Миронов Сергей: "Малиновский скит. История старых обрядов". Часть 2 (окончание)
В 1993 г. церковь была возвращена старообрядческой общине и освящена в честь Казанской иконы Божьей Матери. Надвратная икона, по обычаю, является списком с той иконы, в честь которой освятили храм.
Наши хождения по скиту привлекли внимание игуменьи Ирины, которая вышла к нам из дома. Мы познакомились, и она долго и интересно рассказывала нам об истории скита и династии Бугровых. Затем она пригласила нас в церковь и разрешила там фотографировать, но заслушавшись ее, про съемку я вспомнил не сразу. Не разрешила она только фотографировать себя, так что ее снимков тут не будет. И не будет видео с исполнением Херувимской песни, на примере которой она нам показала, что такое «крюковое пение». Это она тоже запретила снимать, но вы легко найдете крюковое пение в инете, и даже в исполнении самой игуменьи Ирины. Скажу лишь, что это стоит послушать. Но не на бегу, без суеты.
Пройдя через притвор, мы вошли в трапезную. Стены и своды церкви, покрытые новой росписью, не давили суровой торжественностью, а настраивали на праздничный лад. В свете, льющемся через большие окна, согревались последним осенним теплом живые цветы, растущие в горшках, что стояли на подоконниках и просто на полу.
Изображениями святителей, апостолов и великомучеников покрывают северные и южные стены. Там же располагаются картины событий описанных в Ветхом и Новом Завете. В них шаг за шагом показываются вехи истории человечества, начиная с грехопадения Адама и Евы. Почти все эти события отмечаются как главные христианские праздники и имеют определенные названия, которые указываются на картинах.
Роспись храма подчинена определенным правилам и выполняется в известном порядке. В центре купола Исус Христос изображается в виде Вседержителя. В его левой руке книга, а правой Он благословляет Вселенную. На полусферических парусах рядом с ним обычно изображаются четыре евангелиста. В северо-восточном парусе изображается евангелист Иоанн Богослов с орлом. В юго-восточном парусе – евангелист Матфей с существом в образе человека. В юго-западном парусе – евангелист Лука с тельцом и в северо-западном парусе – евангелист Марк со львом. Но как мы видим, их изображения здесь помещены ниже восьми Архангелов, которые изображаются со знаками, выражающими особенности их личности и служения. Для архангела Михаила, например, – это огненный меч, для Гавриила – райская ветвь, что мы и можем увидеть на снимке сверху.
Небольшая часть алтаря выдвигается за пределы ограниченные иконостасом, и представляет собой возвышенную, по отношению к уровню остального храма площадку, которая носит название солея (с греческого – возвышение посреди храма). Высота этого возвышения может быть в одну или несколько ступеней. Устройству солеи придается особый смысл – алтарь не оканчивается иконостасом, а продолжается из-под него в среднюю часть храма, приобщая молящихся к таинствам, совершаемым во время богослужения в алтаре.
Полукруглый выступ в центре солеи называется амвоном (с греческого – восхожу). С амвона верующих причащают, оттуда священник произносит проповеди и читает Священное Писание. Символически амвон отождествляется сразу с несколькими местами и предметами: Голгофе; отваленному от гробницы Христа камню; горе Блаженств, с которой проповедовал Христос.
По краям солеи, при необходимости, устраивают особо огороженные места для певцов, называемые клиросами. Это слово происходит от названия певчих-священников «клирошане»( клира по гречески – жребий, надел).
Рядом с клиросами ставятся хоругви, представляющие из себя поднятые на высокое древко крест со священными изображениями или икону, украшенную кистями и бахромой. Здесь же слева на солеи можно разглядеть хоругвь, приспособленную для несения вчетвером.
Перед амвоном установлен аналой – высокий четырехгранный столик – подставка, завершающийся скошенной доской, на которой закреплены одна или более поперечных реек, необходимых для того, чтобы положенные на него иконы или Евангелие не соскальзывали по наклонной плоскости. Аналои используются и как подставки для икон, и как пюпитры для богослужебных книг в разных частях храма. Покрывающие их ризы всегда имеют один и тот же цвет, что и в облачении священника, и зависят от церковного праздника. Ризы бывают шести цветов:
Белые (серебряные) ризы, как символ Божественного Света, используют на праздниках Спасителя — Рожество Христово, Богоявление, Сретение, Вознесение, Преображение. В белых ризах также начинается празднование Пасхи — Воскресения Христова. Белое облачение также надевается священником при совершении крещения, венчания и отпевания с погребением.
Красные ризы используются при дальнейшем праздновании Пасхи и в дни памяти святых великомучеников.
Голубые ризы надеваются в праздники Благовещение, Успение, Рожество Пресвятой Богородицы, Покров Пресвятой Богородицы и Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Зелёные ризы символизируют животворение и вечную жизнь в праздники Входа Господня в Иеросалим, Пресвятой Троицы и Святого Духа, а также в дни памяти святых христианских подвижников.
Чёрно-фиолетовые ризы надеваются во время Великого поста (за исключением входящих в него праздников) и в день Воздвиженья Креста Господня.
Жёлтые (золотые, «царские») ризы использовали в дни памяти святых благоверных царей и князей, а теперь в дни святых пророков, апостолов и святителей. Также жёлтая риза является повседневной, то есть надевается во все дни, не соответствующие другим цветам риз.
После того или иного двунадесятого праздника цвет риз поддерживается вплоть до его отдания.
Обратите внимание на картину у правой стороны солеи. Вот она с другого ракурса.
С этим изображением связан курьезный случай, который произошел несколько лет назад. После завершения росписи сводов и стен, кто-то заметил, что над головой Бугрова нарисован нимб, как у остальных святых. Николай Александрович много сделал и для скита и для общины старообрядцев. Его вклад в развитие Нижнего Новгорода и губернии был по достоинству оценен современниками и отмечен почетным титулом, но канонизация Бугрова не проводилась и свечение над его головой закрасили. Впрочем, если присмотреться, можно увидеть следы закрашенного нимба, и как знать – не настанет ли тот день, когда церковь воздаст благодетелю за дары его, и изображению вернут первозданный вид?
Библейскими сюжетами расписан и свод трапезной и ее западная стена, традиционно украшенная картиной Страшного суда. Не для того ли, чтобы покидая церковь, люди помнили, что грешить – это плохо?
Мы заглянули в цокольный этаж. В советское время он использовался как склад, и память об этом не покинула залов с низкими арочными потолками. Тут не ощущалось духа тайн или близости к забытым секретам, тут прозаически хотелось расчихаться от пыли. Единственным артефактом, который нам попался на глаза, была дверь в кладовку. Но из-за ржавчины определить ее возраст для нас оказалось не по силам.
Немного потыкавшись по пыльным углам, мы не стали испытывать терпение игуменьи, которая беспокоилась наверху и поднялись на колокольню.
Спустившись с колокольни, мы вслед за игуменьей Ириной прошли к дому.
Жизнь в монастыре не ограничивается богослужениями в церкви или работой с молодежным лагерем. Работы по восстановлению и поддержание территории монастыря в чистоте требуют много времени и сил. Приусадебное хозяйство тут не для развлечения, а суровая необходимость для выживания. Малиновский скит, наравне со всеми, участвовал в ярмарках, но в 2018 году организаторы выставки-ярмарки «Нижегородский край – Земля Серафима Саровского» потребовали получить на это благословение (читай разрешение) митрополита Нижегородской епархии. Прошение о благословлении осталось без ответа. Почти 370 лет прошло с начала церковной реформы, ставшей причиной раскола, но до сих пор не утихают страсти. Представители Русской Православной Церкви отказываются вступать в диалог с Древлеправославной Церковью, к которой относится старообрядческий Малиновский скит, считая их сектантами...
Мне очень понравилось в церкви старообрядцев. Здесь светло и по солнечному легко. Здесь прихожане не будут тыкать локтями в бок и шипеть, что тебе надо делать и где стоять, как это частенько бывает «не в сектантских» храмах. Тут нет ощущения, что пришел не в церковь, а в коммерческий трест, где за все надо платить. И пусть тут внутренняя отделка церкви не так роскошна, как во многих храмах, но в ее простоте нет фальши и лицемерия. Тут будут рады любой посильной помощи, которую вы можете оказать монастырю, но вымогать ее у вас не будут. Я буду рад заглянуть сюда снова… ну или хотя бы думать об этом. Место это безусловно интересно как своей богатой историей и архитектурой, так и сегодняшней жизнью и делами. Найдется ли еще в области не заброшенным, и не загубленным непродуманной реконструкцией, такое красивое здание с видимым и осязаемым историческим обликом? Надеюсь на это, и продолжаю поиски…
Фотографии автора.
Октябрь 2020 года.
Комментарии
Отправить комментарий