Священномученик Николай Прозоров и его переписка с Митрополитом Иосифом (Петровых)


ВОПРОСЫ СВЯЩЕНИКА НИКОЛАЯ (ПРОЗОРОВА)
И ОТВЕТЫ НА НИХ МИТРОПОЛИТА ИОСИФА (ПЕТРОВЫХ)

Ваше Высокопреосвященство,

Высокопреосвященнейший и дорогой наш Святитель!

По благословению Высокопреосвященного Владыки Димитрия осмеливаюсь просить Вас дать нам ответ на вопросы, выдвинутые пастырями Пензенской епархии из присоединенных к нам приходов. Эти ответы будут для нас как руководство и на будущее время:

1). Православные приходы окружены теперь или живцами и обновленцами или сергианами. Но население смежных приходов имеет обоюдные родственные связи и потому часто приносят в православные храмы младенцев, крещеных обновленцами и сергианами. Нужно ли помазывать их св. мyром, а как быть с крещеными сергианами?

Ответ: Обновленческих – да, помазывать св. мyром, но "сергианских" – пока нет! ибо они – "сергиане" по недоразумению, в стадии происходящего еще разрешения этого дела.

2). Три месяца тому назад м. Кириллом Пензенским некто псаломщик Панов рукоположен в священники в тот же приход, где он был псаломщиком. Теперь приход и он думают перейти к нам. Как быть с Пановым? Каким образом его принять?

Ревностные из прихожан не хотят признавать его рукоположение. Наше духовенство там в смущении и запрашивает нас. Вопрос серьезный, а потому мы и обращаемся к Вашему Высокопреосвященству за разъяснениями.

Ответ: Принять надлежит после велегласного исповедания присоединяющимся истины. Для успокоения "ревностных" можно рекомендовать священнику покорно принять некоторую епитимию – в виде временного воздержания от священствования (недели 2-3 и до месяца).

Относительно рукоположения надлежит руководствоваться практикой, установленной при Патриархе для приема посвященных обновленцами: принявших посвящение от архиереев старого наставления (уклон в обновленчество) принимались покаянием и епитимией (вроде указанной выше). Тем же порядком разрешалось принимать тех, которые приняли посвящение, хотя и от новых архиереев, но принявших свою хиротонию от старых и без нарушения правил, церковных (неженатые и т. д.). Только принявшие посвящение от женатых епископов и с нарушением церковных правил отметались совершенно и рассматривались как непосвященные.

3). Гражданские браки, т. е. открытое блудодеяние и мерзкое богохульство, в провинции входят в силу. Батюшки просят благо­словения лишать христианского погребения лиц, бывших в этих грехах и умерших, не очистив себя покаянием. Или же отпевать их на дому, а не в храмах? Вот меры борьбы с развратом, предлагаемые пастырями.

А Вы, дорогой Владыко, как смотрите?

Ответ: Правильно, но в отдельных случаях возможны некоторые снисхождения. Например, кто-нибудь из неповенчавшихся все время сознавал свой грех и не успел по надлежащему исправить его или не смог. Таких, хотя и на дому ради уменьшения скорби родных, прилично отпевать. Явных и злостных богохульников отпевать было бы соблазном. Пусть хоронят по безбожному. Точно также и невенчавшихся по злобе и отчуждению от Святой Церкви, без всякого сознания греховности своей жизни.

Я оставляю здесь же место для ответа, дабы не утруждать Вас лишним писанием. Во всем другом же у нас мир и благополучие. Не хватает только Вашей Святыни, дождемся ли? (Мало надежды. Жду вас сюда).

Да хранит Вас Господь Бог и укрепит. Ведь дышим Вами (и не легко, вероятно?). Прошу молитв и святительского благословения.

Ваш покорный и преданный послушник, грешный иерей Николай Прозоров

Дорогой отче! Привет и благословение. И спасибо за помощь Владыке. Берегите его!

9/22 февраля 1929 г.

Источник

† Прозоров Николай Федорович

Священномученик Николай (Николай Фёдорович Прозоров) родился в с. Покровское Пензенской губ. 18-ти лет, в 1915 г., он оставил семинарию и пошел добровольцем защищать Отечество на германский фронт после обучения в Михайловском Артиллерийском училище. На фронте он командовал батальоном. Революция застала его подпоручиком. В 1918 году — инспектор Всевобуча.

По возвращении с фронта в Пензу в 1918 г. он был обвинен чекистами в «офицерском заговоре» и приговорен к расстрелу. Молодой, полный жизни и мужества офицер дал обет стать священником, если Господь сохранит ему жизнь. Находясь среди смертников в общей камере, он предложил прочитать вслух акафист свт. Николаю, защитнику невинно осужденных. Часть офицеров согласилась и пропела акафист, а другие отказались. Все читавшие акафист были избавлены от казни и получили сроки тюремного заключения, а их соузники были расстреляны. Оказавшись на свободе, Николай принял в 1919 году священство. Рукополагал его архиепископ Иоанн (Поммер). 

В 1919—1927 годы — служил в сельских храмах близ Пензы. Арестовывался в 1924 году, вскоре освобождён. С начала 1927 жил в Ленинграде, учился в Богословско-пастырском училище, а затем на Высших Богословских курсах (до июля 1928). Служил в церкви Лаврской Киновии. В 1928—1929 года настоятель церкви Св. Александра Ошевенского на Пискарёвке. Иосифлянин, был секретарём епископа Димитрия (Любимова).

28 ноября 1929 года батюшку арестовали вместе с группой иосифлянского духовенства, не признавшей «Декларации» митр. Сергия, и по постановлению КОГПУ от 3 августа 1930 года приговорили к высшей мере наказания. Прощаясь с сокамерниками, батюшка радостно сказал: «Господь зовет меня к Себе, и я сейчас буду с Ним!».

Расстрелян 21 августа 1930 года.

В 1981 году Русской Православной Церковью Зарубежом иерей Николай Прозоров был прославлен и причислен к лику Новомучеников и Исповедников Российских. Память его 6/19 августа.

Комментарии