Священник Андрей Марченко: "Долгожданная свобода"
"Буду хвалить имя Твое непрестанно и воспевать в славословии, ибо молитва моя была услышана; Ты спас меня от погибели и избавил меня от злого времени" (Сир.51:15-16).
Год 2005 знаменателен для каждого древлеправославного христианина. 100 лет назад милостью Божьей и волей российского монарха был положен конец более чем двухвековым гонениям на христиан, гонениям более страшным, чем во времена язычников, возможно, не таким кровавым, но духовно более тяжким, ибо народ Божий гоним был не рукой безбожников, не знающих пути спасения, но бесстрашной рукой вчерашних братьев мнящих о себе, что совершают дело правды, предавая на расправу староверов, и от сего скорбь гонений была особо тяжкой. Истинно сбылись в те дни слова Господни: "Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу" (Иоан.16:2).
Разбойничий собор 1666 года - собор с печатью зверя, распял русскую Церковь, расколол ее и погрузил в кровавую пучину духовной и физической вражды. Инородцы, одержимые ненавистью ко всему русскому Православию, вдохновляемые предательской трусостью и безмолвием российских архиереев, произнесли суд над древним благочестием, прокляв все то, что из млада с молоком матери впитывал в себя каждый русский христианин. Весь уклад, весь быт, весь строй, все служение русской Церкви, бывшее до этой скорбной даты, было проклято как ересь, святые древней Руси были поруганы как "безрассудные невежи", а относительно древлеправославных христиан было постановлено: "наказывать их и градскими казнями". И запылали по Руси костры, замелькали топоры над плахами, полились по земле реки христианской крови, понеслись к небу стоны убиваемых за Имя Христово...
Лучшие, наиболее ревностные, огненные в своем благочестии души отошли от официальной церкви, породившей прискорбный для России раскол. Они не могли стерпеть попрания святых чинов Христовой Церкви, а чрез них и существа веры, ибо вера выражается через служение, через обряд. Обряд для веры - охранительный сосуд, как тело для души. И никто не ощущал, как русские христиане, это присутствие Бога в земной святыне, почему и непонятен и непостижим был рациональному Западу и либеральным грекам протест староверов.
Но как ни страшны были годы гонений, как ни подталкивала нашедшая на Церковь скорбь к отчаянью, древлеправославные христиане, тем не менее, верили и ждали конца страданий и торжества правды, и оно пришло, поскольку, "если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни" (Мар.13:20).
Начало ХХ столетия было ознаменовано первой русской революцией. Кровавые события 1905 года поставили множество вопросов перед царским правительством, в том числе и вопрос о веротерпимости. Государь был весьма обеспокоен происходящей в стране "неслыханной смутой". Самодержавие, подвергнутое резкой критике, спешно искало пути стабилизации политической ситуации в России. Обещание политических свобод, созыва законосовещательной Государственной думы, дарование свободы печати позволило царскому правительству на некоторое время нейтрализовать либеральные силы. Но из всех принятых в те дни постановлений для нас замечательно одно - 17 апреля 1905 года император Николай II подписал прогрессивный для того времени документ, именной высочайший Указ "Об укреплении начал веротерпимости", которым провозгласил свободу вероисповедания.
Духовная свобода была дарована всем, в том числе и древлеправославным христианам. Особенно примечательным в этом было то, что Указ о даровании свободы был приурочен к празднику Святой Пасхи, что само по себе уже символично. Пасха в переводе на русский язык означает переход: переход от смерти к жизни, переход от скорби к радости, переход от рабства к свободе.
Как передать неизреченную радость, что охватила в тот день все русское староверие?! С особым смыслом, с особым торжеством звучали в тот момент по всей России умильные слова пасхального канона: "Безчисленное Твое милосердие, иже адовыми узами содержими зряще, к свету идяху Христе, веселыми ногами, Пасху хваляще вечную". Это была Пасха Воскресения Христова и одновременно Пасха освобождения земной Его Церкви от ига Петровской России. Истинно не одолели Церковь Божью и адовы врата (Матф.16:18).
Указ императора Николая II Александровича "Об укреплении начал веротерпимости" по своей значимости для Церкви Христовой сравним с Миланским эдиктом о веротерпимости, который был подписан зимой 313 года императорами св. Константином Великим и Лицинием. Эдикт императора Константина положил конец эре мучеников - языческим гонениям на Церковь и провозгласил духовную свободу и равенство для всех, а Указ императора Николая прекратил гонения никониан на Древлеправославную веру. И как бы ни разнились между собой два этих государя, память о них всегда будет жить в христианских сердцах, ибо чрез них обоих всемилосердый Бог даровал Христовой Церкви мир, по истинному слову Писания: "Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его" (Прит.21:1).
Началось время, вошедшее в историю как золотой век староверия. Древлеправославие за этот сравнительно небольшой срок свободы, предшествовавшей многолетнему игу безбожия, испытало колоссальный духовный и физический подъем.
"В воздухе запахло весной. А "зима" под дружным натиском солнечных лучей начала сдавать свои владения, и жизнь начала приобретать постепенно свой нормальный вид. Как ранние весенние цветочки, зацвели купола и главы наших храмов, и тысячью голосов из разных концов великой матушки Руси понеслась к небу песня жаворонков - колоколов. Как птицы, начали мы устраивать гнезда наших общин и братства, чтобы членам нашей семьи было удобней жить", - вот с каким восторгом и поэтичностью писал о том времени один из его современников.
Со всех уголков земного шара - "от Севера и Запада, и моря, и Востока" возвращались в Россию ее лишенные отечества сыны, ибо гонения рассеяли народ Божий по всему лицу земли. Теперь же, когда на родине никто не принуждал христиан отрекаться от их веры, от их идеалов и поступать против совести, они стремились домой, чтобы вместе со всеми принять участие в преображении России.
В едином мощном порыве староверы созидали Тело Христово. По всей стране строились великолепные храмы и обители, одна за другой открывались школы, училища и типографии, регулярно проводились Всероссийские Съезды, которые постепенно приводили все церковные дела в порядок, координируя возрождение всех сторон церковной жизни. Но не забывали наши христиане и о нуждах родины, те, кто имел возможность, щедро жертвовали средства на устройство социальной сферы, на открытие больниц, приютов, богаделен, ночлежных домов, общественных и административных зданий. Интересен и такой факт: в городе Ессентуки трудами купца, промышленника Н.А Бугрова был построен старообрядческий санаторий, который носил название "В память 17 апреля 1905 года".
Золотыми буквами на скрижалях истории церковной и общественной благотворительности записаны имена древлеправославных купцов-меценатов Н.А. Бугрова, М.Ф. Ясашнова, Н.А. Панина, А.П. Носова, Г.М. Прянишникова, и многих-многих других, чьими трудами и заботами в те годы обустраивалась освобожденная Богом Россия. Вечная им всем память!
Безусловно, что такая активность древлеправославных христиан не могла не привлечь к себе внимание всевозможных партий, в изобилии наполнявших в те годы российский политический Олимп. Все пытались заручиться их поддержкой, однако наших христиан интересовала лишь церковная жизнь, а не политические игры опьяневших от неожиданной свободы иноверов. Отношение древлеправославных христиан к политике великолепно выразил в свое время председатель Совета Всероссийского Братства (высшего органа церковного управления в то время) Никола Александрович Бугров. К нему, как мануфактур-советнику, человеку в государстве известному и влиятельному, политики проявляли повышенный интерес, но Никола Александрович от этих партийных почестей решительно отказался и заявил, что "ни к какой политической партии я до настоящего времени не примыкал, но, желая скорейшего, по возможности, успокоения родной страны и будучи сторонником развития правопорядка, я буду противником насилия и произвола, безразлично в какой бы форме и под каким флагом, красным или белым, они ни проявлялись". Таково политическое кредо Древлеправославной Церкви и поныне.
И вот, прошло сто лет. За это время Церковь испытала на себе еще и меч безбожия, но и на сей раз не оставил Христос Невесту Свою, сохранил ее и дал ей время безопасное, время свободы, когда нам, членам Христовой Церкви вновь дана возможность, воспрянув духом, устремить все свои нравственные и физические силы на созидание Тела Христова, жизнью своей проповедуя всем людям Евангелие Царствия, прославляя вместе с многострадальным Иовом любящего нас Бога: "Он освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет" (Иов.33:28).
Свящ. Андрей Марченко
Комментарии
Отправить комментарий