Отношение Русской Древлеправославной Церкви к патологоанатомическому вскрытию
Патологоанатомическое исследование тела человека проводится для того, чтобы выяснить причину смерти, выявить или охарактеризовать степень распространения болезни, а в случае проведения судебно-медицинского исследования определить еще и категорию смерти — насильственная или ненасильственная.
Поскольку смерть является неотъемлемой частью земной жизни всякого человека, то рано или поздно все сталкиваются с данным вопросом. При этом по причине отсутствия соборного разъяснения об отношении Древлеправославной Церкви к данному вопросу, среди древлеправославных христиан стали распространяться различные заблуждения и суеверия. Для исправления этой ситуации Собор считает необходимым сделать разъяснение данного вопроса с точки зрения православного вероучения, а также проинформировать христиан о том, как данный вопрос решен в Российской Федерации на законодательном уровне.
Основным заблуждением является мнение о том, что патологоанатомическое вскрытие может каким-то негативным образом повлиять на загробную участь умершего, а изъятие при вскрытии каких-либо органов может негативно сказаться на умершем в день всеобщего Воскресения мертвых. Данные заблуждения очевидным образом обличаются самой историей человечества и что важнее всего, историей Христианства.
Огромное количество святых мучеников было расчленено на части, растерзано дикими зверями или предано на сожжение. Безусловно, что в результате подобных казней часто не только нарушалась целостность тел святых мучеников, но и сами их тела уничтожались богоборцами полностью, без всякого остатка. В свидетели мы призовем обезглавленного нечестивым царем Иродом святого Пророка и Предотечю Крестителя Господня Иоанна, растерзанного свирепыми львами на арене языческого амфитеатра священномученика Игнатия Богоносца, сожженного никонианами-реформаторами священномученика протопопа Аввакума с соузниками. Нарушение целостности тел всех этих боголюбивых мужей, как и бесчисленного количества иных мучеников, не только не сказалось негативно на их загробной участи, но напротив, именно такая их смерть обеспечила святым страдальцам бессмертную славу у Бога и вечную память в сердцах христиан. Таким образом, названные примеры должны успокоить тех церковных чад, которые в силу простосердечия связывают с патологоанатомическим вскрытием указанные выше суеверные страхи.
Следует также обратить внимание христиан еще и на то, что, когда ставится вопрос о спасении жизни какого-либо человека (не исключая христиан) и необходимости проведения для этого хирургической операции, которая нередко сопровождается частичным или полным удалением поврежденного органа или части тела, то данная процедура ни у кого не вызывает протеста. Напротив, и сам болящий, и его близкие связывают с хирургическим вмешательством надежды на выздоровление и никак не препятствуют операции.
Но если считать допустимым хирургическое вмешательство в тело живого человека, когда для этого существует какая-то насущная необходимость, то нет оснований совершенно исключать подобное вмешательство в тело уже умершего человека. Тем более что это вмешательство осуществляется не с целью надругательства над телом умершего, но с цель более тщательного изучения заболеваний для совершенствования знаний борьбы с ними, а также с целью способствовать выявлению преступлений и наказанию преступников. Данные мотивы с точки зрения Церкви, несомненно, являются положительными.
Однако, при всем при этом, следует обратить внимание христиан и на другой аспект. Церковь относится к телам умерших не безразлично, но с глубоким почтением. Тело каждого верного христианина согласно православному вероучению является вместилищем Святого Духа и поэтому для Церкви оно священно. Кроме того, к благоговейному отношению к телам умерших нас подвигает и целомудрие.
Так, например, почтение к телам усопших иноков таково, что их не положено обмывать, чтобы не обнажать тела. И даже замена одежды на усопшем иноке по уставу, изложенному в чине иноческого погребения, должна производиться таким образом, что одновременно чрез главу на него должна одеваться новая одежда, а через ноги сниматься старая, чтобы никоем образом не была открыта телесная нагота: «Егда кто от братия инок изыдет к Богу, не подобает омывати тела его. Но ни зрети его. Ниже видетися отнюдь нагу… Потом снемлют с него сквернавыя ризы на ноги, и чистыя возлагают со главы. Никако же сего наготы видевши».
Из этого понятно, что передача тела усопшего инока или епископа для патологоанатомического вскрытия крайне нежелательна. И древлеправославные христиане должны знать, что законодательство Российской Федерации предоставляет возможность отказаться от патологоанатомического вскрытия не только в отношении иноков и священнослужителей, но и в отношении вообще всех верующих. Так в пункте 3 Приложения №1 к Приказу Министерства здравоохранения РФ от 6 июня 2013 г. №354н «О порядке проведения патолого-анатомических вскрытий» сказано: «По религиозным мотивам при наличии письменного заявления супруга или близкого родственника (детей, родителей, усыновленных, усыновителей, родных братьев и родных сестер, внуков, дедушки, бабушки), а при их отсутствии иных родственников либо законного представителя умершего или при волеизъявлении самого умершего, сделанном им при жизни, патолого-анатомическое вскрытие не производится, за исключением случаев:
1) подозрения на насильственную смерть;
2) невозможности установления заключительного клинического диагноза заболевания, приведшего к смерти, и (или) непосредственной причины смерти;
3) оказания умершему пациенту медицинской организацией медицинской помощи в стационарных условиях менее одних суток;
4) подозрения на передозировку или непереносимость лекарственных препаратов или диагностических препаратов;
5) смерти:
а) связанной с проведением профилактических, диагностических, инструментальных, анестезиологических, реанимационных, лечебных мероприятий, во время или после операции переливания крови и (или) ее компонентов;
б) от инфекционного заболевания или при подозрении на него;
в) от онкологического заболевания при отсутствии гистологической верификации опухоли;
г) от заболевания, связанного с последствиями экологической катастрофы;
д) беременных, рожениц, родильниц (включая последний день послеродового периода) и детей в возрасте до двадцати восьми дней жизни включительно;
6) рождения мертвого ребенка;
7) необходимости судебно-медицинского исследования».
На основании данного законодательного акта, любой верующий христианин может составить, например, нотариально заверенное заявление о своем отказе от патологоанатомического вскрытия. Данное заявление необходимо подать в медицинскую организацию по месту жительства, в которой заявитель получает первичную медико-санитарную помощь. Заявление же родственников об отказе от патологоанатомического вскрытия умершего должно быть подано организующему направление на вскрытие врачу (фельдшеру) медицинской организации, в которой умерший получал первичную медико-санитарную помощь, либо медицинской организации, осуществляющей медицинское обслуживание территории, где констатирована смерть. В случае же наступления смерти в стационарных учреждениях социального обслуживания или иных подобных организациях, заявление передается организующему направление на патологоанатомическое вскрытие тела умершего врачу (фельдшеру) указанных организаций либо медицинской организации, осуществляющей медицинское обслуживание этих организаций.
В рамках обсуждения данного вопроса повестки дня, Собор поручил Отделу информации и правового обеспечения проработать и решить вопрос с получением особого статуса для участка с захоронениями древлеправославных священнослужителей на Рогожском кладбище, чтобы исключить любую вероятность уничтожения священных для нас могил, а также погребение на этом участке посторонних лиц.
(Из Деяний Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви за 2019 г.)

Комментарии
Отправить комментарий