Община города Соликамска Пермской области (из архива РДЦ)
Город Соликамск расположен в Предуралье, на реке Каме. Основание Соликамска относится к первой четверти 15 века, когда торговые люди Калинниковы, выходцы из Вологды, перенесли свои соляные варницы с верховьев реки Боровой на реку Усолку. Здесь и было основано в 1430 году поселение, названное Соль-Камская, Усолье-Камское, а позднее – Соликамск. Солеварение в течение нескольких веков являлось ведущей отраслью экономики города, а сам Соликамск крупнейшим центром солеварения в России.
В 1632 году в Соликамске случился пожар, уничтоживший практически весь город и все храмы. К тому времени как Соликамск отстроили заново, на Древлеправославную веру открылось гонение и по этой причине христиане Соликамска на притяжении трех с половиной веков не имели своего храма. Строительство древлеправославного храма стало возможно лишь в недавнее время благодаря неустанным трудам семьи Кречетовых.
В 1972 году древлеправославный христианин Леонид Кузьмич Кречетов (впоследствии Епископ Пермский Леонтий), проживавший до этого в п. Верх-Нейвинском Свердловской области, был рукоположен в сан священника и направлен на служение в д. Ваньково Красновишерского района Пермской области. Вскоре после этого отец Леонид начал кропотливую работу по организации прихода в г. Соликамске. Он приезжал сюда, устраивал беседы о Древлеправославии, на квартирах некоторых верующих проводил богослужения. В начале 90х годов администрация города по ходатайству верующих выделила участок для постройки храма в честь св. Василия Великого. Верующие, в основном пожилые женщины, вручную расчистили место под церковь.
Сыновья епископа Леонтия вместе со своими семьями создали бригаду, которой руководил их брат Виктор Леонидович, и начали заготовку леса, используя для этого свой личный транспорт. Лес отвозили за 10 км к пилораме. Изыскивали средства для оплаты услуг пилорамы. Распиленный на брусья лес перевозили в Соликамск к месту постройки храма и складировали для просушки. Помогали и внуки Кречетовых, даже внучки-девочки ездили в лес, обрубали сучки, готовили обед лесорубам.
Когда заготовка леса была в полном разгаре, весной 1993 года Архиепископом Геннадием был направлен на служение в г. Соликамск священник Константин Кречетов — сын Епископа Леонтия Пермского. Виктор Леонидович Кречетов подготовил проект будущего храма. Этот человек — умелый организатор и талантливый строитель. Под его руководством был выкопан котлован под фундамент церкви, залит фундамент, воздвигнуты стены. Все родственники Кречетовых активно помогали сбором средств на постройку храма. Те из них, кто работал в то время на строительстве 4квартирного дома для прииска «Уралалмаз», почти все заработанные там деньги пожертвовали на продолжение строительства храма.
На следующем этапе строительства были изготовлены радиусные потолки, произведено перекрытие церкви, храм был покрыт оцинкованным железом. Железо для этой цели купили на свои средства родственники Кречетовых из Свердловской области и подарили церкви г. Соликамска. Весь материал на пол, потолок и стены обрабатывался в деревне Ваньково (170 км от Соликамска) и оттуда доставлялся в Соликамск. Обработку материала также производило семейство Кречетовых, и они же своим транспортом осуществляли его доставку. Постоянно возникали финансовые проблемы. Производились сборы среди верующих, но этого было мало. Братья Кречетовы всегда приходили на помощь: занимались заготовкой леса для других организаций и заработанные деньги жертвовали на строительство.
4 ноября 1995 года было совершено освящение храма, после чего в нем регулярно стали совершаться богослужения. Но работ в храме оставалось еще много. Требовалось газифицировать храм. Для этого необходимы были очень большие деньги. И здесь братья Кречетовы не остались в стороне. Они продолжали работать на лесозаготовках и значительную часть заработанных там денег жертвовали на нужды церкви. С Божией помощью газификация церкви была осуществлена, на что потребовалось два года.
Значительный вклад в созидание храма внесли священноиереи Константин и Никанор Кречетовы. У отца Константина было слабое здоровье. В начале 1998 года ему было особенно плохо изза высокого давления. Прихожане уговорили его подумать не только о делах прихода, но и о своем здоровье, и поехать полечиться в Москву. Больше месяца он находился на лечении в столице, и тут его парализовало. Практически .беспомощного о. Константина привезли в Соликамск, и с тех пор он находится в тяжелом состоянии. Тем не менее, верующие г. Соликамска не остались без духовного окормления. По указу Архиепископа Аристарха священноиерей Никанор обслуживал по совместительству Соликамский приход, и делал он это добросовестным образом. Свяшенник Никанор служил в Соликамске через воскресенье, чередуя богослужения на большие праздники то в Ваньково, то в Соликамске. Отец Никанор поддерживал постоянную связь с Соликамском. Если ему сообщат, например, что кто-то тяжело болен в Соликамске и срочно нуждается в духовном окормлении, о. Никанор уже через два часа у больного.
Несмотря на состояние здоровья о. Константина, благоустроение Соликамского храма продолжалось. Весной 1999 года родственники о. Константина из деревни Ваньково под руководством Виктора Кречетова воздвигли на храме колокольню, и опять же ими был куплен и подарен Соликамскому храму полный комплект колоколов. Теперь при каждом богослужении в Соликамском храме души прихожан радовал колокольный звон. А сама колокольня, как рассказывают прихожане, поражала всех своей красотой и изяществом.
Жизнь церкви шла своим чередом. И вдруг днем 18 февраля 2000 года в храме случился пожар. Сгорело все. Уцелела только часть колокольни….
Пожар случился в пятницу. На следующий день в субботу вечерняя служба не состоялась, состоялось общее собрание прихожан под председательством священноиерея Никанора в присутствии священноиерея Константина и других пяти братьев Кречетовых, проживающих в д. Ваньково и строивших эту церковь. На собрании постановили: срочно заниматься восстановлением храма, а к следующей субботе подготовить помещение для общественной молитвы. В следующую субботу 26 февраля молились уже в специально предназначенном для этого помещении.
После случившейся беды люди как-то по-новому взглянули друг на друга, в некоторых проявились такие хорошие качества, которых раньше не замечали. Число прихожан, участвующих в восстановлении храма, увеличилось в пять раз против того, сколько участвовало в текущей жизни прихода.
Для восстановления храма требовались большие средства. С первых же дней после пожара начались сборы среди древлеправославных верующих, проживающих в городе Соликамске, деревне Ваньково и других населенных пунктах Пермской области.
Снова потребовались разные строительные материалы: лес, цемент, стекло, краска и т.д. Весь пиломатериал для строительства, как и в первый раз, готовили в деревне Ваньково братья Кречетовы: священноиерей Никанор Леонидович, Виктор Леонидович (руководитель строительства), Анатолий Леонидович, Борис Леонидович, Георгий Леонидович, Леонтий Леонидович и члены их семейств, среди которых следует особо выделить участие Сергия Никаноровича. Трудились в свободное от основной работы время, вечерами и ночами. Председатель Приходского совета Соликамской церкви Ефросиния Абрамовна Антипина вспоминает: "Если позвонишь из Соликамска в Ваньково Виктору Леонидовичу в 12 часов ночи, его еще нет дома, он на пилораме. Утром позвонишь в 7 часов — его уже нет дома. На вопрос: "Вы хоть отдыхаете или нет?" был ответ: "Относительно".
Заготовленный в Ваньково пиломатериал перевозили затем за 170 км в Соликамск. Всеми работами, сначала по уборке остатков после пожара, а потом уже и по восстановлению, руководили Виктор Леонидович Кречетов и священноиерей Никанор. Отец Никанор, его сын Сергий и другие братья Кречетовы, когда приезжали в Соликамск на строительство храма, выходили на работу в восьмом часу утра и работали до 12 часов ночи.
Работа по восстановлению храма велась необычайно быстро. В считанные месяцы он был построен. Затем началось его внутреннее обустройство. Прихожане приносили в храм иконы, богослужебные книги. Были приобретены другие церковные предметы, необходимые для совершения богослужений. Архиепископ Александр выделил для храма пять икон, находившихся ранее в Новозыбковском Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Московский и Самарский храмы также пожертвовали свои иконы и оказали финансовую помощь. Деньги поступили от некоторых других древлеправославных приходов и от верующих из других областей.
Следует отметить участие в восстановлении храма Зебзеевой Василисы Андреевны, которая выполняла штукатурномалярные работы и делала это очень добросовестно. Также внесли свою лепту Антипина Ефросиния Абрамовна, Кузнецова Зинаида Васильевна, Буторина Мария Евсеевна, Елькина Гликерия Иеремеевна, Кречетова Александра Константиновна, Ряпосолова Мария Ивановна, Паршаков Евсевий Мартынович. На начальном этапе в восстановлении храма ежедневно принимала участие Норина Анна Михайловна, умершая 4 апреля 2000 года.
22 октября 2000 года совершилось освящение храма, которое возглавил Высокопреосвященнейший Архиепископ Александр. По окончании службы Владыко Александр в своей проповеди высоко оценил вклад в восстановление [рама протоиерея Никанора Кречетова, Виктора Кречетова, всего семейства Кречетовых, прихожан храма, а также всех, кто оказал помощь в этом святом деле. Владыко отметил, что было сделано невозможное - в такие кратчайшие, сроки, при нынешних финансовых трудностях был воздвигнут замечательный храм.
С марта 2003 года настоятелем храма вместо ушедшего на покой по состоянию здоровья отца Константина, служит священник Анатолий Кречетов.
Источник
Комментарии
Отправить комментарий