Спор новообрядца с древлеправославным христианином: О ветхозаветных праздниках


Новообрядец: Посещая неоднократно религиозные собесе­дования наших миссионеров с вами, я слыхал, что они приводят в оправдание нашей церкви, как имеющей право предания и обряды, хотя бы и вполне православные, изменять и переменять, следующее: Известно, что в Ветхом Завете существовали праздники иудейские, всесожжения и жертвы, которые были установлены по божествен­ному определению для рода верных, однако об этом в Библии пи­шется: «Возненавидех и отвергох праздники ваша, и не обоняю жертв в сонмех ваших: зане аще принесете Ми всесожжения и жерт­вы ваша, не прииму»... (Амос, 5, 21-22). Вот видите, ветхозаветные праздники и жертвы установлены Самим Богом и Им же отменяют­ся. Мне думается, что этим примером можно оправдывать реформу патриарха Никона и вообще всю нашу церковь, так как пастыри в церкви установлены Богом и им Он дал власть управлять церковью. На протяжении всего существования Христовой Церкви мы много можем видеть, как пастыри церкви установляли в ней различные предания и обряды и, конечно, это они делали вполне законно. То же самое читаем и у пророка Исаии: «Что Ми множество жертв ваших, глаголет Господь; исполнен есмь всесожжений овних, и тука агнцов, и крове юнцов и козлов и не хощу... И аще принесете Ми семиадал, всуе: кадило, мерзость Ми есть: новомесячий ваших, и суббот, и дне великаго не потерплю: поста, и праздности, и новомесячий ваших, и праздников ваших ненавидит душа Моя»... (Ис., 1, 11-14). Что вы можете сказать на это?

Древлеправославный: Меня удивляет, как вы решились приво­дить эти места из Библии в оправдание реформ Никона?

Новообрядец: Здесь, полагаю, удивляться нечему.

Древлеправославный: Поистине достойно удивления!..

Новообрядец: Объясните же мне причину вашего удивления.

Древлеправославный: Извольте. Меня удивляет то обстоятельство, что в приведенных вами местах вы находите тождество деяний ва­шей церкви с пророческими изречениями, тогда как здесь подобного ничего нет. Для того, чтобы уяснить точный смысл указанных вами мест, возьмем пятую главу книги пророка Амоса повыше и увидим, о чем здесь идет речь: «Яко уведех многа нечестия ваша, и крепцы греси ваши: попирающе праведнаго, приемлюще дары, и убогая от врат отреяюще» (ст. 12). Не ясно ли отсюда, что Бог здесь устами пророка не отменяет праздников и жертв, а говорит только о том, что дом Израилев впал в многие нечестия и погряз в грехах и нарушени­ях заповеди о милосердии и потому неприятны и не угодны Богу их празднества и жертвы. Что касается тех, которые раскаются в своих злодеяниях, то в той же главе говорится следующее: «Взыщите доб­ра, а не зла, яко да поживете, и будет тако с вами Господь Бог Вседержитель: якоже ресте: возненавидехом злая, и возлюбихом добрая: и возставите у врат суд, яко да помилует Господь Бог Вседержитель оставшая Иосифова» (ст. 14-15). Ясно, что Бог праздники и жертвы не отменял, а указал лишь, что они приятны Ему только от тех, кто исполняет Его волю. Если же вы находите здесь оправдание реформ Никона и полное сходство деяний вашей церкви с вышеуказанными пророческими изречениями, то пусть ваша церковь также отменит все праздники христианские, посты и все праздники христианские, посты и жертвоприношение, тогда этот пример, по-вашему, будет похож на сказанное у пророков.

Новообрядец: Как же можно отменить христианские праздники, посты и жертвоприношения, это будет нечестиво.

Древлеправославный: Вы же сами договорились до этого нечес­тия! Вы сказали, что этими пророческими изречениями можно оправдывать реформу Никона. Там, по-вашему, видно, что Бог отменил праздники, посты и жертвы, так-де и наша церковь мог­ла отменять предания церковные по своему усмотрению. Поэто­му я вам и сказал, если вы хотите, чтобы деяния вашей церкви в отменении православных преданий были похожи на факты, ука­занные вами у пророков, то пусть мол ваша церковь сделает то же, т. е. отменит праздники, посты и жертву и возненавидит их так же, как там Бог возненавидел.

Новообрядец: Действительно, что так можно догово­риться до нечестия.

Древлеправославный: Вот поэтому-то я и сказал вам, что меня удивляет, как вы решились ссылаться в защиту реформ Никона на указанные пророческие изречения. Грех ваш в этом усугубляется еще тем, что вы решились оправдывать безумную и нечестивую реформу еретика Никона действиями, достойными только Само­го Бога, как праведного Судии рода человеческого.

Новообрядец: Да, это страшное дело, но ведь я только указал, что так говорят на беседах миссионеры.

Древлеправославный: Ну, миссионерам-то это идет, а вам бы следовало прежде чем указывать на это, хорошенько проверить сказанное у пророков. А теперь, пожалуйста, говорите дальше, что вы можете привести еще в защиту реформ Никона.

(Варакин Д .С . Рассмотрение примеров, приводимых в защиту реформ бывшего патриарха Никона).

Комментарии