Ученый митрополит и старообрядцы: история одного вырезанного листа
Митрополит Московский Платон (Левшин) 1737-1812
Однажды Московский митрополит Платон (Левшин) обратился с обличительными вопросами к старообрядцам. Те в ответ представили целое сочинение (знаменитые "Статьи инока Никодима"). Не найдясь что возразить, настолько аргументированным было сочинение, он молча сдал рукопись в архив, приписав собственноручную резолюцию. В немногих строках митрополит с предельной ясностью выразил протестантские взгляды, да так откровенно, что это поразило даже его единомышленника и преемника митрополита Филарета (Дроздова).
«Церкви Христовой пастырю и сАмому просвещенному невозможно иметь с раскольниками прение и их в заблуждении убедить. Ибо в прениях с обеих сторон должно быть едино начало или основание, на котором бы утверждались все доказательства. Но, ежели у одной стороны начало будет иное, а у другой – другое, то согласиться никогда не будет возможно. Богопросвещенный христианский богослов для утверждения всех истин веры Христовой не иное признает начало, как едино Слово Божие или Писание Ветхого Завета и Нового Завета; а раскольник, кроме сего начала, которое и мало уважает, ибо мало понимает, признает еще за равносильные Слову Божию, начала и всякие правила Соборов, и всякие писания Церковных учителей, и всякие повести в книгах церковных обретаемые, да еще их и более уважает, нежели Слово Божие, ибо они для него понятнее. Но как правила Соборов или относились к тем временам, или писаны по пристрастию и непросвещенному невежеству, и в писаниях церковных Учителей много погрешительного с самими собою, и с Словом Божиим несогласного, и в повестях и зело много басней, небылиц, и безместностей, то и следовало бы Правила отцев и повести не иначе принять, как когда они согласны с Словом Божиим и служат тому объяснением. Но раскольник сего не приемлет и почитает хулою, когда бы ему открыть, что Соборы или Отцы в иных мнениях погрешили, а повести многие невероятны.
«Как, - воскликнет он, - Отцы святые погрешили»? Да мы их святыми почитаем, они чудеса творили, их писания суть Богодухновенны»… Что на сие богослов? Легко может возразить, но не посмеет: дабы не только раскольников, но и своих малосмысленных не соблазнить и не сделать зла горшего. «Вот, - провозгласят, - Отцев святых не почитает, Соборы отвергает, повестем церковным смеется»! Итак, богослов просвещенный молчи, а раскольник – ври и других глупых удобно к себе склоняй".
Впоследствии митрополит Филарет (Дроздов) потихоньку вырежет из рукописи скандальную резолюцию и скажет знаменитые слова: "а книгу-то я урезал, щадя память митрополита Платона"…
Причем, не было секретом, и сами никониане запросто признавали, что богословие их церкви имеет протестантскую закваску. Известный магистр богословия Н. П. Гиляров-Платонов писал: "Если сказывался в резолюции оттенок протестантизма, то протестантские воззрения еще яснее выражались в сочинениях м. Платона, в его Катехизисе и Богословии. Да наконец, в Катехизисе самого Филарета долгое время не говорилось о Преданиях, и глава о них была внесена лишь впоследствии. Мнение, что проверкой Предания должно служить Писание, оставалось собственным убеждением митр. Филарета до последних дней, и он его неоднократно высказывал публично на экзаменах» (Н.П. Гиляров-Платонов «Урезанный документ»).
Как видно, митрополит Филарет и не думал, что скандальную резолюцию еще раньше успели скопировать двое видных ученых Духовной Академии. Дело утаить не удалось, и оно было предано огласке. Теперь уже этот эпизод стал хрестоматийным, и резолюция митрополита Платона вошла в историю классического богословия господствующей церкви.
Еп. Алимпий (Вербицкий)
Комментарии
Отправить комментарий