Кем на самом деле являлся синодальный "святой" Серафим Саровский?


Небезынтересно рассмотреть вопрос со святостью у новообрядцев. Показательна история Серафима Саровского, она с одной стороны легендарна (слова игумена Иннокентия Павлова), с другой поразительно похожа на историю хлыстов, живших в России в то же время и в тех же местах. Нежелание причащаться; признание церковного необходимым, но не достаточным; «стяжание святаго духа»; раздача сухариков; пасхальное приветствие «Христос воскресе» круглый год; белый балахончик и т.п., можно встретить как в книгах о Серафиме Саровском, так и в литературе о хлыстах (см. «Тайные секты», или «Белые голуби» Мельникова Печерского). 

Феликс Феликсович Юсупов, современник канонизации Серафима Саровского, в своих мемуарах по поводу этой канонизации пишет: «В келье у старца нашли рукописи, им писанные. Говорят, святейший синод, ознакомившись с ними, постановил сжечь. Почему – неизвестно» (см. мемуары князя Феликса Юсупова. Москва 1998.)

В житии Серафима Саровского, изданного архимандритом Антонием, есть ссылка на митрополита Филарета московского, архиерей пишет: «Посылаю вам, отец наместник, просмотренное поучение отца Серафима. Я позволил себе изменить или дополнить, дабы оградить от неверного разумения и прекословия…»???

Современному же читателю приходится знакомиться с учением Серафима Саровского по книге его бесед с Мотовиловым, напечатанной писателем С. Нилусом, несостоявшимся воспитателем царского наследника, более известным в качестве предполагаемого автора пресловутых «Протоколов Сионских Мудрецов».

Василий Розанов, побывавший в Дивеево, определил духовное состояние тамошних сестёр как неосознанное хлыстовство (В.В.Розанов «По тихим обителям»).

Любопытна история канонизации С. Саровского - надо знать, что императорская чета, инициаторы канонизации Серафима Саровского, были мистически настроенными людьми и мистики же искали в православии. Практиковалось «столоверчение», во дворце появлялись то Митя Козельский, якобы обладавший даром ясновидения, то позже «Матрена-босоножка», одетая в рубище босая женщина, выкрикивавшая малопонятные пророчества, старец Маретемьян и многие, многие другие... «Кто ищет чудотворца, его обязательно найдёт» (акад. А.М. Панченко). Поиски «божьего человека» увенчались обретением Григория Распутина. Эдвард Радзинский пишет: «Позагнанные в уголочки хлыстовские секты, разбросанные по всей России, поддерживали между собою непрерывающуюся тайную связь. Для нее использовались посланцы – «серафимы» или «летучие ангелы», странники, бесконечно путешествующие между «кораблями». Может быть, здесь, и скрыта загадка первой половины беспокойной жизни «опытного странника» (Григория Распутина)? В «потаенной Руси», в хлыстовской секте он начал свой путь к Богу. Там он познал мистическую тайну – возможность воспитать в себе «христа».

Следует сказать несколько слов о феномене хлыстовства. Помимо исторических аспектов бытования хлыстовства, есть один медицинский. Вокруг лидера мужского пола обязательно должно быть много женщин. Именно половое влечение, совокупно с воздержанием, создаёт духовное напряжение, необходимое для возникновения харизматических проявлений. Распутин говорил, что его магнетизм распространяется в основном на женщин, а вокруг него их было предостаточно! Трудно себе представить святых древней Руси в женском окружении...

Интересно обратить внимание и на время появления Распутина. В 1903 году, вопреки воле синода и самого его обер-прокурора К.П. Победоносцева, несмотря на отсутствие нетленности останков, по настоятельнейшему требованию императора, написавшего резолюцию - «немедленно прославить», канонизировали Серафима Саровского. Распутин появляется, как раз, после канонизации, и царская семья обретает в нём столь желанного старца.

Очень различно видение святости у староверов и никониан, и такие люди как Серафим Саровский и «блаженная Матрёнушка», будь они даже записными старообрядцами, никогда бы не были ими прославлены. Харизматики у староверов не в почёте. Серафиму Саровскому приписывают обращение старообрядцев, похожее скорее на языческое действо – чего стоит, например, совет «покрестить могилку тремя перстами», вспоминается «Повесть временных лет» где кто-то из князей выкапывает кости предков и велит окрестить их и причастить святыми дарами. Удивительно другое. В поучениях и житии Серафима Саровского нет ни одного слова осуждения хлыстовства, существовавшего в огромных количествах в сопредельных епархиях, хотя есть осуждение и католичества и протестантства, находящегося за тысячи километров.

Интересно, что пишет православный автор Г. Федотов о С. Саровском: «Во многом, уже оставляя за собой духовный опыт Древней Руси, новая святость в одном уступала ей. Она почти ничем не связана с национальной жизнью России». Спрашивают, как же А.С. Пушкин не знал о своём великом современнике С. Саровском?! Дело в том, что Пушкин повернулся лицом к национальной России, о чём свидетельствует его творчество, а Серафим Саровский в 1794 году уже сажал картошку, как будто присланную ему А.Т. Болотовым, тогда как в России ещё в 30-40 годах XIX века происходили картофельные бунты в Поволжье. Образованная петербургская Россия уже искала национальные корни, возрождалось национальное искусство, а церковная иерархия безвозвратно отделилась от этих национальных корней ещё в XVII веке и теперь стала обочиной общества.

В своей книге «Пути русского богословия» о. Георгий Флоровский пишет о «псевдоморфозе», произошедшей в Русской Церкви, а можно было бы уточнить, метаморфозе, причиной которой было нарушение соборной сущности Церкви. Христиане стали искать святости не в церковной ограде и таинствах, а на стороне, у духовно «продвинутых» людей (старцев). Появилась новая генерация христиан – из прежних православных, превратившихся в христиан духовных (кстати, именно так себя называли хлысты). Расцвет духовного христианства принято связывать с именем Паисия Величковского, но подлинных отцов сего духовного возрождения следует искать не на Афоне и не в Молдавских монастырях, и даже не в древнем «Добротолюбии». Оно имеет своим истоком потаённые «корабли» - моленные хлыстов, не случайно несколько позже епископ Игнатий Брянчанинов был вынужден в своих сочинениях много писать о трезвении и борьбе с прелестью, да и иные современники признавали почти полную заражённость московских монастырей, в особенности женских, хлыстовством.

Павел де Рико
Александр Духов


__________________________________


Попытки канонизации монаха Серафима предпринимались задолго до 1903 года, еще при Николае I.

Это было в те тревожные годы, о которых царь в одном из своих манифестов писал: "...Запад Европы внезапно взволнован ныне смутами, грозящими ниспровержениями законных властей и всякого общественного устройства... Теперь же, не зная более пределов, дерзость угрожает в безумии своем и нашей, Богом вверенной России..." Тогда же появились и церковные брошюрки, прославлявшие "подвижническую жизнь" и "чудеса" Саровского монаха. Подготовка длилась долго. Но слишком "молод" уж был покойник! Канонизировались обычно "святые", со дня смерти которых прошло по крайней мере сто лет. Со смертью царя дело совсем заглохло. О Саровском старце вспомнили в Петербурге в еще более тревожные времена перед революцией 1905 года.

За что же всё-таки был прославлен никому не ведомый монах Серафим из Саровской пустыни в Тамбовской губернии?

Из церковной литературы, появившейся в большом количестве после "открытия мощей" в 1903 году, известно, что на рубеже XVIII и XIX столетий в захолустной Саровской пустыни (монастыре) жил монах-отшельник, который 55 лет провел в уединении, "беседуя с Богом". Подобные пустынники в свое время были довольно популярны, а монастырское начальство усердно поощряло отшельничество, превращая его в доходную статью монастыря. Вся "заслуга" их заключалась в уединенной жизни и душеспасительных беседах с богомольцами, посетителями монастыря.

У Серафима, как и у многих других монастырских старцев, не было недостатка в почитателях. К нему приходили за советами в житейских делах, с просьбами помолиться Богу, считая, что старец "ближе к Нему". Серафим всем и неизменно советовал полагаться в делах, несчастьях и неудачах "на милость Божию", "помнить об адских муках" и "загробной жизни"...

Всякие речи о недовольстве существующими порядками вызывали у старца лютый гнев.
Никаких выдающихся и значительных событий в жизни старца не произошло. Из такого ничем не примечательного монаха трудно было сделать "святого угодника". Поэтому авторы книг и брошюр, посвященных "подвижнической" жизни Серафима Саровского, насыщают сказания о нем самыми невероятными "чудесами"...

Само собой разумеется, что ни в одной брошюре о Серафиме не приводится факт, который имеется в архиерейском донесении 1826 года и воспроизведен в дневниках сенатора Каблукова, заядлого церковника. В донесении и дневнике рассказывается о том, как "святой старец" при получении известия о повешении Николаем I декабристов... "плясал в своей келье"! О таких "подвигах" Саровского "чудотворца" церковная литература предпочитает помалкивать!

Открытие мощей было предпринято накануне революции 1905 года "по высочайшему повелению". Инициатором этого была царица. В царствующей семье Романовых не было наследника, рождались только дочери. Ни путешествия "ко святым местам", ни живые "старцы", которыми кишел царский двор, не помогали. По подсказке церковников царица Александра прониклась вдруг верой в "чудодейственную" силу Саровского отшельника...

Царю, престол которого колебала революция, в свою очередь нужен был "святой" для укрепления самодержавия.

Обер-прокурору святейшего синода Победоносцеву было "высочайше повелено" открыть мощи Серафима... Такая бесцеремонная церковная махинация - находка для врагов самодержавия, а время и без того смутное. Только промахнись - и от "смутьянов" из революционного лагеря беды не оберешься! Требовалась солидная подготовка, тем более что об отшельнике давным-давно основательно забыли и нигде не было слышно о каких-либо "чудесах", происходивших у его могилы.

Но царица была неумолима: "Царь всё может!" Победоносцеву удалось выпросить только год на подготовку. Создали секретную архиерейскую комиссию, которая должна была "без огласки" обследовать состояние останков Саровского старца. Вскоре на столе у Победоносцева лежало секретное донесение, скрепленное архиерейскими подписями. Ничего утешительного в нем не было: "Небольшое количество сгнивших костей, труп разложился". Но... царь всё может!

И вот летом 1903 года в затерявшейся в Тамбовской губернии Саровской пустыни состоялось торжественное открытие "нетленных мощей". Собственно, никакого "открытия", разумеется, не было. Просто в "присутствии их величеств" останки старца, помещенные в специальную гробницу, были провозглашены "нетленными". В Москве и Петербурге из уст в уста передавался экспромт журналиста Гиляровского:

"Чтоб укрепить исконные начала, 
Решили отыскать нетленные мочала".

Началось укрепление культа нового "святого". У "нетленных мощей" беспрерывно совершались акафисты и молебны. В пустынь потянулись толпы богомольцев. Был даже опубликован специальный закон, который гласил: "Виновные в нарушении действием или поношением святых мощей... караются каторгой или ссылкой на поселение". Реакционная журналистика не скупилась на самые невероятные басни о "чудесах", якобы происходящих у раки "святого".

Одно из таких сообщений закончилось невероятным скандалом. В официальной правительственной газете "Ведомости С.-Петербургского градоначальства" появилась заметка, в которой рассказывалось о том, как святой старец Серафим наказал богохульника, усомнившегося в его "святости". Автор сообщал, что сход деревни Степурино Богородского уезда принял решение: в день Серафима Саровского не выходить на работы, как в праздничный день.

Вот как описывается происшедшее затем "чудо": "Присутствовавший па сходке местный богатый старообрядец Ситнов стал насмехаться над нелепым, по его мнению, постановлением и обещал заставить своих рабочих работать в празднуемый день. Не успел он окончить свои издевательства, как вдруг зашатался и упал. Когда крестьяне подбежали к Ситнову, он был уже мертв... Тело Ситнова через час после смерти совершенно разложилось".

Вскоре с ведома церковного начальства была издана по этому поводу книжка. На первой странице полностью воспроизводилась заметка из "Ведомостей". За нею следовало пространное описание "праведной жизни и чудесных случаев" Саровского "чудотворца". На титульном листе брошюры значилось: "От С.-Петербургского духовно-цензурного комитета печатать дозволяется".

Несколько дней на вокзалах, церковных папертях и на улицах Москвы, Петербурга и других городов мальчишки-газетчики кричали: - Новое чудо преподобного Серафима Саровского! Страшное наказание раскольника! Вскоре брошюра исчезла из продажи...

Но вместо нового издания пришлось печатать... опровержение. В ряде "верноподданных" черносотенных газет - "Новое время", "Русские ведомости", "Курьер" - одновременно появились сообщения: "Рыночными торговцами выпущена брошюра "Замечательный случай наказания раскольника за издевательство над святыми мощами преподобного отца нашего Серафима Саровского чудотворца". Малограмотная книжка выкрикивается у папертей оборванцами и имеет целью эксплуатировать чувства религиозно настроенного человека. Теперь "С.-Петербургские ведомости" получили документальное удостоверение, что упомянутый в брошюре раскольник Ситнов находится в живых и на сельском сходе 18 июля, когда будто бы издевался над святыми мощами, даже не присутствовал".

Церковной книжкой воспользовались старообрядцы. Они скупили весь тираж брошюры, вклеили в нее набранное тем же шрифтом "Удостоверение московского нотариуса", который официально свидетельствовал, что явившийся к нему самолично житель деревни Степурино Яков Иванович Ситнов, якобы умерщвленный святым угодником, находится в живых и благополучно здравствует. После этой операции скупленный тираж снова поступил в продажу...

Отцам Церкви пришлось на целых десяти страницах в "Церковных ведомостях" изворачиваться перед религиозно настроенными людьми по поводу скандального "чуда". В печати появились туманные намеки на причастность к этой истории "смутьянов" из революционного лагеря, которые, дескать, "подсунули" заметку о "чуде" в редакцию "Ведомостей", а затем подбили старообрядцев совершить проделку с брошюрой "в пику православной Церкви". Вся столичная и московская полиция была поставлена на ноги, чтобы изъять из употребления ставшую вдруг "безграмотной" и, разумеется, "крамольной" злосчастную брошюру о "чуде". Но большая часть тиража была раскуплена. Скандал получился выдающийся!

Вся "святость" этого отшельника, даже по словам "Журнала Московской патриархии", заключалась лишь в том, что "он был пустынником, затворником, молчальником". Вот и всё!
А мало ли таких затворников и молчальников прозябало в старой России в многочисленных монастырях и пустынях!

Юдин Н. И.
____________________________________


"В этом же [1895] году Департамент полиции подшил к делу первое пророчество, которое неведомо откуда стало распространяться в придворных кругах: В НАЧАЛЕ ЦАРСТВОВАНИЯ БУДУТ НЕСЧАСТИЯ И БЕДЫ НАРОДНЫЕ, БУДЕТ ВОЙНА НЕУДАЧНАЯ, НАСТАНЕТ СМУТА ВЕЛИКАЯ, ОТЕЦ ПОДНИМЕТСЯ НА СЫНА, БРАТ НА БРАТА, НО ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ЦАРСТВОВАНИЯ БУДЕТ СВЕТЛАЯ, А ЖИЗНЬ ГОСУДАРЯ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ. Согласно преданиям, это пророчество исходило из глухой давности Саровской обители, затерявшейся в дебрях Темниковского уезда. Автором его был купеческий сын Прохор Мошнин, который родился в разгар Семилетней войны, а умер уже после казни декабристов. В монашестве этот пророк звался Серафимом Саровским, и Николай II сразу же (и безоговорочно) проникся верой в его былую чудотворность.

- Моё сердце чувствует, - говорил он, - что именно этот саровский угодник станет моим всемогущим патроном. 
Победоносцев в ответ кривил лягушачий рот:
- Доказательств святости Серафима в архивах Синода не сыскано".

- Константин Петрович, - сказал Николай II, - мы вот тут подумали и сообща решили, что преподобного Серафима Саровского надо бы причислить к лику святых земли русской.
- Простите, государь, а... с кем вы подумали?
Император заискивающе глянул на свою ненаглядную.
- У меня немало друзей, - отвечал загадочно.
Синеватые пальцы обер-прокурора святейшего Синода сплюснулись на ручке чашки; Победоносцев даже помертвел.
- Для этого необходимо, - заговорил жёстко, - чтобы Серафима чли верующие. Чтобы в народе сохранились предания о его подвигах во имя Христа. Чтобы его мощи оказались нетленными... Я не могу сделать его святым по указу царя! - заключил твердо.
- Зато царь всё может, - вмешалась императрица…

Скоро в Саровскую пустынь выехала особая комиссия, которая - увы! - никаких мощей старца не обнаружила. В гробу валялись, перемешанные с клочьями савана, несколько затхлых костей, нашли истлевшие волосы и чёрные зубы. В протоколе осмотра так и записали, что нетленных мощей не сыскано. Строптивую комиссию, не сумевшую понять желаний царя, разогнали - создали другую, более сговорчивую. Серафим Саровский был признан в святости, а "всечестные останки его - святыми мощами"! Николай II на этом докладе отметил: "Прочёл с чувством истинной радости и умиления".

Летом 1903 года высшее духовенство империи (кстати, были они блестящие режиссёры!) организовало сцены "народного ликования" в Саровской обители. Втайне ловко сфабриковали чудесные исцеления возле источника Серафима; жандармские сейфы, взломанные революцией, раскрыли секрет чудес. Вот фотографии филера Незаможного: здесь он слепой, а здесь уже зрячий. Вот видный чиновник Воеводин: здесь он паломничает, несчастный, с котомкою и на костылях, а вот костыли заброшены в крапиву - Воеводин уже пляшет... Машина святости, подмазанная Госбанком, работала хорошо!

В. Пикуль
"Нечистая сила"

_________________________________

Еще статьи:

АНТИСТАРООБРЯДЧЕСКИЕ МИФЫ: «СЕРАФИМ САРОВСКИЙ»

НОВООБРЯДЧЕСКИЕ ВЫДУМКИ: МИФ О СЕРАФИМЕ САРОВСКОМ

Комментарии