характерно строгий однообразный вид могильных памятников. Почти все памятники сводятся к трем основным типам: гробницам, крестам на постаментах и более простым крестам – голубцам. Попадаются еще высокие четырехгранные кирпичные столбы, относящиеся к концу XVIII в. То есть к первым десятилетиям существования кладбища… Боковые асфальтовые дорожки переходят в кирпичные, а те разбегаются далее тропинками и оканчиваются там, где убогие деревянные голубцы скрываются в густой поросли, где тихо шелестят старые березы и трепещут клены» (Цитата дана по книге: Козлов В.Ф. Москва Старообрядческая: История. Культура. Святыни. М., 2011. С. 72).
На самом деле, территория кладбища была разделена преимущественно регулярной сеткой аллей на прямоугольные участки. Наиболее значимые родовые захоронения, так же, как и рассматриваемый участок архиерейских могил, были расположены по сторонам от центральной аллеи.
После 1917 года кладбище перестало быть только старообрядческим. Здесь стали хоронить всех, независимо от вероисповедания. Летом 1929 года Рождественская церковь была закрыта, в ней устроили рабочую столовую и буфет. Верхняя часть здания была разобрана, настенная роспись уничтожена. Покровский храм также был под постоянной угрозой закрытия, в нем предполагали устроить театр. В 1920-х годах были сняты колокола с Воскресенского храма-колокольни, в 1938 году во время грозы обрушился ее крест. В 1930-е годы наиболее массивные надгробия кладбища были распилены и использованы при благоустройстве города.
Хорошо, что не был осуществлен план превращения кладбища в общественный парк. Во время Великой Отечественной войны на Рогожском кладбище хоронили умерших в госпиталях участников боевых действий. Позднее здесь был установлен мемориал.
Современная площадь кладбища составляет около 12 га. Выявленный объект культурного наследия "Ограда участка Архиерейских могил, конец XIX века" расположен на 5-м участке Рогожского кладбища... Формирование комплекса архиерейских захоронений началось в 1880-е годы. Помимо старообрядческих священнослужителей и иерархов (митрополитов, архиепископов, епископов, священников), здесь похоронены диаконы и монахи".





Комментарии
Отправить комментарий