СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ. ПАМЯТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА НИКАНОРА, АРХИМАНДРИТА И ПРЕПОДОБНЫХ ОТЕЦ ИЖЕ С НИМ ВО ОБИТЕЛИ СОЛОВЕЦКИЯ ИЗБИЕННЫХ ОТ НОВОЛЮБЕЦ (1676 г.)


Святой Никанор был архимандритом монастыря Рожества Пресвятой Богородицы в Звенигороде. К нему, как к своему духовнику, приезжал с семьёй на богомолье царь Алексей Михайлович.

За благочестие, мудрость и твёрдость характера старец пользовался уважением иноческой братии и авторитетом у властей. Архимандрит находился уже в преклонных летах, когда на Русь пришла «зима еретическая».

В 1660 г. святой отец удалился на Соловки, чтобы закончить земные дни в тишине иноческого подвига. По его слову Соловецкий собор в 1663 г. принял решение «смирять монастырским смирением» всех тех, кто «чины новые приимет». Именно его св. Аввакум и другие боголюбцы рекомендовали в 1664 г. царю кандидатом на самовольно оставленную Никоном патриаршую кафедру.

Почтенного старца вызвали на московский собор 1667 года и вынудили внешне примириться с новообрядческой иерархией. Это помогло святому избежать смерти и вернуться в монастырь, чтобы встать во главе продолжавшейся восемь лет обороны Соловков.

Причиной восстания послужили присланные из Москвы в 1657 году новые служебные книги. Решением совета соборных старцев эти книги были запечатаны в монастырской казённой палате, а богослужение продолжали проводить по старым книгам. В 1667 году состоялся Большой Московский собор, который анафематствовал старообрядчество, то есть древние богослужебные чины и всех тех, кто их держится. Открытый отказ от принятия реформ был воспринят московскими властями как бунт.

Изменник-инок Феоктист указал стрельцам тайный ход, что дало им возможность проникнуть в обитель. 29 января 1676 г. над защитниками монастыря была учинена жестокая расправа. Архимандрит Никанор по старости не мог самостоятельно ходить и был привезён на малых санях к воеводе Ивану Мещеринову. На угрозы воеводы бывший царский духовник твёрдо отвечал: «Не боюсь я тебя, ибо и самодержца душу в руце своей имею», за что был подвергнут истязаниям и заживо заморожен в глубоком рву.

Об этом так описывается в «Истории об отцах и страдальцах Cоловецких»:

"... И после этого повелел призвать архимандрита Никанора, который от старости и от многолетних трудов молитвенных не мог ходить ногами, поэтому посланные, взяв его, привезли на маленьких саночках. Воевода поставил его перед собою и говорил с гневом: «Скажи мне, Никанор, чего ради противился государю? Чего ради, пообещав уговорить остальных, не только нарушил обещание, но и сам с ними сговорился на сопротивление царю? Чего ради воинство в обитель не пускали, а когда хотели подойти, то оружием отбивали?» На это священный старец ответил: «Самодержавному государю никогда не сопротивлялись и далее никогда не помышляли сопротивляться, ибо научились от отцов наших царям оказывать честь более всех. Научились от апостола Бога бояться и царя почитать, научились от Самого Христа воздавать кесарю кесарево, а Богу Божье. Но поскольку нововведенные уставы и новшества патриарха Никона не позволяют живущим посреди вселенной соблюдать Божьи неизменные законы, апостольские и отеческие предания, то поэтому мы удалились от мира, убежали от вселенной и поселились на этом морском острове в собрании преподобных чудотворцев, желая по их стопам в преподобном селении руководиться их преподобными чинами, уставами и обычаями. Вас же, пришедших во обитель растлить древнецерковные уставы, обругать труды священных отцов, разрушить спасительные обычаи, правильно не пустили». 

Такими и подобными словами говорил блаженный и на каждый вопрос отвечал смело, чем так разгневал воеводу, что он бесчестною бранью и грубыми словами ругал отца, который против него держался мужественно. «Что величаешься, что превозносишься? — говорил Никанор. — Не боюсь тебя, ибо и самодержца душу в руке своей имею». Это еще больше разъярило мучителя и, вскочив со своего стула, бил блаженного тростью по главе, по плечам и спине. Не постыдился ни иноческого образа, ни святых седин, ни великого священнического сана. И так жестоко бил, что выбил и зубы изо рта священного блаженного <старца>. Потом повелел воинам, веревкой оцепив за ноги святого, со всяким издевательством и смехом (от бесстыдной наглости!) в одной свитке бесчестно тащить честного <Никанора> за монастырскую ограду на расстояние в полпоприща и, кинув в глубокий ров, стеречь, пока не умрет. Когда спешно исполняли это повеление, терпел страстотерпец хохот и смех тащивших его, удары и ушибы главою о камни и землю. 

Так и в глубочайшем рву, на лютом и нестерпимом морозе, в одной срачице всю ночь боролся с ранами и морозом, и перед озарением дневного света ушел от тьмы настоящей жизни в немеркнущий присносущий свет и от глубокого рва — в превысочайшее Небесное Царство".

Сотник Самуил, один из защитников Соловецкой обители был забит царскими воинами насмерть, после чего истерзанное тело святого было брошено в ледяной ров.

Соборный старец Макарий заявил перед своей смертью воеводе Мещеринову, что стоял в обороне против воинства, стреляющего по святым православным церквам, только потому, что оно пришло «насилием оружия разорити отеческия законы и распудити Христово стадо». Исповеднику силой заградили уста. Затем после пыток ему связали ноги, приволокли к морю и заживо замо­розили во льду. Иноков жгли огнём, топили в проруби, подвешивали за рёбра на крюках, четвертовали, заживо морозили во льду. Из пяти сотен за­щитников в живых осталось лишь четырнадцать.

В день разорения обители, в неделю воспоминания Страшного Суда Божия, в муках скончался в Москве царь Алексей Михайлович. Позже не минула кара Господня и воеводу Мещеринова: он скончался в заточении.

Тела святых мучеников пролежали не захороненными, и не были подвержены тлению. Когда наступило лето, и лёд везде сошёл, часть моря, где лежали мёртвые тела святых отцов, осталась замёрзшей. Видя это явное чудо и убоявшись, власти позволили захоронить святые останки мучеников. С тех пор святые мученики и исповедники соловецкие являют многие чудеса и знамения по молитве прибега­ющих к ним православных християн.

Источник
___________________________________________

Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви 13–16 (26-29 н. ст.) апреля 2018 г., в год 1030-летия Крещения Руси и в день памяти св. священномученика протопопа Аввакума, на основании представленных комиссией по канонизации материалов, торжественно определил прославить и благословить общецерковное почитание св. священномученика Никанора архимандрита и преподобных отец наших, иже с ним во обители Соловецкия избиенных от новолюбец (+1676 г.). День памяти 22 января (4 февраля).

Комментарии