ОБЩИНА ГОРОДА НОВОЗЫБКОВА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
В 1660-1680-х гг. на территорию Стародубского полка, в состав которого входил край, начали проникать и селиться древлеправославные христиане, бежавшие из Великороссии от преследований царской власти и церковных властей. Христиане поселившиеся в этих местах окормлялись в то время священником Козьмою бежавшим от новолюбцев в Стародубье из Москвы, где он был настоятелем прихода Всех Святых на Кулишках.
В 1689 г. вышел указ царевны Софьи Алексеевны, предписывавший смотреть крепко, чтобы староверы в лесах и волостях не жили, а где объявятся - самих ссылать, пристанища их разорить, имущество продавать, а деньги присылать в Москву. Опасаясь преследований, значительная часть христиан ушла из Стародубья за "польский рубеж", в слободу Ветку.
Только во второй половине 90-х годов XVII в. староверы стали возвращаться в Стародубье. Это произошло благодаря указу императора Петра I, который в благодарность за помощь староверов в войне со шведами, закрепил за ними земли Стародубья.
1701 год считается годом официального утверждения слободы Зыбкой (Зыпков). 12(23) сентября 1701 года стародубский полковник М.А. Миклашевский выдал осадной лист, в котором предписал сотнику Топальской сотни "на урочище Зыбкой, межи Тростанью и иными селцами над речкой Корною... вновь слободку до ласки войсковой осадити людми..."
Важные изменения в положении слобожан произошли в 1715-1716 гг. Они были переданы в управление специально учрежденной «раскольничьей конторе», что спасло их от закрепощения.
В 1720-х гг. вблизи слободы Зыбкой возникли старообрядческие монастыри, в частности, был устроен "скиток старцев" около слободы Городище, расположенной на р. Деменка. Особое значение приобрела слобода Зыбкая во времена священника Патрикия, являвшегося в 1730-1750 гг. одним из видных деятелей старообрядчества в Стародубье. XVIII в. был временем быстрого развития слободы Зыбкой. Жители слободы занимались хлебопашеством, строительными работами, доставкой купеческих товаров в Москву, Санкт-Петербург, Ригу, Варшаву, Кенигсберг и Данциг (Гданьск), торговали пенькой, конопляным маслом.
В 1782 г. на средства купца Осипова у речки Зыбкая была построена большая Никольско-Рождественская церковь. После учреждения в 1846г. Белокриницкой иерархии храм оказался во владении белокриницких христиан[1].
Никольско-Рождественская церковь
Согласно отчету за 1837 г., в Новозыбкове имелось 2 деревянных старообрядческих церкви и 1 деревянная старообрядческая часовня.
На продолжении многих лет древлеправославная община г. Новозыбкова окормлялась бегствующим священством. Так в 70-80-х гг. 19 века общину окормлял священник Александр из Городни. В 1895 году он присоединил к Древлеправославной Церкви священника Григория Максимовича Карабиновича, который в течение двух лет постоянно проживал в Новозыбкове явившись, таким образом, первым из известных нам постоянных священников в общине. В начале ХХ века общину обслуживал Московский священник Андрей Дмитриевский.
После опубликования в России известного царского манифеста от 17 октября 1905 года старообрядцы обрели право на свою религиозную деятельность, книгоиздание, строительство храмов. Это обеспечило и появление такой уникальной жемчужины русского деревянного зодчества, как Спасо-Преображенский собор в г. Новозыбкове.
Купола Спасо-Преображенского собора
Датой основания собора является апрель 1911 года, когда совершилось освящение места для будущей постройки и воздвигнут крест на месте будущего Алтаря.
Средства на постройку храма пожертвовал один из состоятельных жителей г. Новозыбкова, купец-старовер Дмитрий Кублицкий. Храм сооружался в течение трех лет при активном участии местных христиан, которые своими силами рубили в лесу смолистую сосну, свозили ее к месту постройки, сами и строили храм. Причем строительство велось без проекта. Талантливые мастера просто не нуждались в нем. Весь архитектурный замысел созревал непосредственно в ходе строительства, которое благополучно завершилось в 1914 году.
Первоначальная своеобразная роспись внутренних стен храма была выполнена в 1914 г. маслом по дощатой обшивке и частично на холсте в манере примитивной живописи. Полностью записана в кон. 1980-х гг. Сохранились лишь изображения двух ангелов на облаках в трапезной, на восточной стене арки, ведущей в основной храм. Существующая роспись стен храма представляет собой подражание древнерусской живописи школы Дионисия. На ярко-голубом фоне выделяются охристые, темно-красные и белые тона. В куполе изображен Пантократор, между окнами барабана и под ними - святые, на откосах - страстной цикл, в парусах - евангелисты. Верхняя часть стен занята сценами, традиционно составляющими богородичный цикл.
Главный пятиярусный иконостас сборный. Выступающие в центре два нижних яруса выполнены в нач. 20 в. в духе эклектики и относятся к первоначальному убранству храма. Их иконы 18-19 вв. по манере исполнения следуют древнерусской иконописи 17 в. Три верхних, сужающихся кверху яруса выполнены в кон. 1980-х гг. Два придельных иконостаса в трапезной относятся уже к середине 20 в., тогда как на стенах храма сохранились иконы 18-19 вв.
С южной стороны храма находится небольшая кирпичная часовня-каплица, сооруженная в кон. 19 - нач. 20 в. в том же русском стиле.
Преображенская церковь - характерный для своего времени деревянный храм в русском стиле, с живописной композицией, в которой доминирует основной объем, с кокошниками у основания граненого купола и луковичной главкой на двухъярусной восьмигранной шее.
К большому сожалению, сохранились очень скудные сведения о том, кто из духовенства священнодействовал в этом храме в первые два с лишним десятилетия.
Не безынтересным является и такой факт из истории общины - на Московском Архиерейском Соборе в августе 1930 г. было принято решение о переезде на жительство в г. Новозыбков Предстоятеля Церкви Архиепископа Николы (Позднеева), однако неизвестной причине этого не состоялось. Тем не менее, спустя 33 года в г. Новозыбкове все же разместилась резиденция всероссийского древлеправославного Архиепископа.
В конце 30-х годов настоятелем хама служил иерей Козьма Гришин.
Священник Козьма Гришин и новозыбковские христиане
Во времена сталинских репрессий в 1938 году храм был закрыт и превращен в зернохранилище. Проявляя заботу о святыне, верующие тайком укрыли в своих домах часть икон и богослужебных книг.
В 1943 году в храме были возобновлены богослужения. Открытию храма в значительной мере посодействовал прихожанин Семен Акимович Дунаев. Он вдохновил верующих совершать богослужения в недействующем до того времени храме (многие годы затем Семен Акимович был уставщиком в храме). Верующие возвратили в храм те иконы и, книги, которые им удалось сохранить. Недостающие были восполнены прихожанами. Они принесли их из своих домов.
После возрождения богослужебной жизни в Спасо-Преображенском храме его первым настоятелем был священник Феодор Максимович Архангельский, затем, во второй половине 40-х годов, здесь служил священник Исаакий Лестев [2], а затем священник Григорий (фамилия не сохранилась).
2 июля 1948 года в Москве в Николо-Рогожском храме в сан Епископа на новоучрежденную Новозыбковскую кафедру был рукоположен священноинок Макарий (Кузнецов)[3]. Хиротонию совершил Архиепископ Московский Иоанн (Калинин) в сослужении Епископа Вольского Паисия (Феоктистова). Таким образом, Спасо-Преображенский собор стал кафедральным.
С 1951 по 1954 г. настоятелем храма являлся священник Иоанн Агафонович Исаев. В 1954 г. для служения в храме назначен священник Иаков Матвиевич. В начале 1957 года он принял иноческий постриг с наречением имени Иеремия и 15 марта того же года был рукоположен в сан епископа Новозыбковского. В 1960 году в помощь епископу Иеремии был направлен диакон Гурий Антонов (в последствии Архиепископ Геннадий).
В марте 1963 года в связи с возведением епископа Иеремии в сан всероссийского Архиепископа при Спасо-Преображенском соборе разместилась резиденция Первосвятителя Древлеправославной Церкви.
В июле 1963 года настоятелем кафедрального собора стал иерей Афанасий Калинин (в последствии Архиепископ Аристарх).
Храм, каким он выглядел в те годы, очень отличался от его современного вида. Вот как описывал состояния храма отец Афанасий, когда впервые увидел его в 1958 году: «Спасо-Преображенский собор при моем первом знакомстве с ним не привлекал к себе ни внешне, ни изнутри. Снаружи весь он был некрашен, южная и северная паперти развалены, крыша во многих местах протекала, на ней просматривалась ржавчина, купола были черные, некрашенные. Внутренние стены тоже были некрашены, возле икон не было лампад и молящиеся крепили свечи к грубо прибитым брусьям. Очень неуклюже были протянуты к стенкам через весь храм тросы-канаты, на которых крепилось небольшое деревянное паникадило. На зиму центральная часть храма закрывалась и богослужения проводились в небольшом зимнем приделе, в левом переднем углу которого каждый раз перед началом зимы сбивали из досок временный Алтарь. Зимой Литургии совершались только в двунадесятые праздники, поскольку храм был холоден: небольшая печь в зимнем приделе давала совсем мало тепла. Пол местами был сгнившим...».
Кафедральный собор почувствовал настоящую заботу о себе только тогда, когда его настоятелем стал протоиерей Афанасий Калинин. Незаменимым помощником в деле благоустроения храма у протоиерея Афанасия многие годы был диакон Гурий Антонов.
Протодиакон Гурий, Архиепископ Павел, протоиерей Афанасий
В бытность храма зернохранилищем балки, к которым прибиты половые доски, несколько опустились под тяжестью зерна. Поэтому пол был шатким, и балки пришлось поднимать, укреплять. В 1965 году был сделан капитальный ремонт пола, в самом храме пол покрыли линолеумом, а в притворе — керамической плиткой.
В 1966 году были отреставрированы и устланы керамической плиткой все паперти. В 1967 году осуществилась покраска кафедрального собора снаружи, переделаны рамы в куполе, отремонтирована шелевка и карнизы по всему зданию. В 1969 году храм был полностью перекрыт, заменены подгнившие кресты на куполах, внутри сделано водяное отопление, проведен водопровод в церковный двор, а через год — и внутрь храма.
Следующий этап благоустройства Спасо-Преображенского собора включал в себя реставрацию иконостаса, которая осуществилась в 1970 году. В храме появились крупные настенные росписи: «Тайная Вечеря», «Покров Пресвятой Богородицы» и другие, были отреставрированы десятки икон.
В 1971 году восстановлен крест над часовней — памятником русского кирпичного зодчества начала XX века. Крупные строительные работы на территории церковного двора осуществились в 1972 году, когда была заново построена резиденция Архиепископа на месте снесенного здания.
Резиденция Архиепископа с 1972 г. по 2000 г.
В 1973—1977 годах велось строительство подсобных помещений, в частности, дома, где могли бы расположиться священнослужители и верующие из других населенных пунктов, приезжающие в Архиепископию.
В 1982 году осуществилась газификация Спасо-Преображенского собора и резиденции Архиепископии с целью отопления природным газом.
С 1979 по 1993 год в соборе нес диаконское служение протодиакон Константин Кречетов. В 1987 году кафедральный собор пополнился вторым священником — священноиноком Александром (в настоящее время Патриарх Александр).
Летом 1988 года на звоннице кафедрального собора было установлено четыре колокола старинного литья, которые в прошлом использовались в старообрядческих храмах в округе Новозыбкова. В день 1000-летия Крещения Руси, 14 августа 1988 года, во время праздничного богослужения впервые за несколько десятилетий торжественно зазвонили колокола, и теперь их звон сопровождает каждое богослужение.
Особенно крупные работы по благоустроению собора сделаны в 80-90-е годы ХХ столетия, когда по благословению Архиепископа, Геннадия был позолочен иконостас, выполнена настенная роспись центральной части собора, крыша перекрыта оцинкованным железом, позолочены десять куполов и кресты над ними, проведено централизованное отопление от городской котельной, внутри собора построены два новых придела, из которых правый освящен в честь явления чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Казанской», а левый — в честь св. великомученика Димитрия Солунского.
С 1982 года на территории общины размещается Издательский отдел Древлеправославной Церкви, а с 1991 года Высшее Духовное Училище.
За эти годы в Новозыбкове совершали свое святительское служение Архиепископы:
За то время, что в Новозыбкове размещалась первосвятительская кафедра, в стенах Спасо-Преображенского Собора был совершен ряд архиерейских и десятки священнических хиротоний, проводились церковные Соборы и Мироварение (1997г.).Иеремия – с 24 марта 1963 г. по 17 марта 1969 г.;
Павел – с 27 июля 1969 г. по июль 1977 г.;
Геннадий – с 23 сентября 1979 г. по 2 февраля 1996 г.;
Аристарх – с 9 июня 1996 г. по 4 мая 2000 г.;
Александр – с 9 мая 2000 года по 19 августа 2000 года, с этого момента резиденция Предстоятеля Церкви была возвращена в Москву.
Освященный Собор 1983 года
Но и теперь древлеправославная община г. Новозыбкова и ее храм продолжает играть важную роль в жизни всей Древлеправославной Церкви. Так в 3 марта 2002 года в Спасо-Преображенском соборе Предстоятель Церкви Архиепископ Александр был возведен в сан Патриарха, тем самым в Русской Древлеправославной Церкви было восстановлено Патриаршество, а 25 августа того же года была совершена служба освящения Антиминсов.
Восстановление Патриаршества в Древлеправославной Церкви 3 марта 2002 г.
Протоиерей Владимир Косенков, д. Арсений Адоньев, протодиакон Борис Нагорнов
Год от года улучшается внутреннее убранство и внешний вид Спасо-Преображенского собора, а также прилегающей к нему территории. Сейчас ни один прохожий не пройдет по улице мимо собора, чтобы не полюбоваться его красотой, не устремить свой утомленный от житейской суеты взор ввысь к золотым куполам...
2006 г.
Комментарии
Отправить комментарий