Иван Ильин о том, как русские люди превращаются в советских патриотов



Пути этого превращенiя различны и многообразны, и не всѣ дороги заслуживаютъ особаго описанiя. Трагедiя голода, безработицы и отчаянiя; трагикомедiя паники, безволiя и безличности; комедiя глупости, хитрости и невѣжества – понятны. Но есть и сущiя превращенiя. Есть искреннiя превращенiя: человѣкъ тоскуетъ по родинѣ, а родина для него не духъ, не честь, не культура, не самостоятельное и свободное цветенiе народной души и даже не рангъ народа въ мiровой исторiи. Родина для него – это стихiя нацiональнаго языка (хочу говорить по-русски!); ширь ландшафта (мнѣ здѣсь тѣсно и душно, хочу нашихъ равнинъ и лѣсовъ!); острота климата (морозы, снѣга, весеннiй вѣтеръ, грозы, ливни, бури!) и ароматъ быта (выветрившiйся въ совѣтчинѣ!).

Отъ многолѣтней усталости, близорукости и поверхностнаго жизневозприятiя – онъ перестаетъ возпринимать порочное, позорное и противорусское качество совѣтчины.
Пропаганда подталкиваетъ его, колеблющагося, – и онъ готовъ «сопричислиться». Такихъ немало. Можетъ быть, они уцѣлѣютъ, по своей незамѣтности, гдѣ-нибудь въ уголочкѣ…
Но есть и неискреннiя превращенiя. Человѣкъ отлично понимаетъ и порочность, и позорность, и антинацiональность совѣтчины; понимаетъ, но не чувствуетъ ея; и потому всё это не мѣшаетъ ему «сопричислиться». У него холодное сердце и мертвая совѣсть: въ немъ нѣтъ русскаго патріотизма, нѣтъ любви къ своему народу, нѣтъ живаго отвращенiя къ той системѣ пошлости, лжи, насилiя и раболѣпства, которая уродуетъ добрую и благородную душу нашего народа. Онъ холодно наблюдаетъ, разсчитываетъ, любопытствуетъ, «прикидываетъ». Вѣдь «умные» люди вообще вѣрятъ въ «правоту» сильнаго и въ уменiе держать носъ «по вѣтру»; а смыслъ великаго урагана исторiи и скрытый въ немъ приговоръ злодѣйству имъ недоступенъ. И вотъ онъ готовитъ себѣ необходимыя «связи», лжетъ по-русски, смѣшиваетъ Россiю съ Совѣтскимъ Союзомъ, путаетъ всѣ понятiя, выдаетъ зло за добро и добро за зло, отправляетъ другихъ на погибель и становится слугою дiавола. Такова была предательская роль Бердяева, который, впрочемъ, совсѣмъ не былъ одинокъ. Такимъ совѣтская власть не вѣритъ, такихъ она не цѣнитъ; и въ этомъ она права. Они будутъ использованы, а затѣмъ уничтожены какъ подозрительные перебѣжчики.

Итакъ, люди «превращаются» отъ духовной слѣпоты: или наивно-безпомощной, или порочно-сознательной. Наивная безпомощность иногда выражается въ своеобразномъ «дальтонизмѣ»: человѣкъ вдругъ (или постепенно!) слѣпнетъ для однаго «цвѣта», для опредѣленнаго сектора жизни. Одинъ увѣровалъ, что успѣхъ Красной армiи составляетъ честь и славу Россiи. Другой увѣровалъ, что санъ Всероссiйскаго Патріарха дѣлаетъ человѣка «мудрымъ», «геніальнымъ», «священномученикомъ». И вотъ онъ уже шепчется съ чекистами въ рясахъ, прислуживаетъ въ храмѣ и мечтаетъ подмять подъ совѣтскую церковь всѣ восточныя патріаршества. Третiй преклонился передъ – «заводами-гигантами» и восторгается лозунгомъ «догнать и перегнать Америку!» И вотъ, онъ уже горюетъ о томъ, что совѣтофилъ Капица все еще не подарилъ Совѣтамъ атомную бомбу.

И всѣ они, по слѣпотѣ и глупости промѣнявъ Россiю на Советскiй Союзъ, мнятъ себя «патріотами».

Этимъ всѣмъ одна судьба: «коготокъ увязъ – всей птичкѣ пропасть», такова «власть тьмы». Духовной зоркости не хватило – ослѣпнетъ совсѣмъ. Проглотилъ маленькаго «чертенка» – проглотитъ и всего «дiавола».

Во всѣхъ этихъ превращенiяхъ – искреннихъ и неискреннихъ – дѣло не просто въ недостаткѣ освѣдомленности или въ интуитивной зоркости. Дѣло въ скудости духа: въ недуховности «патріотизма», въ бездуховномъ политиканствѣ, въ духовно-мертвомъ возприятiи армiи, въ духовно-слѣпой религіозности, въ духовно-индифферентномъ трактованiи нацiональнаго хозяйства.

Ибо безъ духовнаго измѣренiя вещей, явленiй и человѣческихъ дѣлъ – безъ измѣренiя глубины, безъ «Божьяго луча, безъ совѣсти и чести» – все становится мелкимъ, плоскимъ, пошлымъ и соблазнительнымъ». А въ нашу эпоху величайшаго, обостреннаго и обнаженнаго соблазна – всякая духовная скудость и слѣпота (въ политикѣ, въ хозяйствѣ, въ церкви и въ армiи) ведетъ къ приятiю безбожiя, къ содействiю мiровой революцiи и къ предательству Россiи.


Иван Ильин, Наши задачи, 1948 год

Комментарии