Спор новообрядца с древлеправославным христианином: Об осуждении митрополитом Ионою архимандрита Дионисия
Древлеправославный: Как вы полагаете, справедливо поступил митрополит Иона, осудив архимандрита Дионисия, или несправедливо?
Новообрядец: Конечно, несправедливо, но это еще больше имеет силы в защиту нашей церкви. Если митрополит Иона поступил несправедливо и в то же время не стал еретиком, то то же самое должно сказать и о нашей церкви, осудившей ваших предков, хотя бы и несправедливо. Если угодно, я вам прочитаю сам из истории, как она отнеслась к осуждению архимандрита Дионисия и как оценен поступок с ним митрополита Ионы.
Древлеправославный: Пожалуйста, прочитайте.
Новообрядец: Читаю из «Истории русской церкви» митрополита Макария. «Здесь действовала одна вопиющая неправда, и Дионисий, со своими достойнейшими сотрудниками, обвинен и пострадал совершенно невинно. И так беззаконно, так жестоко поступили современники с человеком, который столько сделал для церкви и отечества в страшную годину бедствий междуцарствия» (т. 10, стр. 185). Видите, как здесь сказано: митрополит Иона поступил с архимандритом Дионисием беззаконно. Допустим, что и на соборах московских 1656-1667 гг. с вами поступили беззаконно, но все-таки, судя по этому примеру, вы не должны считать их еретиками. Что вы скажете на это?
Древлеправославный: Согласен с вами, что митрополит Иона поступил несправедливо. Но что же, эта несправедливость так и осталась несправедливостью, или же она была исправлена? И что было впоследствии с архимандритом Дионисием?
Новообрядец: Я это читал из нашей миссионерской книги «Ответы на 105 вопросов», составленной нашим миссионером Е. Антоновым, но там больше ничего об этом не говорится.
Древлеправославный: Тем-то вот и плохо, что вы, беседуя со мною, преимущественно читаете из книг, сочиненных вашими миссионерами. Не припомните ли, я вам говорил, что ваши миссионеры правду говорят только по ошибке.
Новообрядец: Будьте добры, объясните мне: чем же кончилось дело митрополита Ионы с архимандритом Дионисием.
Древлеправославный: Вы же читали из «Истории русской церкви» митрополита Макария, где сказано, что митрополит Иона поступил с Дионисием беззаконно?
Новообрядец: Читал.
Древлеправославный: А разве вы не читали этой истории дальше?
Новообрядец: Нет, мне и это место, которое я прочитал вам, указывал наш миссионер.
Древлеправославный: Слушайте же, что говорится в той же истории о том, как и чем кончилось дело митрополита Ионы и архимандрита Дионисия: «Второй вопрос**[**Это было обсуждаемо на соборе вскоре после поставления Филарета Никитича в патриархи московские.], на который патриарх Филарет обратил свое внимание, был вопрос о невинных страдальцах за исправление церковных книг, архимандрите Троицкого монастыря Дионисии, старце Арсении Глухом и священнике Иване Наседке, который хотя не томился в заключении, но отлучен был от Церкви и от священнослужения. Когда патриарх иерусалимский Феофан прибыл в Москву, он нашел здесь еще «любопрящихся мнозех о прилозе ("и огнем")», как сам свидетельствует в грамоте, присланной им впоследствии в Россию, и скоро узнал «от многих истинных ведцов», какая участь постигла людей, предлагавших исключить этот прилог из известной церковной молитвы. Феофан понял, что они были правы; но своею властию не счел себя вправе отменить состоявшееся о них решение собора. Он только «подаде Дионисию руку помощи, да вознесется правда его», и постарался немедленно облегчить его участь, может быть, объяснив государю невинность справщиков: по крайней мере, Дионисий освобожден был из своего заключения еще до прибытия Филарета Никитича из Польши и встречал его в селе Хорошеве вместе с бывшим своим судиею и обвинителем Крутицким митрополитом Ионою. А лишь только Филарет сделался патриархом, то Феофан посоветовал ему пересмотреть дело об осужденных справщиках.
В то же время один из справщиков, Наседка, чтобы познакомить нового патриарха со своим делом, подал ему обширную «Речь», в которой подробно изложил, за что он и его товарищи были обвинены. Речь эту, состоящую из 30 глав, хотя Наседка вел и от своего лица, по справедливости должно назвать речью от лица всех трех обвиняемых справщиков, потому что он поместил в ней, большею частью дословно, почти все то, что мы видели в речи архимандрита Дионисия ко всем православным христианам и в речи или послании старца Арсения к боярину Салтыкову. Наседка только расположил все это в другом порядке, не говоря, откуда заимствовал, а от себя прибавил несколько вставочных разсуждений и объяснений и указал несколько новых примеров повреждения церковных песней и молитв. В первых двенадцати главах он раскрывал, почему справщики исключили из молитвы на Богоявление прибавку «и огнем»; в остальных 22-х, — почему они марали концы некоторых молитв, и привел многочисленные примеры таких молитв. В «Речи» своей, поданной патриарху Филарету, Наседка сначала только униженно просил себе прощения за тот соблазн и смуту, какие произведены им в царствущем граде (гл. 1), но потом именем Христа Бога и ответственностию на Страшном Суде умолял первосвятителя не отвергнуть этой представляемой ему речи или просьбы как еретической, а с разсуждением исследовать ее, и если справщики заблудили от истины, обратить их на путь правый, а если они верны истине, то оправдать их (гл. 13)...
Спустя неделю после постановления Филарета Никитича, следовательно, 2 июля, оба патриарха повелели Ионе, митрополиту крутицкому, предложить дело Дионисия и его товарищей на соборе. Это был уже собор не одного московского духовенства, судивший прежде и осудивший исправителей Требника, но собор всех русских архиереев, с подчиненными им духовными лицами, в присутствии двух патриархов и самого государя. На соборе происходили многия прения и изыскания от божественных Писаний; Дионисий стоял в ответе более восьми часов и опровергал возражения всех своих обвинителей-клеветников. И все они были посрамлены вместе с крутицким митрополитом Ионою. А преподобный Дионисий был похвален и прославлен от самого царя Михаила Федоровича, и явился, как истинный страдалец, стоявший крепко за божественное Писание. Патриархи же и митрополиты, и архиепископы, и весь освященный собор удивлялись ему, целовали его все любезно и благословляли его радостною душою. Дионисий с великой честию и со многими дарами отпущен был в лавру… (Патриарх Филарет) 9 декабря 1625 г. издал окружной указ, которым предписывал духовным властям отобрать из всех подведомых церквей печатные Требники, замарать в них прибавку: и огнем, равно как и сделанную касательно ея на поле заметку, с тем, чтобы впредь эта прибавка никогда уже не читалась в молитве на Богоявление» (т. XI, стр. 10, 11, 12, 13 и 19).
Видите ли, как там было дело и чем оно кончилось! Митрополит Иона, невинно осудивший архимандрита Дионисия, был потребован патриархами Филаретом и Феофаном на собор, состоявший из всех русских архиереев, где и предъявил собору прежде бывшее дело, об архимандрите Дионисии. Собор рассмотрел дело и, выслушав всех обвинителей и обвиняемых, нашел, что архимандрит Дионисий невиновен. И все присутствовавшие на соборе с этим согласились, а следовательно, и митрополит Иона подчинился постановлению этого собора.
Так ли было дело на соборах ваших 1656-1667 гг.? Нет, далеко не так! Ваши соборы предали проклятию православных христиан беззаконно, но вновь дела не пересмотрели и не признали этого беззакония таковым; невинно осужденных наших предков и до сих пор считают «раскольниками». Те предания православные, за которые наших предков осудили и объявили еретиками, уже в настоящее время и вашею церковью признаны православными, но хула и позорные порицания на таковые не осуждены, но доселе книги, содержащие эти хулы и порицания, признаются вашей церковью православными. Одним словом, этот пример служит сильным обвинением пастырей вашей церкви, но никак не оправданием. Там дело кончилось миролюбиво. А дело московских соборов 1656-1667 гг., — вот уже вторая половина третьего столетия, — все продолжает изливать сатанинский яд злобы из уст синодальных и других миссионеров на ненавистных им, но вполне православных христиан-старообрядцев...
Новообрядец: Да, если внимательно рассмотреть дело, так действительно, и этот пример не может служить в защиту нашей церкви.
Древлеправославный: А теперь прошу вас продолжать, что вы еще можете указать в оправдание реформ Никона.
Так ли было дело на соборах ваших 1656-1667 гг.? Нет, далеко не так! Ваши соборы предали проклятию православных христиан беззаконно, но вновь дела не пересмотрели и не признали этого беззакония таковым; невинно осужденных наших предков и до сих пор считают «раскольниками». Те предания православные, за которые наших предков осудили и объявили еретиками, уже в настоящее время и вашею церковью признаны православными, но хула и позорные порицания на таковые не осуждены, но доселе книги, содержащие эти хулы и порицания, признаются вашей церковью православными. Одним словом, этот пример служит сильным обвинением пастырей вашей церкви, но никак не оправданием. Там дело кончилось миролюбиво. А дело московских соборов 1656-1667 гг., — вот уже вторая половина третьего столетия, — все продолжает изливать сатанинский яд злобы из уст синодальных и других миссионеров на ненавистных им, но вполне православных христиан-старообрядцев...
Новообрядец: Да, если внимательно рассмотреть дело, так действительно, и этот пример не может служить в защиту нашей церкви.
Древлеправославный: А теперь прошу вас продолжать, что вы еще можете указать в оправдание реформ Никона.
(Варакин Д .С . Рассмотрение примеров, приводимых в защиту реформ бывшего патриарха Никона).
Комментарии
Отправить комментарий