Краткая статья из газеты о деканонизации св. благоверной княгини Анны Кашинской и восстановление ее почитания


Сегодня в г. Кашине совершается светлое торжество, имеющие всероссийское значение. Целый собор епископов, во главе с архипастырем московским, открывает вновь церковное чествование благоверной княгини Анны Кашинской. Она, как известно, еще в 1650 г. была канонизирована, то есть причислена к лику святых, и нетленныя мощи ея были перенесены в соборную церковь из храма, где они почевали, при участии самого царя Алексия Михайловича с своими ближними боярами, в присутствии царской семьи. В 1677 г. в приказе серебрянных дел была сооружена серебрянная икона благоверной Анны Кашинской. Это честь и слава, каких дворцовое ведомство не удостаивало ни одного русскаго угодника. Икона изображала, как и все другия, благоверную Анну в молитвенном образе с двуперстным сложением для крестнаго знамения. По-видимому, это самое обстоятельство и побудило патриарха Иоакима учинить новый досмотр мощей, созвать два собора и изгладить имя Анны Кашинской из числа святых. Не забудем, что это было время страшной борьбы с староверием и тогда гналось все, что служило ему на пользу. Иоаким был гонителем раскола, более страстный и менее сдержанный, чем сам Никон. Не обладая достаточным образованием, он никак не мог помириться с мыслью, чтобы могла быть святая, которая бы молилась двуперстно. Произведенное им дознание еще более должно было поразить его: свидетели, очевидцы первоначальнаго открытия мощей под присягою показали, что правая рука у благоверной Анны сложена, яко благословящая, то есть двуперстно: тогда молились также, как благословляли, и что один из следователей, андрониевский архимандрит Селивестр, персты разгибал и они сами сгибались по-прежнему двуперстно. Неудивительно после этого, что и собор, проникнутый духом и настроением патриарха, пришел к такому убеждению, что, аще мощи сии подлинно Анны Кашинской и аще они истинно нетленны, подобает им впросте стояти, то есть без почетания их, как мощи святых. Неудивительно, что последовала угроза анафемой тем, кто будет иметь у себя ея икону с двуперстным сложением, или будет чтить ее каноном и службою. Все это было дано тогдашней злобе дня, тогдашней узости разумения и страстности борьбы. Ныне мы знаем, что открытие и перенесение мощей благоверной Анны в 1649 г., при участии царя Алексия, совершено было, по воле патриарха Иосифа, ростовским митрополитом Варлаамом, которого никак не могло смущать двуперстное сложение благоверной Анны для крестнаго молитвеннаго знамения. Он же, митрополит Варлаам, в 1650 г. совершал освящение церкви Ильи пророка в г. Ярославле, а в этой церкви до наших дней красуется икона мученика Вонифантия, имя коего носил основатель церкви. Святый Вонифантий изображен в молитвенном образе, как и благоверная Анна, с двуперстным сложением руки для крестнаго знамения. Да как известно, и сам царь Алексий и даже Никон в это время молились двуперстно.

Газета «Московский Листок», пятница, 12 июня, 1909 г.

Комментарии