Подвижники Русской Древлеправославной Церкви: Архиепископ Иоанн (Калинин)


19 октября возвращались всем семейством в Волгоград из Самары. В планах было посетить по пути деревню Сергеевку в Саратовской области. Не то, чтобы совсем по пути – крюк предстояло сделать в 500 км, но, при занятости отца Александра, другая возможность могла представиться нескоро. Погода стояла чудесная, пушкинская. За окном проплывали багряные леса, зелень озимых разбавляла теплоту осенних красок. Дети мирно спали на заднем сиденье, а отец Александр рассказывал о Родине своих предков.

— Женщина по имени Наталья с пятью сыновьями бежала от гонителей на Старую Веру. Мужа ее повесили. Она поселилась в лесу, на берегу речки. Вырыли землянку, в которой и стали жить. Постепенно образовалась деревня, которую называли Натальевка. Около середины 18 века. Потом стали звать Сергеевка в честь старшего сына Натальи – Сергия.

Тут рассказ прервался, потому, что проводник гугл предложил свернуть с трассы в чистое поле. Мы растерялись. Дорога была грунтовая и вдоль полей, земля мокрая от ночного дождя. Продолжать путь по такой ненадежной дороге - мероприятие сомнительное и мы решили не рисковать и проехать лишние 40 километров по асфальту, который обещал GPS.

Отец Александр продолжил.

— Из пяти сыновей Натальи один был Калин – от него и произошла фамилия Калинины. В нашей семье сохранилась рукопись, в которой Анна Андриановна, внучка архиепископа Иоанна Калинина и моя двоюродная бабушка, описывает родословную Калининых. Она писала, что недалеко от деревни жил богатый помещик – Рылеев, дядя Рылеева, которого повесил царь. У этого помещика пас овец ее прадедушка – Киприян, отец Спиридона Киприяновича. Пришёл указ царя, чтобы раскрепостить крестьян. Помещик собрал крестьян себе во двор, а сам зашёл на балкон и стал читать указ, и когда прочёл, все крестьяне стали на колени, начали плакать и просить хозяина чтобы он их не бросил. Он сказал им, что нарежет всем земли, даст по лошади, по корове, и овец, и будут жить для себя, так и сделал. Киприяна взял себе в кучеры. У Спиридона Киприяновича было 8 сыновей и одна дочь.

В Сергеевке имелась церковь в честь архангела Михаила, но не было священника и сюда, время от времени, приезжал священник из Саратова. Постоянно же проводил богослужение в храме сведущий в этом человек из мирян, избираемый прихожанами. В 1910 году таким руководителем богослужений был избран Спиридон Киприанович. Односельчане уважали Спиридона, почитали за человека доброго и справедливого. Около двадцати лет Спиридон Киприянович вел церковные дела, справлял службы мирским чином. До тех пор, пока не началась коллективизация и по стране не прокатилась волна закрытия церквей. По ночам из сельсовета стали приезжать в семьи по богаче и забирать отцов. Отвозили в район, а потом в лагеря отправляли. Семья Спиридона Киприяновича богатой не была, но он человеком был верующим, стойким и, после закрытия церкви в деревне, совершал всеночные службы в домах односельчан. На Рожество Христово обходил дома. Славил Христа, мирским чином освящал воду, с пением провожал на кладбище усопших. И как то вечером, часов в десять приехали и за ним.

Свернули с трассы в сторону Аркадака и дорога перестала быть ровной. Сплошные ямы, скорость пришлось сильно сбавить. По гугловской карте дорога сильно петляла, решили уточнить у местных как проехать. Направление нам указали, сказав при этом, что в деревне мало осталось жителей и чтобы мы не пугались – ехать придется по полю.

- С Богом, - сказал отец Александр крестя лоб и сворачивая с плохонькой, но все же трассы на совершенно убитую, изрытую яминами дорогу.

Часов в 10 вечера приехали и к Спиридону Киприановичу и увезли его в сельсовет. Все, кто остался дома, не рассчитывая ни на какую другую помощь, обратились с усердной молитвой к Господу Богу и Матери Божией. Стали молиться канон Пресвятой Богородице «В наведении печали». Заканчивают молиться, открываются двери, и перед ними — Спиридон Киприанович. Рассказал, что его привезли в сельсовет, посадили в коридоре. Он сидел и ждал, а все его мысли были обращены к Господу Богу и он непрестанно в уме творил молитву. Вышел из кабинета председателя один из членов сельсовета и потихоньку сказал ему, чтобы тот как можно быстрее уходил. По дороге домой зашел он к своему соседу Ивану Семеновичу Ермилову, с которым его связывала давняя дружба. Это был толковый, рассудительный человек. Спиридон Киприанович рассказал соседу, как побывал в сельсовете и получил совет срочно уехать из Сергеевки. Сразу возник вопрос: а как же ехать без справки из сельсовета? Иван Семенович собирался на жительство в Ташкент и уже получил в сельсовете необходимую справку. Недолго раздумывая, он отдал ее Спиридону Киприановичу, сказав при этом: ты для нас ценный человек и еще много послужишь людям, тебе справка нужней, а я себе еще возьму, объясню, что потерял.

- Подожди, - остановила я батюшку, - мне это переварить надо. Вот так отдать свой документ, билет в жизнь можно сказать! Чтобы человек Веру смог уберечь. Господи милостивый, какие были люди!

Ехали некоторое время молча, машину сильно трясло, поэтому скорость скинули до 10 км в час. Пейзаж пошел унылый. Земля черная, сырая, деревья к дороге подступают вплотную, видно, что дорожные службы давно сюда не заезжали. Вид местности какой-то неухоженный, глухой.

- Представляешь, - говорю, - как Наталья здесь шла, по холмиках этим, с пятью детьми да котомками. Может на лошадке скарб свой тащили?

- Кто ж знает, может и тащили, - рассеянно отвечает мой водитель ловко лавирую между жуткими ямами.

Разбитый асфальт кончился. Несмотря на заброшенный вид местности, дорога пошла веселей - грунтовая, накатанная. Но местами попадались сюрпризы – засыпанные ямы битого кирпича, куски крупные, проще пешком пройти, чем проехать.

- Хорошо, что от родителей закрутки везем. Если мы тут встрянем – неделю трактор искать будем, - не смешно шучу я. Жутковато, вообще-то.

Вдалеке стали видны электрические провода. Как то отлегло от сердца. Цивилизация.

Анна Киприяновна пересказывала рассказ дедушки Спиридона, как он, после побега от кгбэшников, дошёл до станции Кистендей, сел на поезд и доехал до Саратова. Там он у верующей женщины остановился и жил у нее в погребе несколько месяцев, затем, когда счел для себя безопасным - уехал в Сталинград. Там, со справкой поступил на работу в качестве сторожа и с тех пор по документам он стал Иваном Семеновичем Ермиловым. Паспорт на имя Калинина Спиридона Киприановича он получил только после смерти Сталина.

В Сталинграде еще действовала древлеправославная Успенская церковь, где настоятелем служил священник Авдей Артемьевич Шиклов. Спиридон Киприанович очень помогал ему в церковных делах, а после смерти священника получил от Архиепископа Михаила (Кочетова) благословение на исполнение в этом храме дел церковных, насколько это дозволяется мирянину. После закрытия в 1938 году Успенской церкви он организовал верующих тайно собираться для молитвы на дому. Архиепископ Михаил знал и уважал Спиридона Киприановича как преданного Господу Богу человека, и предлагал ему принять сан священника, но тот по смирению не осмеливался это сделать. Летом 1939 года уже два архиерея — Архиепископ Михаил и епископ Трифон — приехали к Спиридону Киприановичу и стали убеждать его принять архиерейский сан. Они сказали ему, что его отказ может стать причиной оскудения епископства в Древлеправославной Церкви, так как другие епископы уже были репрессированы. Спиридон Киприанович прекрасно понимал, что это могло обернуться для него тюрьмой, но сделал выбор в пользу принятия архиерейского сана, ибо в тот момент это было крайне необходимо для Церкви Христовой.

- Чудом Божьим спасся от кгбешников и не побоялся опять под угрозу себя подставить!

- Да боялся, наверное, жить то всем хочется, - грустно усмехнулся отец Александр, - но понимал, что в такое страшное время любой ценой нужно сохранить епископство.

Дорога начала утомлять. Кругом поля и безлюдно. Ни одной встречной машины. Так-то оно хорошо, на узкой грунтовке не особо разминёшься, но хотелось бы живых людей уже увидеть. Едем и глазами всматриваемся вдаль, может вон из-за того пролеска деревенька покажется.

- В конце лета Спиридон выехал в Дагестан к Архиепископу Михаилу и вместе с ним поехали к епископу Трифону в поселок Уреки на берегу Черного моря в Грузии. В том поселке действовал древлеправославный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, где Спиридон Киприанович и принял иночество. Перед этим он был на исповеди у Архиепископа Михаила, рассказал историю своего второго имени, и Владыко Михаил решил оставить ему это имя в иночестве. Инок Иоанн был рукоположен в сан диакона, затем в сан священноинока, а 21 сентября 1939 года на праздник Рожества Пресвятой Богородицы Архиепископ Михаил и епископ Трифон (Епишев) хиротонисали священноинока Иоанна в сан епископа. Затем Владыко Иоанн возвратился в Сталинград, где тайно выполнял духовные требы, даже венчал три пары в общежитии, в те часы, когда другие жильцы были на работе. В своем доме он отгородил небольшой алтарь и в нем совершал праздничные и воскресные службы. Началась Великая Отечественная война.

- Владыко Иоанн находился в Сталинграде, когда город бомбили?

- В Сталинграде. Его чуть было в Германию не угнали. Дошел уже до железнодорожной станции Чир, где людей в товарняк грузили, да над станцией появился советский самолет и стал низко кружить. Стрелять видимо боялся, так как в своих же попадешь. А немцы попрятались по погребам. Тут Владыко Иоанн с родственниками и бежали от захватчиков. Дошли до станицы Нижне-Чирской. Там много старообрядцев проживало. Разыскали матушку Феодосию Змейкову. Мужа ее, отца Тихона, расстреляли в 30-е годы.

- Деятельный человек был.

- Не то слово. Особенно если учесть, что уже в преклонных летах был. На Покров Богородицы, в 44-ом, в Вольске состоялась интронизация Владыки Иоанна и он стал Архиепископом Московским и всея Руси. Какое-то время он так и жил в хуторочке, близ Нижне-Чирской, а потом переехал в Москву. Кафедра Архиепископа Иоанна располагалась в Николо-Рогожском храме г. Москвы. Своего жилья у Владыки не было, и он снимал небольшую комнатенку. Там была и канцелярия и вообще все делопроизводство Церкви велось.

- Ничего себе – резиденция Архиепископа. Ни каменных палат, ни парчовых одеяний.

Впереди показалась Сергеевка.

Продолжение следует..

Комментарии