Многострадальный храм Рогожской слободы
Храм святителя Николы Чудотворца на Малой Андроньевской улице Москвы
Строительство кафедрального собора в Рогожской слободе
Невдалеке от современной улицы Сергия Радонежского, что у станции метро Римская, находится тихая улочка Вековая (бывш. 3-я Рогожская). Тут, начиная с XVIII века, издавна жили старообрядцы. На пересечении ее с Малой Андроньевской сохранился старый двухэтажный дом, а за ним можно увидеть светло-зеленое здание, в котором, без особого труда, можно узнать черты церковной архитектуры. Это и есть бывший соборный храм св. Николы Никольско-Рогожской общины (христиан, приемлющих бегствующее священство), образованной старообрядцами после получения ими свобод в 1906-1907 гг.
В марте 1908 г., по заявлению староверов беглопоповцев (ныне Русская Древлеправославная Церковь — прим. ред.), московские власти зарегистрировали Никольскую Рогожскую старообрядческую общину беглопоповцев, члены которой жили в Москве и в Московском уезде. Община была зарегистрирована Московским губернским правлением 27 апреля 1908 г. по адресу моленной св. Николы, временно находившейся тогда в доме наследников Худяковых, по Вороньей улице, близ Рогожской заставы.
Визитка купца М. Ф. Ясашнова
Также покупке участка для постройки храма за 60 тыс. рублей много способствовал известный во всей стране общественный деятель, меценат, купец Н. А. Бугров.
Закладка старообрядческого храма во имя святителя Николы состоялась 16 мая 1910 года. По сохранившимся проектным рисункам видно, что это был обширный пятиглавый храм в древнерусском стиле XVI-XVII вв., с шатровой колокольней, тремя шатрами с главками и изображениями ангелов по сторонам порта. Фасад и внутренний вид нового храма, вмещавшего до тысячи молящихся, поражали изяществом. Своды и купола были сделаны по новым технологиям, так же, как и другой старообрядческий храм — Никольская церковь Белокриницкой иерархии, что на Тверской, — из железобетона. Необычное архитектурное решение было реализовано при возведении колокольни. Ее пристроили сбоку здания, чтобы его фасад сделать открытым.
Освящение Николо-Рогожского храма состоялось 17 декабря 1912 года. В 1919 г. в новый храм были перевезены престол и часть церковного имущества из храма св. Екатерины в Девкином переулке.
Малоизвестной страницей истории Николо-Рогожской общины является возможное существование при ней и второго домового старообрядческого храма. Как указывает историк старообрядчества В. Ф. Козлов, в ЦГАМО сохранилось письмо председателя Домового комитета № 398 в Юридический отдел Моссовета от 29 октября 1920 г. В письме речь шла о существовании недалеко от Николо-Рогожского храма, в кв. № 1 дома по ул. Вековой, еще одной домовой моленной часовни. Как следует из письма, моленная в этом доме существовала с октября 1918 г.
Храм святителя Николы Чудотворца на Малой Андроньевской улице Москвы
В 1929 г. здесь состоялся важный этап — восстановление старообрядческой иерархии этого согласия — чиноприем единоверческого епископа Стефана (Расторгуева) и возведение во епископа архимандрита Пансофия (Ивлева).
Безбожники против
Несмотря на то, что Николо-Рогожский храм являлся кафедральным собором целого старообрядческого согласия, со второй половины 1920-х гг. поднялась волна требований закрыть его. На этот раз борьба с старообрядческой общиной была начата под предлогом «многочисленных просьб трудящихся».
Во главе очередной богоборческой кампании встали рабочие фабрики № 4 «Москвошвей». На фабрике работало до 1700 человек, многих из которых руководство предприятия направило на борьбу с храмом. Еще в 1927 г., при выборах депутатов, избиратели дали наказ закрыть церковь. Сами рабочие жаловались, что их наказ и обращение в Моссовет так и не были исполнены ни в 1927, ни в 1928 гг. Председателю Моссовета Уханову было вручено требование рабочих, вопрос был поставлен на заседании Президиума Моссовета, который, однако, не решился закрыть собор целого старообрядческого согласия.
Рабочие «Москвошвей» оказались настойчивыми, дошли они до личного секретаря самого М. И. Калинина, и потребовали объединить все старообрядческие общины этого района в каком-нибудь одном здании, несмотря на то, что они принадлежали разным согласиям (называлась поморская моленная в Товарищеском (бывш. Дурном) переулке и Каринкинская в Факельном переулке).
Интересно, что сам М. И. Калинин был выходцем из беспоповцев, возможно, поэтому он и отклонил «просьбу трудящихся».
17 октября 1929 г. общесоюзная газета «Труд» вышла с целой полосой с названием «Непонятная позиция Моссовета. Требование 1700 рабочих не удовлетворено. Здание Андроньевской церкви должно быть передано под клуб!» На полосе было размещено сразу несколько статей, где в довольно категоричных формах приводились требования немедленно закрыть старообрядческий храм.
Здесь же была опубликована большая статья некоего Л. Немцова «Пересмотреть тактику», в которой критике подвергались не только московские власти, но и Главнаука Наркомпроса РСФСР:
«Моссовет пренебрег требованиями двух тысяч пролетариев для того, чтобы не обидеть старообрядцев… Нужно „пересмотреть целый ряд вопросов в отношении борьбы с религией в сторону более решительного наступления на религиозную контрреволюцию. Нам необходимо вести массы и на этом фронте массовой борьбы, а не идти в хвосте классовой борьбы, а не идти в хвосте у наиболее отсталых из них, беспомощно шепелявя, как это делает Главнаука о ценности всякого церковного хлама и о революционности сектантов…“».
В ноябре 1929 г. Президиум ВЦИК, наконец, постановил передать церковное здание фабрике № 1 «Москвошвей» под «культурно-просветительские нужды». В декабре 1929 г. в хранилища Музейного фонда из храма вывезли 70 старинных икон и предметов церковной утвари. Замечательный памятник церковного зодчества изуродовали до неузнаваемости: снесли главы, уничтожили порталы, колокольню перестроили в безликую башню и в здании разместили клуб швейного объединения «Пионер». В течение советского периода храм продолжал перестраиваться под нужды разных организаций.
Храм святителя Николы Чудотворца на Малой Андроньевской улице Москвы
Многолетняя борьба за храм
Казалось бы, признание прав верующих и отказ от безбожной идеологии, которые состоялись в нашей стране в конце 80-х — начале 90-х годов, должны были бы повлиять на судьбу храма, но с началом перестройки его ждали новые злоключения.
Сперва вроде все шло хорошо. В 1991 году здание было отнесено к выявленному объекту культурного наследия «Церковь Николо-Рогожской старообрядческой общины, 1912 г., архитектор Бондаренко И. Е.» (письмо Мосгорнаследие от 15.07.2013 № 16-09-1307/3-1, что также подтверждается распоряжением Правительства Москвы от 02.11.2009 № 2844-РП).
Несмотря на это, в 1994 году здание, являющееся выявленным объектом культурного наследия, неожиданно, и, вероятно, не без мутных схем, было передано из государственной собственности в частную. То есть приватизировано. Хотя законодательство Российской Федерации и региональное законодательство, регулирующее порядок приватизации государственной (федеральной и городской) собственности запрещало приватизацию объектов культурного наследия. В соответствии с подпунктом 2.9.14 приложения к постановлению Правительства Москвы от 19.04.1994 № 385 «Об итогах приватизации в Москве в 1993 году и городской Программе приватизации на 1994 год» была запрещена приватизация объектов и предприятий, относящихся к объектам, указанным в разделе 2.1 Госпрограммы, являющимся государственной собственностью Москвы.
То же утверждено Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», в котором запрещена приватизация движимых и недвижимых объектов исторического и культурного наследия.
За прошедшие годы в здании бывшей церкви размещались самые разные организации, например, штаб-квартира партии Союз Правых Сил, Российская академия предпринимательства, один из учредителей которой — Российский союз промышленников и предпринимателей, также в храме находился «Центр семейного и сексуального развития Валерии Агинской» и многие другие конторы.
В начале 2021 года, здание, на тот момент принадлежащее частному владельцу ООО «Альтавир», как указывают некоторые источники, связанному с компанией «Ренова» крупного бизнесмена В. Вексельберга, было выставлено на продажу на «Авито». Цена была обозначена — 180 миллионов рублей.
«Собственник уже не первый год продает его, но желающих вести бизнес в храме пока не находится. Видимо, люди считают это неправильным, да и цена кусается. Нет таких денег и у самой общины», — рассказал в те дни российским СМИ глава отдела информации и правового обеспечения Русской Древлеправославной Церкви протодиакон Виктор Кузнецов.
Известно, что предприниматель В. Вексельберг — человек религиозный, исповедующий иудаизм. Думается, если бы это здание ранее являлось синагогой, то он бы давно вернул его верующим. Предложение верующим выкупить здание, ими же, этими верующими, когда-то построенное, выглядит просто некрасиво.
Руководство РДЦ, в лице ее предстоятеля патриарха Александра (Калинина), неоднократно обращалось к российским властям — президенту страны В. В. Путину, мэру столицы С. С. Собянину, заместителю генерального прокурора И. В. Ткачеву, с просьбой решить вопрос. Борьба за возвращение храма продолжается более 17 лет. Но, к сожалению, на многочисленные обращения в основном были получены «отписки», в связи с фактическим нахождением здания в частной собственности. Несмотря на то, что здание выбыло из государственной собственности совершенно незаконно.
Поддержала эти справедливые требования и старообрядческая общественность в лице Всемирного Союза староверов.
Храм святителя Николы Чудотворца на Малой Андроньевской улице Москвы
Нынешний владелец, скрывающийся под ликом общества с ограниченной ответственностью «СИНТЕГ» (ИНН 7715618359), о чем сделана запись в реестре от 30.07.2024 № 77:01:0006030:1022-77/051/2024-27, очевидно, собирается и дальше использовать это здание в коммерческих целях.
Возникает стойкое ощущение, что спустя 37 лет с окончания гонений на религию в нашей стране, дело «комиссаров в пыльных шлемах» продолжает жить.
В этой связи показателен случай, как совсем недавно, в начале 2025 года, частный собственник подобного же приватизированного здания (храма Тихвинской Богородицы, что на Хавской, — прим. ред.), предприниматель Константин Ахапкин передал культовое здание в пользование верующим Русской Православной старообрядческой Церкви.
Комментарии
Отправить комментарий