Денисов Н.Г.: "Старообрядческая богослужебно-певческая культура" (выдержки)


"Старообрядческая богослужебно-певческая культура"

... Непременным условием сохранения и продолжения традиций богослужебно-общинной жизни у старообрядцев является живая связь поколений. Все начинается с детства и передается, как говорится, с "молоком матери". С четырех лет ребенок соблюдает посты, вместе со взрослыми ходит в храм, выстаивает длинные службы, осеняет себя крестным знамением так, как его учат.

Каждый приходящий в старообрядческий храм и присутствующий на богослужениях, даже посторонний человек, понимает и видит, что в нем нет просто зрителей. Все прихожане — соучастники некоего единого действа. Они должны быть грамотны, знать порядок службы. В строго определенные моменты необходимо осенять себя крестным знамением, опускать голову (на чтении ексапсалмов, чтении Апостола и Евангелия и т. д.), делать поклоны (в одних случаях поясные, в других — земные), по определенному правилу входить в храм, совершать Начал, то есть определенное правило, включающее молитвы с поклонами, после этого поклониться на все стороны молящимся. По определенному чину происходит прикладывание к иконе (то есть целование иконы). Верующие благоговейно идут к ней рядами по два человека, подходя, делают два земных поклона, затем, осеняя себя крестным знамением, целуют на иконе определенное место, которое указывает свечкой стоящий рядом священник или прихожанин. Затем делается еще один земной поклон. Потом они кланяются священнику и друг другу. Прикладываются к иконе старообрядцы только в день праздника, которому соответствует икона. Не разрешается ходить по храму и прикладываться к иконам по своему желанию. В храме молящиеся стоят ровными рядами. Отсутствуют шум и разговоры. Руки должны быть сложены крестообразно. На левой руке необходимо иметь лестовку, то есть четки. Во время полиелеоса — самой торжественной части всенощной службы — все в руках держат горящие свечи.

Само старообрядческое богослужение поражает своей чинностью, особым размеренным темпом. Пение и чтение в нем равноправны. Помимо этого, службу украшают и выполненные в древних традициях иконы, восковые свечи, свечи и лампады на паникадилах (использовать на них электрические лампочки у старообрядцев запрещено), так что на всенощных царит полумрак, способствующий сосредоточенному вниманию молящихся. Чинность добавляется и особенностями служения духовенства. Обращают на себя внимание древние формы облачений (у архиереев), иноческой одежды. Саккос у архиерея длинный, митра по форме ровная, с опушкой из овчины, волосы должны быть выпущены на плечи, а не зачесаны назад, уши не убираются под митру, а остаются снаружи (как это изображено на древних иконах). Каждение совершается следующим образом. Священник надевает кольца кадила так, чтобы пальцы его изображали двуперстное крестное знамение. Кадит он каждую икону и молящихся трижды: первый, высокий взмах, обозначает верхнюю точку креста, второй, низкий взмах, — нижнюю точку, третий, поперечный взмах, — перекладину креста или третью и четвертую точки. После этого он делает поясной поклон. Земные поклоны верующие и священники делают на подрушники — лежащие перед ними специальные коврики.

Определенная чинность есть в различных обрядах. Например, есть правила ношения икон и последования духовенства во время крестных ходов, с востока на запад (что явилось одной из причин раскола в XVII веке); в чине освящения воды — в ней тушатся горящие свечи трехсвечника-трикирия, крест, которым вода освящается, опускается в нее полностью (при этом над водосвятной чашей сверху скрещиваются хоругви); в таинстве крещения сохраняется традиция трехкратного (с головой) погружения крещающегося в купель, только в холодную воду. После каждого погружения человека поворачивают с востока на запад. Во время причащения верующему дается первый раз "тело Христово", а затем две ложечки "крови". На каждом богослужении у старообрядцев совершается чин прощения. Священник (или архиерей, если он возглавляет службу) и верующие просят друг у друга прощения и кланяются до земли. По окончании Литургии, когда прихожане подходят целовать крест, священник вначале каждого крестообразно им осеняет. После этого человек целует подножие изображенного на кресте распятия, а затем руку священника.

Существует и свой порядок пения хора в разных местах храма. На литии хор выходит в придел, на стиховне поет в середине храма, на катавасиях — на каноне, на Великом славословии, на Херувимской песни и на "Достойно есть", или задостойнике (на Литургии), певцы спускаются с клиросов и встают перед амвоном. На клиросах певчие стоят только лицом к иконостасу. Таким же образом посредине между певчими встает головщик — руководитель хора. Перечень особенностей чинопоследований может быть продолжен (эти и другие особенности совершения богослужений в письменном виде изложены в Уставе "Оке церковном" и в так называемом Уставе Ветковской церкви [20]).

Каждый, попадая на службу в старообрядческий храм, должен помнить, какой ценой эти люди (являясь в основе своей представителями социальных низов) добивались права совершать богослужения по старому обряду, сколько за это пролито крови, отдано жизней. Какие надо было иметь знания, помимо силы воли и силы духа, чтобы не забыть, не растерять сокровища богослужебной культуры и донести их до нашего времени в живом виде. Какое смелое дерзновение имели ревнители старой веры, будучи не специалистами (в том смысле, что не оканчивали академий, университетов, семинарий), берясь за освоение богословия, сложной книжной культуры и достигая в этом высочайшего профессионализма. При осознании этого старообрядческое богослужение предстает перед нашим взором совершенно в ином качестве. Все в нем становится чрезвычайно ценным: в каждом возгласе священника, в каждом звуке чтецов и певцов начинаешь почти физически ощущать седую древность, выстраданную и донесенную до сегодняшних дней.

Старообрядческие богослужения до сих пор совершаются без сокращений, в них нет мелочей, в них важна каждая деталь. Это в настоящем смысле службы, где все подчинено главному — молению Богу! Особенно впечатляющими у старообрядцев являются службы Страстей Христовых, боготелесного погребения Исуса Христа, Пасхальная утреня (в которой праздничное торжество в большой степени создается напевом Пасхального канона), служба св. Марии Египетской, так называемое Марьино стояние, в среду пятой недели Великого поста, когда полностью читается нараспев Великий канон Андрея Критского и совершается около тысячи (!) земных поклонов, а также крестные ходы, чин соборного архиерейского облачения, чин отпевания священников и архиереев, хиротонии архиереев и т. д.

Из работ Денисова Н.Г.

Комментарии