Об ошибочности постановлений 5-го Древлеправославного Всероссийского Съезда: Соборный документ РДЦ


В феврале 1917 года в России произошло незаконное свержение монархического строя. В результате политических интриг, под давлением законный правитель Российской Империи царь Николай II Александрович Романов подписал отречение от престола от своего имени и от имени своего сына.

Начавшаяся в России смута не обошла стороной и древлеправославных христиан. Следует сказать, что несмотря на то, что последний русский царь Николай II Александрович Романов не находился в общении с Древлеправославной Церковью, тем не менее, наши христиане с глубоким почтением и верноподданнической преданностью относились как к самому царю Николаю Романову, так и ко всему царствующему дому. Из Деяний I-го Всероссийского Съезда наших христиан в 1908 году: «Представители старообрядчества со всех концов необъятной России от Байкала до границ Румынии и Турции и зарубежные почтительнейше просят Ваше Высокопревосходительство повергнуть к стопам Его Величества, одушевляющие их чувства беспредельной любви и беззаветной преданности Самодержцу Всероссийскому… Верные заветам предков в делах религии, все они всегда были и хотят быть навсегда верными и неизменными слугами их законных природных Государей, всегда молились и будут молиться о здравии и долгоденствии Его Величества и всего Царствующего Дома».

Поэтому, в отличие от подавляющего большинства членов новообрядческой церкви, которые подготовили и осуществили свержение монархической власти в России, древлеправославные христиане не принимали участия в мятеже, но были поставлены перед лицом уже свершившегося факта. 

16-18 июля 1917 года в Москве состоялся 5-й Всероссийский Съезд наших христиан, на котором его участники констатировав факт падения царствующего дома, практически единогласно утвердили резолюцию предложенную Политической Комиссией Съезда: «Мы, старообрядцы, желаем чтобы государственный строй в России был демократическо-республиканский, с выборным президентом из христиан».

Такая увлеченность участников Съезда духом времени по-человечески понятна, ибо падение монархии и разрушение привычных основ государственного устройства привело в небывалое смятение, духовно и нравственно дезориентировало практически весь русский народ. Однако с точки зрения христианской, участие Церкви в политических движениях, всевозможных революциях и контрреволюциях совершенно неприемлемо. Церковные Соборы не должны заниматься обсуждением и решением политических вопросов, это не соответствует задачам, миссии Церкви в мире, как сказано в Писании: «Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр.13:14); «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мар.16:15,16). Таким образом, христиане должны заниматься созидательной проповедью Слова Божьего, а не разобщающей всех и разрушающей мир между братьями политической деятельностью. 

Но помимо этого необходимо указать и еще на одну, как думается, невольную ошибку участников нашего 5-го Всероссийского Съезда – признание над собой власти так называемого Временного Правительства в нарушение верноподданнической присяги (клятвы), данной Государю Императору Николаю II Александровичу.

23 апреля (6 мая) 1906 года Император Николай II Александрович утвердил свод «Основных государственных законов Российской империи», который стал фундаментальным законодательным актом, регулирующим государственное устройство России.

В своде «Основных Государственных Законов Российской империи» сказано: «Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть. Повиноваться власти Его, не только за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает» (Гл. 1. Ст. 4.); «Особа Государя Императора священна и неприкосновенна» (Гл. 1. Ст. 5); «Защита Престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного» (Гл. 8. Ст. 70.). 

Согласие всех российских подданных с этими основополагающими положениями свода «Основных Государственных Законов» закреплялось всенародной присягой, как об этом сказано в этом же документе: «Верность подданства воцарившемуся Императору и законному Его Наследнику, хотя бы он и не был наименован в манифесте, утверждается всенародною присягою» (Гл. 4. Ст. 55.); «Каждый присягает по своей вере и закону» (Гл. 4. Ст. 56); «К присяге приводятся все вообще подданные мужеского пола, достигшие двенадцатилетнего возраста, всякого чина и звания» (Гл. 4. Ст. 56. Прим. 2.). 

Сущность присяги заключается в следующем: «Присяга есть акт совести и религии, коим клянущийся призывает Бога во свидетели искренности его обещания и подвергает себя его гневу и мести в случае нарушения» (М.М. Сперанский. Руководство к познанию законов. Гл. 6. Отд. 2. Пар. 2. 122.); «Клятва есть слово, само по себе удостоверяющее истину» (Прп. Матфей Властарь. Алфавитная Синтагма. 32-я глава).

Законодательство Российской империи универсальным образом обеспечивало беспрерывность царской власти: «По кончине Императора, Наследник Его вступает на Престол силою самого закона о наследии, присвояющего Ему сие право. Вступление на Престол Императора считается со дня кончины Его предшественника» (Гл.4. Ст. 53.). Таким образом, был обеспечен как бы автоматический переход власти от скончавшегося Императора к Наследнику Престола. При этом присяга на верность Наследнику Престола давалась подданными заранее, при присяге предыдущему Императору. 

В тексте самой всенародной присяги на верность подданства Императору в частности говорилось: «Я, нижеименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, пред святым его Евангелием, в том, что хощу и должен Его Императорскому Величеству, своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому Государю Императору NN [Николаю Александровичу], Самодержцу Всероссийскому, и законному Его Императорского Величества Всероссийского престола Наследнику (именуя Его, когда Он уже известен, или же не именуя, когда Император не имеет еще детей мужеского пола) верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови, и все к высокому его Императорского Величества Самодержавству, силе и власти принадлежащие права и преимущества, узаконенные и впредь узаконяемые, по крайнему разумению, силе и возможности предостерегать и оборонять, и при том по крайней мере стараться споспешествовать все, что к Его Императорского Величества верной службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может… В заключение же сей моей клятвы целую Слова [т. е. Евангелие] и Крест Спасителя моего. Аминь». (Свод законов Российской империи. Т. 1. 4.1. Приложение V. СПб., Изд. Канцелярии Е. И.В. 1857. С 56).

Ясно, что такая система исключала саму возможность устранения монархического строя в России законным путем, по крайней мере, до того момента пока кто-либо из действующих Всероссийских императоров не внес бы соответствующие правки в свод «Основных Законов Российской империи». Впрочем, и в таком случае монархия, возможно, могла бы стать конституционной, но никак не упраздниться совершенно, ибо и сам император в своих действиях ограничивался присягой, которую он давал при своей коронации на верность Престолу, что было прописано и в своде «Основных Законов»: «Император или Императрица, Престол наследующие, при вступлении на оный и миропомазании, обязуются свято наблюдать вышепостановленные законы о наследии Престола» (Гл. 2. Ст. 39.).

Таким образом, всякий, кто присягал на верность Императору Николаю Александровичу и его Наследнику, а затем организовывал или каким-либо образом сознательно содействовал свержению монархической власти в России, безусловно, является клятвопреступником. А о клятвопреступниках так говорит Господь: «Если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его» (Чис.30:3); «Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь» (Зах.8:17); «Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь» (Лев.19:12); «Как! Вы… клянетесь во лжи… и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: "мы спасены", чтобы впредь делать все эти мерзости. Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это, говорит Господь… И отвергну вас от лица Моего» (Иер.7:9-11, 15); «Разделилось сердце их, за то они и будут наказаны: Он разрушит жертвенники их, сокрушит кумиры их. Теперь они говорят: «нет у нас царя, ибо мы не убоялись Господа; а царь, - что он нам сделает?» Говорят слова [пустые], клянутся ложно, заключают союзы; за то явится суд над ними, как ядовитая трава на бороздах поля» (Ос.10:2-4); «Всякий, клянущийся ложно, истреблен будет» (Зах.5:3).

В 64-м правиле св. Василия Великого о клятвопреступниках читаем: «Клятвопреступник десять лет да не приобщается: два лета находясь между плачущими, три между слушающими Писания, четыре между припадающими, едино стоя с верными, и тогда сподобится причастия»; Его же: «По опыту знаем, что не благопоспешествуется поступившим против клятвы и они не благоугодны Богу» (10 пр.св. Василия Великого - цит. по 32-й главе Алфавитной Синтагмы прп. Матфей Властаря).

Впрочем, большинство подданных Российской Империи, включая и наших христиан, преступили присягу не злонамеренно, они были приведены в смущение и вынуждены признать законность Временного Правительства по причине обнародования в марте 1917 года Манифеста «Об отречении Государя Императора Николая II от престола Российского и о сложении с себя верховной власти».

Но смятение от обнародования Манифеста было совершенно необоснованным, ибо сам этот Манифест никогда не получал законной силы, а потому и не мог никого освободить от действовавшей присяги.

Согласно своду «Основных Законов Российской империи» отречение Государя Императора от престола не могло получить законную силу сразу за его подписанием: «Отречение таковое, когда оно будет обнародовано и обращено в закон, признается потом уже невозвратным» (Гл. 2. Ст. 38.). А поскольку в Российской империи воспринять силу любой закон мог лишь после его утверждения Государем Императором (Гл. 9. Ст. 86. «Никакой новый закон не может… восприять силу без утверждения Государя Императора»; Гл. 1. Ст. 9. «Государь Император утверждает законы и без Его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения»), то и манифест отречения Николая II от престола не мог получить юридическую силу до обращения оного в закон, через утверждение новым Императором, унаследовавшим Престол по действовавшим правилам престолонаследия. 

Коль скоро обращения в закон манифеста отречения Николая II от Престола не было произведено вплоть до его насильственной смерти, то согласно законодательству Российской империи Николай II Александрович Романов юридически оставался действительным Всероссийским Самодержцем вплоть до самой своей смерти в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.
Таким образом, и все подданные его, которые при жизни законного Государя занялись построением новой системы государственного устройства в нарушение законодательства Российской империи и вопреки принесенной присяге, являлись сознательными или несознательными клятвопреступниками.

Из сказанного становится понятным, почему не получилось у народов России построить благополучное общество «на обломках самовластья». Несмотря на бесчисленные жертвы и титанические усилия, которые прикладывал уже советский народ к построению счастливого, благополучного общества, все его труды закончились полным общественно-политическим крахом, а тяжелые экономические последствия этого краха наша страна ощущает на себе до сих пор. И это вполне закономерный итог для политического режима, основанного на пролитых реках невинной крови и массовом клятвопреступлении. За это отверг Бог народ непокорный от Своего Лица, и только осознание произошедшего и возвращение к утраченным духовным истокам – к Православной вере, не замутненной никакими ересями, может даровать русскому народу неотъемлемый мир, духовное и материальное благоденствие.

Следуя путем Правды и не желая покрывать пусть и невольные ошибки предшественников, Архиерейский Собор Русской Древлеправославной Церкви признает ошибочной и не имеющей для Древлеправославной Церкви никакой законной силы и значения всю политическую деятельность и политические решения 5-го Всероссийского Съезда наших христиан. 

Также Русская Древлеправославная Церковь осуждает беззаконное изменение государственного строя в России в феврале-марте 1917 года, отмежевывается от цареубийц и порицает клятвопреступление.

Комментарии