История Соловецкой Крепости


Многие монастыри были крепостями не только духовными, но и военными. Военная история страны неразрывно связана с историей монастырей. На протяжении веков они обеспечивали ее безопасность. Такие обители рассматривались властью как крепости государственного значения, в них содержались гарнизоны с военной командой.

Одним из стражей русской земли был Соловецкий монастырь. Крепость на островах начинает возводиться во время Ливонской войны. По указу царя Иоанна Грозного в 1578 году вокруг монастыря был устроен деревянный острог, а в 1582 по его же указу, позже подтвержденному грамотой царя Фёдора Иоанновича, началось строительство каменной крепости.

Начинал строительство «каменного города» вологодский зодчий – «городовой мастер» Иван Михайлов, продолжил его соловецкий монах Трифон Кологривов.

Основной массив крепости строился из местного природного материала – валуна. Камни принесены на Соловки ледником со Скандинавского полуострова. Этот созданный природой материал придает особый колорит крепости – сооружению величественному и в то же время поражающему своей простотой.

«Летописец Соловецкий за четыре столетия» так описывает вехи строения величественной монастырской крепости:

«7092 (1584) года Великий Государь Иоанн Васильевич пожаловал в Соловецкий монастырь для поминовения опальных Новгородцев 753 человек 1100 рублей.

В сие лето … по Указу Великого Государя и Великого Князя Феодора Иоанновича начато строение около Соловецкого монастыря каменной крепости для защищения от нападения Немецких и всяких воинских людей, часто угрожавших разорением оной обители, во близости границы Шведской находящейся. Оная крепость созидалась монастырской суммою и крестьянами в течение десяти лет. В сие же время на монастырское иждивение построен деревянный острог в поморском селении Суме, в расстоянии от монастыря на Юго-Запад во 120 верстах.

Игумену Иакову от Великого Государя Царя и Великого Князя Феодора Иоанновича в Соловецкий монастырь жалования были следующие:

7092 (1584) года, в поминовение отца его блаженные памяти Государя Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича, во иноцех Ионы 333 рубли 33 копейки, да на братию по рукам 68 рублей 7 копеек.

7093 (1585) года, на подмогу строения монастырской крепости пожалована последняя половина Сумской волости, со всеми деревнями, луговым тяглом и со всякими угодьями, также с принадлежащими к ней по морскому берегу и на островах соляными варницами и иные монастырские отъежжие службы. Сего же года пожалована четверть волости Умбы, со дворами, амбарами, мельницами, соляными варницами, рыбными и звериными ловлями, также с принадлежащими к той части лесами, пожнями, морскими тонями и лешими озерами и со всеми угодьями, с тамгою (таможенными пошлинами) в вечное владение.

7097 (1589) года по повелению Великого Государя Царя и Великого Князя Федора Иоанновича Русские воеводы с ратными людьми ходили с Соловков в поход на Каянских Немцев.

7098 (1590) года Финляндцы, приплыв из-за рубежа на судах рекою Ковдою, в числе 700 человек разорили многие волости, а именно: Ковду, Умбу, Кереть, и другие малые селения, и учинив многие опустошения напали на волость Кемь, а оттуда возвратились в свои места по реке Кемьи.

В тот же год к охранению Соловецкого монастыря по Указу Государеву присланы из Москвы нижеследующие ратные люди: Пан Севастьян Кобельский с 5 человеками Литвы, Стрелецкий голова Иван Михайлов Яхонтов с боярскими детьми, сотник Семен Юренев и 100 человек Московских стрельцов, к числу 500 прежде прибывших с Иваном Яхонтовым. Сии войска, простояв в монастыре всю осень, к зиме отправились на квартиры в волость Шую Корельскую, а Смирной-Щокуров с отдельным отрядом и Черкесский Атаман Василий Халетцкий с сорока человеками Серпуховских Черкесов (малороссийских казаков), возвратясь с похода на Каянских Немцов, годовали в Сумском остроге.

Сего же года пожаловано Великим Государем Феодором Иоанновичем две медных полуторных пищали, 4 бочки пороху, весом 50 пудов и свинцу столько же, также 4 пищали затинных, к ним пороху и свинцу до 12 пудов…

7100 (1592) года в монастырь пять затинных пищалей, а к ним ядер свинцовых 390, да железных 400…

7101 (1593) года… прибыли в Соловецкий монастырь ратные воеводы: Князь Андрей Романович и Князь Григорий Константинович Волконские, Стрелецкие головы: второй Акинфеев, Елизарий Протопопов, Третьяк Стремоухов, две сотни Московских стрельцов, 90 человек малороссийских казаков, и войска, состоявшие из Сербов, волошан, и Литвы; к умножению сих войск нанято монастырем 100 человек ратных людей из иных волостей. Сии воеводы, отправившись под Финляндский город Каяну, возвратились в монастырь с великою добычею.

7102 (1594) года Великий Государь Феодор Иоаннович, в поминовение царевны Феодосии, пожаловал в Соловецкий монастырь 500 рублей.

Того же лета присланы были в Соловецкий монастырь Воевода Иван Яхонтов с прочими начальственными особами для обозрения строющейся крепости и для собрания к оной в помощь людей из волостей, монастырю принадлежащих. В тот же год сия крепость строением была совершена. Она воздвигнута из диких неотесанных больших и средних камней, имеет одну Кругло-продолговатую стену, восемь высоких башен и восемь ворот. Стена внизу с бойницами, а вверху с окнами или амбразурами и проходом под крышею, мерою вокруг и с башнями 509 саженей трехъаршинных. Природное же местоположение около крепости придает ей и важность и красоту, особенно с двух сторон: с западной морскою губою, а с восточной глубоким и большим озером, которое называется Святым. А все сие огромное строение располагал и зодчим при оном был монах Трифон, постриженник соловецкий, уроженец поморского селения Неноксы. После кончины его в сем монастыре для поминовения за труды его записан он в синодик без выписки, доколе Святая обитель стоит».

Общая протяженность крепостных стен 1200 метров. Стены огораживают территорию в 4 га. Толщина крепостных стен у основания до 7 метров, их высота - от 6 до 11 метров, высота башен - 12-17 метров. Башни завершают шатры со смотрильнями, высота башни с шатром - 30 метров. Верхняя часть крепостной стены сложена из кирпича.

Крепость имеет форму вытянутого пятиугольника. По его углам поставлены 5 круглых башен, еще три башни находятся в пряслах крепости. Угловые башни вынесены за объем крепостной стены, что позволяет простреливать поверхность стены, затрудняя для неприятеля штурм крепости. Каждая башня имеет свое название. Угловые башни от Святых ворот (против часовой стрелки) называются: Прядильная (Стратилатовская), Белая (Головленкова), Архангельская, Никольская, Корожная, две башни - Квасоваренную и Поваренную - имеет пристенок, подход к монастырю со стороны моря защищает Успенская (Арсенальная) башня, включенная в западное прясло. 

Основное строительство крепости закончилось в 1596 году. Однако в начале следующего века она достраивалась. В 1614-1621 годах в состав крепостной стены были включены Сушило и пристенок с двумя башнями - Квасоваренной и Поваренной. Северная стена в 1614 году была усилена сухим рвом.

Прекрасную характеристику крепости дала архитектор О.Д. Савицкая в своей книге «Соловецкая крепость» (Архангельск, 2005): «Стены Соловецкой крепости, завершившие формирование монастырского ансамбля, несут в себе черты, определяющие особый – Соловецкий – круг архитектурных памятников, наследуя при этом общерусские традиции военного фортификационного и строительного искусства, а по художественному воплощению остаются единственным в своем роде, не имеющим аналогий сооружений древности. Высочайшее техническое мастерство, непревзойденный художественный вкус, изобретательность, свобода и независимость творческого мышления, вылившиеся в предельно ясную, простую композицию с четко отработанной функциональной схемой, выдвигают это сооружение в число величайших творений инженерного искусства и архитектуры».


Дважды Соловецкой крепости приходилось отражать нападение неприятеля.

Первый раз – в XVII веке, когда Соловецкий монастырь, единственный из монастырей, открыто выступил против реформ патриарха Никона. Обитель не приняла новопечатных книг, отказались монахи и принять нового настоятеля, присланного из Москвы. Для усмирения непокорных монахов в 1668 году на Соловки были посланы стрельцы. Сначала они сидели на Заяцком острове, контролируя главный подход к монастырю – Гавань Благополучия и стараясь «вразумить» монахов. В 1672 году стрельцы перебрались к стенам монастыря, число их увеличилось. Все монастырское имущество и постройки вокруг обители были сожжены. Но монахи твердо стояли за старую веру. В 1674 году с прибытием нового воеводы начались активные боевые действия. У крепостных стен устроили щанцы, с них велся обстрел осажденных. Стрельцы подвели подкопы под Белую, Никольскую и Квасоваренную башни. В декабре 1675 года они приступом пытались взять обитель, но атака была отбита. Крепость выстояла в открытом бою, показав все свои лучшие фортификационные качества, но была захвачена после того, как вышедший из монастыря предатель-монах указал стрельцам тайный проход под Сушилом. В ночь на 22 января 1676 года монастырь был взят.

Во второй раз крепость подверглась нападению в середине XIX века во время Крымской (Восточной) войны. В 1854–55 гг. в Белом море находилась англо-французская эскадра. 6(19) июля два английских пароходофрегата подошли к монастырю, 7(20) июля они 9 часов обстреливали его, выпустив более 1800 снарядов. Обитель, несмотря на скудость вооружения и отсутствия военного гарнизона - к тому времени в ней находилась лишь инвалидная команда, охранявшая заключенных, - организовала достойное сопротивление противнику. Умело были расставлены пушки по крепостной стене и на мысу перед монастырем, вдоль береговой линии врага из ружей обстреливали стрелки, на защиту обители вместе с инвалидной командой встали ее насельники, находившиеся в то время на острове миряне и даже узники тюрьмы. Защищали они свой град не только пулями и снарядами, но и молитвой – во время обстрела не прекращалось богослужение, по стенам обители ходил крестный ход. Силы были неравные: против 60 пушек на кораблях обитель имела всего 10 пушек несопоставимо меньшего калибра, но англичане не смогли ни склонить монастырь к сдаче, ни высадить десант, ни даже нанести обители существенный материальный ущерб. Соловецкая крепость еще раз продемонстрировала свои фортификационные качества, выдержав ураганный огонь, который, по свидетельству командира английской эскадры, мог разрушить несколько городов средней величины.

Комментарии