"Русский Атлант": Старовер, бизнесмен, реформатор Павел Рябушинский
Рябушинских в начале ХХ века за глаза называли русскими Рокфеллерами. Внуки простого крестьянина Калужской губернии Михаила Рябушинского, своим трудом выбившегося в купцы 3-й гильдии, в 1899 году унаследовали фабричную империю, стоившую более 20 млн. руб. Основанный в 1902 году Банкирский дом братьев Рябушинских, в 1912 году был преобразован в крупнейший Московский банк. По отчетности банка за 1916-й, последний предвореволюционный год, его основной капитал составлял 25 млн. руб., а привлеченные средства – 250 млн.
Основной сферой деятельности Рябушинских в банковской сфере было, говоря современным языком, долгосрочное инвестирование в развитие российской промышленности. Как бизнес-credo братьев можно привести слова одного из них, Михаила (1880-1960): «При всех наших делах и наших начинаниях, мы никогда не рассчитывали на ближайшие результаты нашей работы. Нашей главной целью была не нажива, а само дело, его развитие и результат, и мы никогда не поступались ни нашей честью, ни нашими принципами». Такая своеобразная старообрядческая этика капитализма, о которой мы еще поговорим отдельно. В Тверской губернии на созданной их отцом текстильной фабрике были построены новые просторные корпуса, в которых в 1914 году трудилось в общей сложности 4,5 тыс. человек. Активно входили они в другие отрасли экономики в самых разных регионах. При этом братья не уставали критиковать спекулятивную деятельность многих других российских банков, подчёркивая, что их задача – не скупка предприятий для перепродажи, а «постановление их на ноги» для работы. Так, приобретя в 1910 году 80% долей Окуловской писчебумажной фабрики в Тверской губернии, Рябушинские увеличили ее капитал с 0,6 до 2,4 млн. рублей, число рабочих мест – с 800 до 1800, поставили новые машины. Они предложили сотрудничество и представителям льняных фабрик, создав вместе с ними в 1912 году Русское льнопро-мышленное акционерное общество. «У нас деньги, у Вас фабрики и знание, вместе мы достигнем многого», - так сформулировали свое участие в проекте Рябушинские, которые внесли в него почти 2 млн. руб. В 1916 году братьями было построен в Москве автомобильный завод, в Советское время получивший имя его директора – Ивана Лихачева (ЗИЛ).
Помимо этого, братья имели интересы в нефтяной отрасли, владея паями в предприятиях Нобеля в Баку, разведывали месторождения радия, возможно, уже тогда предвидя, какое значение приобретет этот элемент в будущем. В их планах был и грандиозный проект по освоению природных богатств Русского Севера.
Павел Павлович, возглавивший на правах старшего из братьев Московский банк, вёл и активную общественную деятельность. Он был одним из инициаторов создания внепартийного Совета съездов представителей промышленности и торговли. Но не чурался и политики – войдя в 1905 году в ЦК «Союза 17 октября», в 1906 году он перешел в умеренно-либеральную Партию мирного обновления, не примыкавшую ни к революционному, ни к правительственному лагерю. Как прямо заявил он в 1906 году, будущую свободную Россию должны строить «люди дела», предприниматели. А также фермеры, ибо «земледелец никогда не станет врагом купечества, а помещик-земледелец и чиновник – да». Представлять интересы российских «людей дела» должна была созданная в 1912 году при участии Павла Рябушинского Прогрессивная партия. Ее печатным органом стала основанная Рябушинским и быстро набравшая популярность газета «Утро России».
В конце марта 1917 года, вскоре после Февральской революции, он инициирует Первый съезд Всероссийского союза торговли и промышленности, публично заявляя на нем: «Ещё не настал момент думать, что мы можем всё изменить, отняв всё у одних и передав другим, это является мечтою - мы ещё должны пройти через путь развития частной инициативы». На втором Съезде, прошедшем в августе 1917 года, он предрекал катастрофические последствия пребывания социалистов у власти: «То, о чём я говорю, является неизбежным. Но, к сожалению, нужна костлявая рука голода и народной нищеты, чтобы она схватила за горло лжедрузей народа, членов разных комитетов и советов, чтобы они опомнились». С этими словами Павел Рябушинский и вошел в историю – как российский Atlas Strugged, грозивший шариковым с их «все отнять и поделить».
Но каким же сам он видел желаемое будущее России?
Непривычно для сегодняшнего дня, но банкир и реформатор, как и его братья, был верным последователем старообрядческой Церкви. Его брат Степан (1874-1942) в 1906-1910 годах был попечителем общины московского Рогожского кладбища, а с 1913 года – хранителем ее иконописных сокровищ. Он сам написал ряд исследований по реставрации икон, а в 1913 году представил в Деловом дворе для широкой публики Выставку древнерусского искусства, где были представлены старинные рукописные Евангелия, иконы и церковные облачения.
При этом, верность традициям сочеталась в Рябушинских с открытостью новым горизонтам. Степан Рябушинский был членом созданного в 1910 году профессором Николаем Жуковским Московского общества воздухоплавания. Жуковский руководил и научной работой в первом в Европе Аэродинамическом институте, созданном в 1904 году в подмосковном имении Кучино еще одним из братьев Рябушинских – Дмитрием (1882-1962). Дмитрий Павлович, окончивший в 1912 году физико-математический факультет Московского университета, после дополнительного обучения в Гейдельберге в 1916 году сдал экзамен на степень магистра и читал в будущем МГУ лекции по теории упругости и аэродинамики. Федор Рябушинский (1886-1910) вложил 200 тыс. руб. в организацию в 1908-1909 годах экспедиции на Камчатку, которую Русское географическое общество многие годы не могло осуществить из-за нехватки средств.
Концепция экономического реформирования России, которую исповедовал Павел Рябушинский, заключалась в обеспечении симбиоза русских исторических традиций допетровской Руси, т.е. старообрядческих (он называл это «принципами просвещённого раскола») с институтами западного капитализма. Получается, что предприниматель предлагал России «третий путь», аналогичный тому, которым пошла Япония после революции Мэйдзи и который способствовал ее мощному подъему при сохранении самобытного национального духа. В октябре 1914 года он писал в старообрядческом журнале «Церковь» о том, что после обрисованных им преобразований Россия «сможет предстать перед Богом и Западом в своем истинном лике», как свободный, успешный и трудолюбивый народ.
Комментарии
Отправить комментарий