Летописные события в XVII веке: Осада Соловецкого монастыря никониянами во главе с царем Алексеем Михайловичем


Мирная жизнь обители продолжалась до 1653 года, когда патриарх Никон при поддержке царя Алексея Михайловича начал церковную реформу, расколовшую русское общество на два непримиримых лагеря. Еще в 1658 году, 8 июня, состоялся Соловецкий «черный» (т. е. иноческий) собор по поводу разбора присланных из Москвы новопечатных книг. Принесли книги, стали их читать и просматривать, увидели «чины нововводные», хулу на двуперстное крестное знамение, которым знаменовались святые Зосима и Саватий Соловецкие, Сергий Радонежский и Кирил Белозерский. «Видите, братия, — со слезами на глазах сказал архимандрит Илия, — последнее время: восстали новые учители и от веры православной и от отеческаго предания нас отвращают, велят нам служить на ляцких крыжах по новым служебникам. Помолитесь, братия, чтобы нас Бог сподобил в православной вере умереть, яко же и отцы наши, и чтобы латынской службы не принимать». После тщательного изучения текстов новопечатных книг и сверки их с древними рукописями (в Соловецком монастыре была богатейшая по тому времени библиотека древних манускриптов) собор вынес решение: «Новых книг не принимать, по ним не служить и за отца архимандрита стоять…»
Новые книги были снесены в «казенную палатку», а иноки Соловецкого монастыря продолжали совершать богослужение по старым книгам. Вместе с тем в течение нескольких лет они написали царю пять челобитных, в которых умоляли его лишь об одном: разрешить им оставаться в вере своих отцов...

Для соловецких иноков, как и для всех искренне верующих русских людей XVII столетия, измена старой вере означала измену самой Христовой Церкви и Самому Богу. А потому, подобно первым христианам, они соглашались скорее идти на пытки, мучения и верную смерть, нежели отступить от веры, в которой спасались их предки. Эту мысль четко выразили авторы составленного уже в конце XVII века «Тропаря Соловецкаго монастыря преподобномучеником новым, пострадавшим за Христа» (глас 4):

Земных благ возненавидели есте

И небеснаго царя Христа, Сына Божия, возлюбили есте,

Многообразныя раны претерпели есте

И кровию своею Соловецкий остров вторым освящением освятили есте,

И венцы от Бога яве приясте,

О нас молитися прилежно, блажени,

Память всепразднъственную вам совершающим.


_________________________________________


ИЗ ЛЕТОПИСИ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ
(с мелкими редакторскими правками)


1666 г.
14 февраля очередной черный Собор Соловецкого монастыря принял челобитную царю с просьбой не вводить в обители церковную реформу. Кроме того, монахи потребовали сменить настоятеля Варфоломея, который в это время выехал в столицу по монастырским делам [32. С. 31–35; 157].

В том же году была построена за стенами монастыря «деревянная церковь во имя преподобного Онуфрия Великого и отведено при ней место для погребения умерших братий и мирских людей» (в настоящее время сруб церкви Онуфрия Великого находится на острове Малая Муксалма) [12. Л. 18].

1667 г.
Именным указом государя настоятелем Соловецкого монастыря был назначен архимандрит Иосиф. После Собора 1666–67 годов он был послан «с предместником своим, архимандритом Варфоломеем и бывшим в Соловках на покое Саввы Сторожевского монастыря архимандритом и царским духовником Никанором для увещания заразившихся "расколом" соловецких монахов, которые оказали явное неповиновение соборному постановлению в исправлении церковных книг». Соловецкие монахи «не только увещаний их ослушались, но и насильственно выслали их из обители. Почему оба архимандрита возвратились в Москву… А Никанор, "прельщенный от раскольников", остался в Соловецком монастыре» [4. С. 71].

1668 г.
В январе сотник Чадуев доставил в Соловецкий монастырь увещевание царя Алексея Михайловича – грамоту «соборным и рядовым старцам, которые Святей Соборней и Апостольстей Церкви не противны и нам, великому государю, послушны». В грамоте говорилось, что поскольку самовольно выбранные келарь Азарий и казначей Геронтий со своими единомышленниками не приняли назначенного царем архимандрита Иосифа, то за непослушание все вотчинные села, деревни, соляные и другие промыслы велено переписать от Соловецкой обители на государя. «И денег, и хлебных, и всяких запасов, и соли, и всяких покупок с Москвы и из городов в монастырь не пропускать… И вы б, памятуя наше, великого государя, крестное целование, Соловецкого монастыря нововыбранным самовольством келарю и казначею и их единомышленником говорили, чтоб они от противности недоумения своего и от непослушания отстали» [6. С. 159–161].

23 февраля иноки отправляют с сотником Чадуевым ответ царю, в котором говорится: «Просим у тебя милости: помилуй нас, не вели, государь, больше напрасно присылать к нам учителей; мы не изменим прежней своей православной вере и не нарушим предания апостольского и чина святых отец Зосимы и Савватия. Повели, государь, прислать на нас свой царский меч и переселить нас от сего мятежного жития на безмятежное и вечное» [8. С. 222].

В конце февраля была подписана грамота вселенских патриархов и русского патриарха Иоасафа II, предававшая анафеме соловецких "мятежников", не принявших исправленных книг.

3 мая государь посылает на Соловки для наведения порядка войско во главе со стряпчим И. А. Волоховым.

19 июня состоялся большой черный Собор Соловецкого монастыря, на котором было принято решение держать оборону обители от царского войска.

22 июня «Игнатий Волохов, который присоединил к своей команде 100 человек двинских стрельцов, а с ним и архимандрит Иосиф «высадились на Соловках, но в монастырь впущены не были» [4. С. 73].

23 июня Волохов предпринял последнюю попытку образумить "мятежников". Он был допущен в монастырь и зачитал в присутствии всех монахов и мирян государев указ, в котором царь требовал выдачи организаторов возмущения и обещал прощение всем остальным.

Часть монахов, несогласных с "бунтовщиками", покинули монастырь. Остальные затворились в стенах обители.

Игнатий Волохов с войском отправился на Заяцкий остров и приступил к осаде. Так началось знаменитое Соловецкое сидение.

2 декабря обитель покинули монахи и миряне: «черный священник Лаврентий, черные дьяконы Пахомий и Аркадий, монахи Исидор, Матвей, Феодул, Савин, Феодор, Иона, Мисайло Шорох, бельцы дьячок Григорий Рига, трудники Лука Трофимов, Семен Минин, Григорий Иванов Братик, служка Онисим Андреев, дьячок Семен Иванов Калашников, служка Афанасий Семенов Шатров, Павел Григорьев Чеус, Иван Сергеев Сусла, старец Иван и другие» [32. С. 164–165].

В том же году царский стольник Александр Севастьянович Хитрово засвидетельствовал случаи чудотворений у мощей преподобного Елисея Сумского, Соловецкого чудотворца.

После кончины преподобного (в XVI веке) «тело его погребено было за алтарем церкви святителя Николы (в Сумском посаде), с южной стороны. Проходили годы, многими было забыто и имя его.

Спустя более столетия внимание к почившему возбуждено было тем, что гроб его обнаружился на поверхности земли и вскоре последовали явления преподобного и исцеления от него болящих… Царский стольник… по исследовании поставил над гробом преподобного небольшую часовню» [1. С. 40].

1669 г.
16 января воевода И. Волохов, с 1668 года осаждавший монастырь, направил в обитель московского стрельца Григория Прудова с очередной увещевательной грамотой. После общего совета осажденные соловчане ответили: «У нас-де одно положено, что по новым книгам петь и служить отнюдь не хотим» [32. С. 55–56].

Весной, на Пасху, греческих монахов, бывших в монастыре, не допустили к святыням, а 22 апреля отлучили от Церкви. Везде в монастыре были сняты старые, четырехконечные кресты, вместо них были установлены восьмиконечные. Некоторые священники обители перестали молиться о здравии царя и патриарха [32. С. 57–58].

1671 г.
Летом царь направил в Соловецкий монастырь стрелецкого сотника Ивана Порошина для увещевания иноков, затворившихся в стенах обители. Переговоры оказались безрезультатными. Руководил восставшими бывший духовник государя, архимандрит Никанор [32. С. 64].

1673 г.
Осаду монастыря вели 775 стрельцов во главе со стрелецким головой Климентием Алексеевичем Иевлевым, который годом раньше «сжег разные постройки, находившиеся вокруг монастыря, как-то: лодки, карбасы, сено, дрова, разорил рыболовные и звероловные приспособления, уничтожил рыболовные сети, убил лошадей».

12 мая того же года государь Алексей Михайлович послал на Соловки новую грамоту с увещеванием восставших: «Вы б принесли покорение и от всякия шатости обратились, а нам в том вины свои принесли… И мы, великий государь, пожалуем вас, велим те ваши вины отдать, и впредь они вам помянуты не будут; а буде вы не покоритесь и от шатости не обратитеся, и за то ваше непокорство впредь от нас и от освященного Собора прощения вам не будет». Осажденные грамоту царя отвергли.

Царь отдал приказ стрелецкому голове Иевлеву из пушек по монастырю не стрелять и стрельцов на приступ не посылать [8. С. 229; 5. С. 159].

28 декабря монастырский Собор принимает решение молитвы за государя отменить.

Старец Дионисий и иеромонах Павел, не признавшие решений черного Собора, были заточены в тюрьму.

1674 г.
31 мая осаду монастыря возглавил воевода И.А. Мещеринов. С появлением Мещеринова под монастырем положение осажденных стало весьма трудным. «Им выстроено вблизи монастыря 13 батарей и брустверов и начата работа шанцов, проведенных им почти под самые стены» [4. С. 74].

1675 г.
17 марта, на праздник Алексия, человека Божия, в осажденной обители во время всенощного бдения загорелась трапезная палата. Пожар удалось потушить.

В мае–июне царское войско установило постоянную осаду Соловецкого монастыря со стороны гавани Благополучия и губы Долгой. Насельники монастыря продолжали покидать обитель, в течение года к воеводе вышли священник, 10 старцев, псаломщик и 7 мирян.

23 декабря штурм Соловецкой обители не дал результатов [32 С. 75–77, 166].

1676 г.
22 января темной снежной ночью царский воевода Мещеринов, «взяв 50 стрельцов и руководимый монахом-перебежчиком Феоктистом, подошел к окну Белой башни, слегка заделанному кирпичами; кирпичи были разрушены, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря увидели случившееся слишком поздно; человек 30 из них бросились с оружием на стрельцов, но, ранив только четырех из них, были убиты. Монастырь был взят» [8. С. 233; 36].

«В руках воеводы Мещеринова оказались 63 человека. Из них 35 были посажены в тюрьму, а 28 казнены» [32. С. 79].

29 января скончался царь Алексей Михайлович. К этому времени бывший патриарх Никон томился уже десять лет в заточении в Белозерье.

Вскоре были взяты под стражу воевода Мещеринов с сыном, уличенные в присвоении монастырской собственности.

В том же году «для приведения Соловецкой обители в прежнее состояние и для восстановления порядка по указу царя Феодора Алексеевича и по благословению патриарха Иоакима прислан из Тихвинского монастыря в Соловецкий настоятелем архимандрит Макарий, из Сийского монастыря келарь Илларион и казначей Феодосий» [3. С. 109].

Комментарии