Димитрий Ростовский и Петр Могила - реформаторы, почитаемые никониянами


Митрополит Димитрий Ростовский (Туптало), так широко почитаемый в среде никониян, являлся злостным гонителем староверия и старообрядцев. Его труды пользовались большим успехом у Петра I, который, как известно, любил все западное, иностранное.

Известен факт, что у Димитрия Ростовского совпадал взгляд с католиками о почитании "непорочного зачатия" Богоматери (это представление было широко распространено в кругу киевских православных эрудитов), а также о времени совершения таинства Евхаристии. Ведь он учился в Киево-Могилянском Коллегиуме, в основу которого был положен иезуитский школьный устав «Ratio studiorum». Поэтому Коллегиум имел ориентир больше на католичество и унию, чем на православие.
_________________________________


История Коллегиума также связана с именем митрополита Петра (Могилы), ставшего в 1627 г. архимандритом Киево-Печерского монастыря и к этому времени, по-видимому, уже составлявшего план масштабных церковных преобразований, в т. ч. и реформы системы образования. Стремясь открыть в Печерском монастыре учебное заведение с передовой на то время системой обучения, архим. Петр не нашел, однако, поддержки у митр. Иова (Борецкого), опасавшегося возможного католического влияния. И не зря опасавшегося!

Cтав Киевским митрополитом, Петр (Могила) ускорил проведение намеченных ранее реформ. Программа обучения в коллегии была существенно расширена. Главный упор по-прежнему делался на изучение латинского и польского языков, которые рассматривались как средство интеграции православных студентов в мир европейской науки и культуры, а также в общественную жизнь Речи Посполитой.

(По материалам из разных источников)

Комментарии