Прп. София Суздальская и древний Покровский монастырь в Суздале
Свадьба Соломонии и Василия (Лицевой летописный свод) / Прп. София Суздальская, икона XVII века
_______________________________
Память прп. Софии (в миру Соломонии) Суздальской Церковь празднует 18/31 декабря.
Князь Курбский называет блаженную княгиню "преподобною мученицею". В рукописных святцах она именуется как "Святая праведная княгиня София инокиня, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворница". При царе Феодоре Иоанновиче ее чтили как святую. Царица Ирина Феодоровна посылала в Суздаль "на великую княгиню Соломониду, а во иноцех Софию, бархатный покров с изображением Спасителя и святых". Патриарх Иосиф писал к Суздальскому архиепископу Серапиону о пении над Софией панихид и молебнов.
Преподобная София преставилась к Богу в 1542 году. В описании Суздаля ключарь Анания приводит несколько случаев чудесных исцелений при гробнице преподобной Софии.
Покровский женский монастырь в Суздале – один из старейших в России. Прекрасные храмы и чудотворные святыни его привлекают множество паломников и туристов. Но еще это место интересно тем, что на протяжении многих веков монастырь служил тюрьмой для царственных узниц. Именно здесь заканчивали свой век неугодные жены царей и женщины из аристократических семей.
Монастырь был заложен в 1364 году на правом берегу реки Каменки. Согласно преданию, именно в этом месте ладью правителя Нижегородско-Суздальского княжества Андрея Константиновича захватила страшная буря. Перед лицом смерти князь пообещал в случае спасения построить на берегу новый девичий монастырь, и непогода тут же утихла. Исполняя обет, правитель основал новую обитель, правда, от тех первых деревянных строений до нашего времени не осталась ничего.
Монастырь долгое время не был примечателен, пока здесь не приняла постриг старшая дочь Ивана III Александра. Начиная с этого момента обитель в Суздале стала пользоваться популярностью у знати. С каждой новой монахиней из родовитой семьи монастырь получал достаточно крупные подарки от родственников, в результате чего за несколько веков все деревянные постройки были заменены на каменные. Заново были построены Покровский собор, величественная надвратная Благовещенская церковь и массивная стена с восьмигранными башнями.
Если по поводу Инокини Александры историки точно не уверены – возможно, что постриг она приняла добровольно, хотя, может быть, и стала заложницей интриг своего брата Ивана Молодого против второй жены отца Софьи Палеолог. Но вот большинство остальных знатных женщин и девушек попадали в эту обитель не просто из желания найти покой от мирской суеты. Несколько десятков знатных пленниц приняли постриг в стенах Покровского монастыря, и большинство из них здесь же были похоронены. Ссылали женщин как неудобных наследниц, некоторые были женами, не сумевшими в срок родить сына – продолжателя знатной фамилии, многие принимали постриг после гибели мужа на плахе.
Четыре инокини выделяются в этом печальном списке особо – они попали в монастырь сразу с царского трона. Первая из них – инокиня Софья, в миру была женой Василия III. Великая княгиня московская Соломония Сабурова когда-то была выбрана царем из 500 невест, собранных со всей страны. После 20 лет брака царица так и не родила. Развод государя и ссылка бывшей жены в монастырь до сих пор на Руси не случались. Выступавшие против расторжения брака Вассиан Патрикеев, митрополит Варлаам и преподобный Максим Грек также были сосланы, причем митрополит впервые в русской истории был лишен сана. Такими путями Иван III шел к новому браку. Меньше чем через год он женился на Елене Глинской.
Четыре инокини выделяются в этом печальном списке особо – они попали в монастырь сразу с царского трона. Первая из них – инокиня Софья, в миру была женой Василия III. Великая княгиня московская Соломония Сабурова когда-то была выбрана царем из 500 невест, собранных со всей страны. После 20 лет брака царица так и не родила. Развод государя и ссылка бывшей жены в монастырь до сих пор на Руси не случались. Выступавшие против расторжения брака Вассиан Патрикеев, митрополит Варлаам и преподобный Максим Грек также были сосланы, причем митрополит впервые в русской истории был лишен сана. Такими путями Иван III шел к новому браку. Меньше чем через год он женился на Елене Глинской.
«Соломония, оказывается, энергично сопротивлялась постригу и растоптала монашеское одеяние. Тогда один из ближайших советников Василия III, Иван Шигона, не только выразил ей резкое порицание, «но и ударил её бичом». После того как Шигона сказал, что пострижение производится по воле государя, Соломония смирилась со своей участью» (из Записок Сигизмунда фон Герберштейна, дипломата Священной Римской империи).
Существует легенда, которую пересказывает тот же Герберштейн, что царица во время пострига была беременна, и поэтому так яростно сопротивлялась. Якобы уже в Суздальском монастыре она родила мальчика Георгия, отдала его на воспитание, а сама устроила ребенку ложные похороны, чтобы отвести от него возможных убийц. Согласно народной молве, Георгия вывезли в Керженские леса, где тайно воспитывали в лесных скитах, а выросший царский отпрыск стал затем знаменитым разбойником Кудеяром и доставил много волнений своему брату – Ивану Грозному.
Существует легенда, которую пересказывает тот же Герберштейн, что царица во время пострига была беременна, и поэтому так яростно сопротивлялась. Якобы уже в Суздальском монастыре она родила мальчика Георгия, отдала его на воспитание, а сама устроила ребенку ложные похороны, чтобы отвести от него возможных убийц. Согласно народной молве, Георгия вывезли в Керженские леса, где тайно воспитывали в лесных скитах, а выросший царский отпрыск стал затем знаменитым разбойником Кудеяром и доставил много волнений своему брату – Ивану Грозному.
Инокиня София постепенно примирилась со своей участью, она жила как обычная монахиня и после смерти была причислена к лику святых как преподобная София Суздальская. После нее такая же судьба постигла еще пятую супругу Ивана Грозного Анну Васильчикову (всего через год после свадьбы она наскучила государю) и жену Василия Шуйского (царица Мария Буйносова-Ростовская превратилась в Инокиню Елену). Последней царственной пленницей святого места стала Евдокия Лопухина, жена Петра I.
«Здравствуй, свет мой, на множество лет! Просим милости, пожалуй, государь, буди к нам, не замешкав. А я, при милости матушкиной, жива. Женишка твоя Дунька челом бьет», - так ласково писала молодому мужу Евдокия Лопухина, поджидая государя из очередной поездки. Историки считают, что сначала этот брак был вполне счастливым, однако Петр быстро охладел к жене, даже несмотря на рожденных ею наследников. В 1697 году через посредников царь попытался уговорить надоевшую супругу уйти в монастырь по доброй воле, однако она отказалась. В Суздальский Покровский монастырь женщину привезли под конвоем, там она была пострижена с именем Елена. Как объяснил Петр позднее в манифесте, - «…за некоторые её противности и подозрения».
«Здравствуй, свет мой, на множество лет! Просим милости, пожалуй, государь, буди к нам, не замешкав. А я, при милости матушкиной, жива. Женишка твоя Дунька челом бьет», - так ласково писала молодому мужу Евдокия Лопухина, поджидая государя из очередной поездки. Историки считают, что сначала этот брак был вполне счастливым, однако Петр быстро охладел к жене, даже несмотря на рожденных ею наследников. В 1697 году через посредников царь попытался уговорить надоевшую супругу уйти в монастырь по доброй воле, однако она отказалась. В Суздальский Покровский монастырь женщину привезли под конвоем, там она была пострижена с именем Елена. Как объяснил Петр позднее в манифесте, - «…за некоторые её противности и подозрения».
Содержания ей выделено не было, поэтому сначала Евдокия была вынуждена молить своих родственников: «Хоть я вам и прискушна, да что же делать. Покамест жива, пожалуйста, поите, да кормите, да одевайте, нищую». Однако позднее ей начали оказывать покровительство многие высокопоставленные лица, и зажилось бывшей царице за монастырскими стенами не так уж и плохо. Для нее выстроили отдельный дом, где она жила как мирянка и даже нашла новое сердечное увлечение. Закончилась эта веселая жизнь опять по прихоти Петра. Через 20 лет после пострига он надумал искать у бывшей супруги доказательства измены по делу своего сына Алексея. Обнаружив, что бывшая царица вовсе не замаливает грехи, а живет в свое удовольствие, он разошелся не на шутку. Любовник Евдокии Степан Глебов после долгих пыток был посажен на кол; монахов, монахинь, игумена и даже митрополита, уличенных в содействии блуду, судили, били кнутами, ссылали и казнили. Собор священнослужителей приговорил и саму бывшую царицу к избиению кнутом, и она была выпорота в их присутствии.
После опальную пленницу, из которой не получилось даже хорошей монахини, много лет держали «в строгом режиме» - сначала в Ладожском Успенском монастыре, а затем в Шлиссельбурге. Спас Евдокию от тяжелой участи уже только ее внук, Петр II, который, взойдя на трон, перевез бабушку в Москву. Практика ссылки неугодных царских жен в Суздаль после царя-реформатора прекратилась.
Комментарии
Отправить комментарий