Митерикон: О том, как страшна вражда


Жена некая в Константинополе, по имени Анна, тяжко заболела и, потеряв дар речи, омертвела. То ли совсем она умерла, то ли была в оцепенении – только Бог знает. Итак, ее мать и сестры оплакивали ее и послали сообщить ее мужу, чтобы он поскорее возвращался домой: ибо он ушел куда-то по своей надобности. И так как он задерживался, омертвевшую оплакивали весь день.

И к вечеру она начала шевелить большим пальцем руки и, простерши обе руки, сказала: «Слава Тебе, Пресвятая моя Богородица!» И когда сели к ней два ее деверя, вместе с ее матерью и братьями, она поцеловала их. И когда все изумлялись, удивлялись и спрашивали ее, что с ней случилось, она не могла им ответить. А некоторые из сродников ее, мои знакомые, наутро послали и пригласили меня посмотреть на нее.

И когда я пришел и увидел ее, я спросил, что она испытала. Она же отвечала: «Не могу тебе сказать, что я видела». И едва начала говорить слабым голосом: «Что сказать тебе?! Я онемела и пребывала в борении, как все умирающие, и слышала все погребальные рыдания матери и сестер моих, хотя и не могла говорить. А по прошествии изрядного времени уже как будто издалека я слышала их голоса. И тотчас увидела, как подходят два страшных мужа, – величину и светлость и благолепие их не может выразить человеческий язык, – которые, взяв меня, подняли в небо. И что я помышляла, они понимали; и о чем они думали, то понимала я. Ибо я помышляла, что я грешница, и мне сотворят много злого, а они помышляли свести меня в преисподнюю. Итак, когда принесли меня на небо, я увидела там неисчислимые множества ангелов, возглашающих славословия, и все поклонялись, вопия: Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. Позволили и нам поклониться взявшие меня ангелы. И когда я поклонялась, услышала голос, говорящий: «Отнесите ее в преисподнюю!» А кому я поклонялась – я не видела. И ангелы, схватив меня, понесли, как я думаю, под землю, в место мрачное и страшное. И, оставив меня там, удалились. И была в месте том несметная толпа, и великий плач, и скрежет зубов непрестанный; и я, затворенная вместе с ними, рыдала беспрерывно: «Увы мне, несчастной и нераскаянной! Кто поможет мне и избавит от этого мучения, чтобы я покаялась? Тот богач много просил Авраама послать Лазаря в дом отца его свидетельствовать перед братьями его, дабы они покаялись, и не был услышан. И кто помилует меня, несчастную? Пресвятая Богородица, помилуй меня и освободи от этого мрачного осуждения, чтобы я вышла отсюда и покаялась истинно!» А осужденные вместе со мною говорили: «И ты пришла сюда, несчастная? Не слышала ты, что говорят Божественные Писания и святые Евангелия? Да, мы презрели их и прожили наши дни беспечно; а ты чего ради?» И пока они говорили это, вижу я тех святых ангелов, что взяли меня, – они пришли, и говорят: «Знай, что Пресвятая Богородица услышала твою молитву и заступилась за тебя, чтобы ты вернулась в свое тело, и покаялась истинно, и примирилась с братьями своими. И чтобы через два месяца мы снова пришли и взяли тебя». Сказав это и взяв меня, они принесли меня и вложили в мое собственное тело. Итак, прошу тебя, отче, руководимый Богом, если пришел муж мой, скажи ему, чтобы он позволил мне уйти в монастырь и плакать о грехах моих, ведь через два месяца я снова умру».

Я же сказал ей: «А что это за злое дело, что произошло между тобой и твоими братьями?» И она ответила: «Такая вражда и злое дело, что ни я не хотела их видеть, ни они меня».

Итак, когда она говорила мне это, пришел и муж ее, и, увидев, что она разговаривает, очень обрадовался. Я же сказал ему: «С твоей женой случилось такое дело, какого я никогда не видел: ибо она рассказывает страшные вещи и говорит: «Через два месяца я умру», и просит тебя позволить ей уйти в монастырь». Услышав это, он ответил: «Не подобает тебе, отче, говорить такие слова: чтобы я позволил моей жене стать монахиней, в то время как ей нет еще и двадцати двух лет, а сам я чтобы погиб». «Но она говорит, что через два месяца умрет». Он же говорит: «Не умрет и не заболеет: она была в оцепенении, и это ей привиделось, и она не знает, что говорит». Сказав это, он не позволил ей уйти в монастырь.

И по прошествии двух месяцев она скончалась. И после смерти ее говорила мать ее, что с тех пор, как она увидела это странное видение, каждый день она постилась, и вечером, накрошив в чашку с теплой водой сухарей, ела их, и совершенно не вкушала никакой другой пищи. И каждую ночь она совершала бесчисленные коленопреклонения со слезами. И так провела она два месяца.
_______________________________________

Новый Митерикон (словеса душеполезные о честных и святых женах).
Из книги "Иросанфион, или Новый Рай".

Комментарии