Митрополит Антоний (Храповицкий): Вознесение Господне


Вознесение Господне

Мысли Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого), высказанные им в проповедях

(Деян. 1). Воскресе Христос и в течение 40 дней являлся апостолам, уча их о царствии Божием и повелел им быть в Иерусалиме и ждать обетования Св. Духа "через несколько дней."

Как же ждали они этого обетования? Они спрашивали Его: "Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?" Спаситель не отвечает им отрицательно, но говорит, что не их дело испытывать сроки: - "Но вы примите силу, когда сойдет на вас Святой Дух." Они думают о царстве земным, а Он, не отрицая устроения царства израильского, говорит, что оно будет в ином виде, чем они ждут: - его содержание будет в явлении силы Духа Святого. Они хотят чуда, оно и будет, через несколько дней, но они хотят чудесного явления силы земной, а будет явлена сила Духа Святого. Устроение царства земного, это такая мелочь перед устроением Царства Духа, но они хотят первого, а Он хочет, чтобы они желали второго и готовит их к нему.

Сейчас Россию постигла кара за преступления и проявляются силы Духа, но люди не их ищут и усваивают, а просят царства земного.

Господь дает просвещение душ, духовную благодатную силу, а русские израильтяне хотят царства земного. Они хотят царя или повелителя убивающего и покоряющего. Они отвергают камень, который должен сделаться главою угла Святой Руси:"это от Господа и есть дивно в очах наших" (Пс. 117:23) Но люди не понимают этого великого призвания. "Потому сказываю вам: отнимется от вас Царствие Божие и дано будет народу приносящему плоды его" (Мф. 21:43). Дано будет тем, кто хочет просвещения духовного. Рожденные от Бога и просвещенные Духом любят веру, подвиг, благодать, истину и смирение. Сыны земли любят иные ценности.

Далеки, так далеки люди от Христа!

Они веруют в политическую власть и силу и так далеко их сердце от Царствия Божия. О, если бы люди полюбили Бога и приняли, обогатились и укрепились дарами Святого Духа! Тогда власть земная естественно приложилась бы им.

Ныне же нам надо безропотно нести свой крест, и не только безропотно, но с благодарностью и в терпении. Будем же его нести, будем искать и желать Духовного просвещения и будем надеяться твердо, что тогда даст нам Господь услышать, что спасение наше "через немного дней."

Вознесение Господне на небо (Беседа Христа с Никодимом)

"Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын человеческий, сущий на небесах" (Иоан. 3:13). Так Господь предсказывал о Своем вознесении на небо. Предсказывал Он это, не однажды, ибо, когда Он вскоре после этих слов говорил иудеям в Капернауме о причащении Его тела и крови, то прибавил для неверующих: "Это ли соблазняет вас? что же, если увидите Сына Человеческого, восходящего туда, где был прежде?" (Иоан. 6:62).

Не была чужда иудеям мысль о вознесении Мессии на небо, как сказано было в пророчествах Даниила о Сыне Человеческом, который подымится на небо и даже до Ветхого днями дойдет, и дана ему была власть и сила, тысяча тысяч и тьма тем служили Ему. Эти слова толкователи и читатели Ветхого Завета относили к ожидаемому Мессии, но перетолковывали их в том политическом, шовинистическом смысле, как последнее возвеличение человека-Мессии Богом. Только в этом смысле становятся понятными слова Христа к Никодиму, которые, как мы уже однажды толковали, являются последовательным опровержением мессианских чаяний иудеев и противопоставления им толкования христианского. Не человек Мессия будет постепенно возводиться в Божеское достоинство, но Мессия-Бог умаляется до образа и подобия человека. Тогда нам представится совершенно понятным Христово изречение: "Никто же взыде на небо токмо сшедый с небесе Сын Человеческий, Сый на небеси." И далее Господь продолжает Свое истолкование подвига Искупителя. Не земная слава и власть ожидает на земле воплотившегося Сына Божия, но как вознес Моисей змию в пустыне, так должно быть вознесену Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную. Иудеи веровали, согласно их истолкованию пророчеств, что Мессия будет судить всех людей: они не различали первого от второго пришествия Мессии. От такого ошибочного ожидания предостерегает Господь Своим словом. "Ибо не послал Бог Сына Своего, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасен через Него" и т .д. Самый суд не будет подобен суду мирскому, и Суд уже состоит в том, что Свет пришел в мир, но люди возлюбили более тьму, нежели свет, потому что дела их были злы (Иоан. 3:19).

Таков ответ Господа на все три ошибочные ожидания, которые направлены были иудеями к Его лицу, как Мессии.

Никодима Господь убедил в правильных мыслях о Нем, что видно из дальнейшего проявления верности и преданности Спасителю (Иоан. 7:50-51). Он удостоился помазать бездыханное тело Господа. Возможно, что Никодим был в числе видевших Христа воскресшим из мертвых (1 Кор. 15:6) вместе с теми 500 братий, о которых Апостол говорит в первом послании к Коринфянам. Во всяком случае краткие упоминания Господа о предстоящем вознесении Его от земли на небо поставлены нами в тесную связь между собою и проливают яркий свет на последовательность Евангельских событий. Самое сильное предсказание этого события мы находим в ответе Христа Синедриону. Когда первосвященник сказал Ему: "заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам Ты ли Христос Сын Божий, Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам, отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных." (Мф. 26:63-64).

Мы уже упоминали в другом месте, что в данном случае Господь привел слова пророка Даниила (гл. 7). То негодование, с которым встретил их первосвященник, было притворным, потому что эти слова пророка были ему хорошо известны. Его могло поразить только ясное указание Христа в этих словах на Свое Божественное происхождение.

Итак, событие вознесения Господа на небо не случайный довесок к прочим событиям Его земной жизни, но событие, связанное с основной целью Господня воплощения и спасения рода человеческого.

Правда, оно не описано в Евангелии от Иоанна и от Матфея, но евангелист Иоанн писал свое благовестие в дополнение к другим Евангелиям, где это событие описано с полной ясностью (у Луки) и еще подробнее в первой главе его же книги о втором пришествии Сына Божия со св. Ангелами.

Марк, в своем наиболее кратком Евангелии, ограничивается словами: "Господь же после беседования с ними, вознесся на небо, и воссел одесную Бога." (Марк 1 6:19).

Одним словом все 4 Евангелия сообщают о Вознесении Христовом, как об увенчании Его земного подвига.

Церковные песнопения и символ веры подобно св. Евангелиям ставят события Вознесения в тесную связь со Вторым пришествием Спасителя, как Бога и Судии Вселенной и сверх того поясняют общечеловеческое значение сего события. "Не Себя только возвеличил в нем Христос Спаситель, но спосадил с Собою естество человеческое и уполномочил нас говорить с Апостолами, что наше жительство на небесах есть."

Эта истина и составляет предмет нашей радости и делает день Вознесения нашим торжественным праздником.

Продолжать ли речь о том, как печально забвение этой простой и неопровержимой истины о кратковременности нашей жизни? Но, несомненно, что это пристрастие к миру так глубоко въелось в наши души, что увещаний наших о тщетности всего земного и слушать не пожелают наши современники. А потому лучше укажем ту область жизни, где люди живут ожиданием будущего, как сказал ап. Петр. "По обетованию Его ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда"(2 Пет. 3:13).

Мысль о конце земной жизни нашей и о загробном воздаянии, даже в наше греховное время не чужда многим, но жаль, что сердце огромного большинства не отрывается от жизни земной, а будущую жизнь представляет на подобие неизбежного полусознательного сна.

Не тому учил нас Христос Спаситель и Св. Апостолы. Они признавали сном эту земную жизнь, а смерть пробуждением. Тому нас учит притча Христова о богатом и Лазаре и слова Апостола, что жизнь земная уподобляется пару, исчезающему на наших глазах.

Современные моралисты и даже некоторые богословы весьма не сочувственно отзываются, когда слышат от убежденных христиан обесценение современной земной жизни и устремления нашего упования, как это предписано нам и в Св. Писании и в Символе Веры (чаю воскресения мертвых), и также в Апокалипсисе ("Ей, гряди Господи Иисусе"). Таким благочестивым людям, которые ожидают вслед за Ап. Иоанном будущей жизни и пренебрегают настоящей, наши современники говорят, что жизнь их бледная, отношение к добру и злу безучастное и настроение тоскливое, может быть естественное в древности во времена мистицизма, но неподходящее к жизни современной, особенно такое настроение свойственно парижским "имкистам."

Однако, если мы наполним свое воображение и свою память образами, а также мыслями о том, что загробный мир есть атмосфера напряженного энтузиазма и сострадательного участия к тем, которые еще на земле и борются здесь с неправдой жизни, то поймем, что сказано в Евангелии об Апостолах, которые не хотели оторвать глаз своих от неба, куда вознесся Господь.

Как ничтожны и суетны показались им после созерцания небесных красот все земные приманки - богатство, слава, царства и знаменитость.

Однако, смотрите, насколько далеко отстояло их настроение от того квиетизма и индифферентизма, в которых хотят упрекнуть добрых христиан атеисты... "Господь после беседования с ними, вознесся на небо, и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями" (Марк, 16:20).

Стремление к небу, презрение к земным наслаждениям не ослабляет волю служителей Божиих, но укрепляет ее и расширяет сердце любовью ко всем и сочувствием к ближним, ко всей природе, даже к демонам, как выражается Преп. Ефрем Сирин.

В заключение скажем, что праздник Вознесения является любимым для лучших христианских женщин и много именно женских монастырей посвящено сему празднику. Не сладка земная доля большинства из них, и, вот, они устремляют свое сердце в пределы загробные, небесные.

Комментарии