Житие прп. Евфросина Псковского (память 15/28 мая)


Преподобный Евфросин (в миру Елеазар) родился в 1386 году в селе Виделебье близ Пскова. По происхождению Елеазар был богатым крестьянином. Родители хотели, чтобы сын женился, но он тайно ушел в пригородный Снетогорский монастырь и принял там иноческий постриг с именем Евфросин. 

Между 1419 и 1424/25 гг. Евфросин совершил путешествие в Константинополь для разрешения шедшего в Пскове спора о том, как петь славословие с аллилуия: повторяя аллилуия дважды («Аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже») или трижды («Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже»). 

Стремясь к монашескому уединению, Евфросин с благословения настоятеля Снетогорской обители поселился на реке Толве (неподалеку от Пскова). Через некоторое время к нему присоединился инок Серапион, затем стали приходить другие, искавшие иноческого подвига. Пустынь преобразовалась в первый в Псковской земле монастырь, однако, как известно из «Повести о сугубой аллилуии» и Жития Евфросина в редакции священника Василия, всенощные бдения в монастыре совершались по скитскому уставу. Евфросин удостоился явления ему святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, повелевших устроить в обители посвященный им храм с приделом во имя преподобного Онуфрия Великого. Евфросин исполнил это повеление. При жизни Евфросина в монастыре была также построена церковь в честь Рожества Пресвятой Богородицы.

Строительство в монастыре велось на средства Евфросина, в завещании которого указаны его вотчина, «исады» (рыбные ловли), «клети» в городе, данные им братии в общее владение. По смирению Евфросин не принял духовного сана и предоставил настоятельство своему ученику священноиноку Игнатию, который стал его духовным отцом. Инок Евфросин подвизался в уединенной келье в лесу около монастыря, на ее месте позднее поставили крест, еще один крест был установлен неподалеку, на месте его молитвенных подвигов. Трехсвятительский монастырь принимал и кормил странников, помогал хлебом окрестным крестьянам, из-за чего запасы обители зачастую истощались, однако по молитвам Евфросина чудесным образом восполнялись.

Незадолго до смерти Евфросин принял схиму со своим мирским именем Елеазар. Преставился он 15 мая 1481 года и был погребен между церковью Трех святителей и церковью во имя Рожества Пресвятой Богородицы.

Сочинения преподобного Евфросина Псковского

Евфросин Псковский является автором монастырского Устава. Устав был написан для Трехсвятительского монастыря в конце 50-х – нач. 60-х гг. и является древнейшим русским общежительным уставом. При его составлении были использованы грамоты Снетогорскому монастырю святителя Дионисия, архиепископа Суздальского, и митрополита Фотия, а также труды святителя Василия Великого, преподобных Иоанна Лествичника, Исидора Пелусиота, Исаака Сирина и других отцов Церкви. В Уставе Евфросин, по его признанию, опирался на опыт основателей общежительных монастырей преподобных Пахомия Великого, Савы Иеросалимского и других. Устав состоит из краткого введения автобиографического характера и 29 глав.

Основные положения Устава посвящены соблюдению в монастыре строгих норм общежития. В обители были запрещены личная собственность, еда и напитки в келье (кроме случая болезни). Насельники должны быть во всем послушны игумену (под угрозой заключения «в темници»). В Уставе провозглашается самостоятельность монастыря во внутренних делах. В главе «О наемном деле» записано, что «стяжание же чюжих трудов вносити каково любо отнудь несть на ползу нам». Вклад при пострижении был необязателен. Собственность обители объявляется неприкосновенной: выйдя из монастыря, инок не мог забрать вложенное ранее в обитель имущество. Устав запрещает посещение монастыря женщинами (интересно, что при этом Евфросин пишет: «Се бо бесовьское есть дело, еже ненавидети и укаряти Божие создание, от нихже и мы рожени есмы») и «голоусыми» юношами, а также прием детей на обучение грамоте, наличие в монастыре и в монастырских селах скота женского пола, мытье иноков в банях; строго наказывает за пьянство. Особые главы Устава посвящены странноприимству, помощи голодающим, строгому соблюдению постов.

Подлинник духовной грамоты Евфросина на пергамене, скрепленный печатью архиепископа Новгорода и Пскова Феофила, хранился в Спасо-Елеазаровом монастыре и был утрачен к началу XX в. В завещании Евфросин передал свое имущество на нужды братии. Грамота содержит также указания относительно имущества обители, отчасти повторяющие положения Устава. Преподобный Евфросин предписывает принимать в монастырь по устному заявлению о своем имущественном положении, дозволяя внести добровольный вклад как милостыню и плату за поминальные службы священникам и причту; при этом запрещается забирать вложенное в монастырь имущество при уходе из обители. Возбраняются еда иноков в кельях, вход в монастырь женщинам, бани, ношение «немецького платиа» и шуб «с пухом». Выбор следующего игумена после Харалампия должен быть по жребию («а кого Бог изберет») из кандидатов, благословленных настоятелем монастыря.

Спор о пении аллилуии в XV — начале XVI веков

В конце XIV в. митрополит Киевский и всея Руси Киприан велел снабдить псковское духовенство, испытывавшее острую нужду в богослужебной литературе, необходимыми книгами (Требниками, Уставами, Следованными Псалтырями и другими). В большинстве этих книг предписывалось петь славословие, удваивая аллилуия («Аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже»). Расхождения в вопросе о пении аллилуия (повторять ли это слово в славословии дважды или трижды), по-видимому, существовали, и в конце 10-х гг. XV в. Этот вопрос был поднят псковским духовенством в грамоте, посланной митрополиту Киевскому и всея Руси Фотию. В ответном послании от 12 августа 1419 г. владыка Фотий благословил псковичей в славословии трижды петь аллилуия [1]. Ответ митрополита Фотия, согласно «Повести о сугубой аллилуии», сотворил «нестроение церковное и великое разногласие посреди чади священныа… тогда волняхуся о Божественомь том любомудрии и велик раскол влагающи посреди Христовы Церкви, овемь бо двоящи, а овем троящим пресвятая алилуиа». В приходских храмах Пскова утвердился обычай троить аллилуия, тогда как сугубое пение аллилуия сохранялось в богослужении отдельных псковских монастырей, в частности Елеазарова. Одним из наиболее значительных сторонников сугубого пения аллилуия в Пскове был Евфросин. В послании Новгородскому архиепископу Евфимию II Вяжицкому инок Евфросин сообщал, что с юности привык двоить аллилуия. Городские священники во главе с Иовом обвинили не подчинившихся грамоте митрополита Фотия иноков, в первую очередь Евфросина, не только в непослушании, но и в ереси.

Поскольку никто в Пскове не мог разрешить этот конфликт, Евфросин решился на путешествие в Константинополь в начале 20-х гг. XV в. По свидетельству Жития Евфросина, в Константинополе он получил благословение патриарха и уверение отшельников в правильности сугубого пения аллилуия. Споры о пении аллилуия разгорелись в Пскове с новой силой в середине 50-х гг. XV в. Защитник троения аллилуия бывший священник Иов написал Евфросину послание. По Житию преподобного, Иов не пытался доказать правильность своей позиции, но в грубых выражениях обвинял Евфросина в ереси. В ответ Евфросин послал грамоту клирикам псковского кафедрального Свято-Троицкого собора, дошедшую фрагментарно в составе «Повести о сугубой аллилуии»; Евфросин оправдывал свою точку зрения авторитетом Константинопольской Церкви. Однако видя, что Иов сумел обратить весь город против него и его монастыря, инок Евфросин не позже 1458 г. отправил письмо Новгородскому архиепископу Евфимию II с просьбой рассудить «прю межоусобную». Ответ архиепископа не разрешил конфликта. Евфимий благословил Евфросина и дальше держаться практики двоения аллилуия, но и не запретил Иову называть Евфросина еретиком.

Почитание преподобного Евфросина Псковского

Во второй пол. 60-х — 70-х гг. XVI в. в Елеазаровом монастыре на новом месте был возведен каменный собор во имя Трех святителей, мощи инока Евфросина были перенесены в собор и погребены около стены за правым клиросом, место захоронения Евфросина было утрачено после закрытия Елеазарова монастыря в 1921-1923 г.

Местное почитание Евфросина началось сразу после его смерти. Через некоторое время на его гробнице по повелению Новгородского архиепископа Геннадия был поставлен образ, написанный при жизни Евфросина его учеником Игнатием, и положено завещание преподобного. Канонизация инока Евфросина совершилась, по-видимому, на Соборе 1549 г. Собор 1551 г. постановил праздновать память Евфросину, «как и прочим святым преподобным отцем». В «Похвальном слове русским преподобным» 40-х гг. XVII в. соловецкого книжника Сергия (Шелонина) содержится пространная похвала Евфросину, который прославляется как «непоколебимый столп и необоримое забрало благочестия».

Во второй пол. XVII в. отношение к Евфросину со стороны церковных властей изменилось в связи с церковной реформой патриарха Никона, в ходе которой, в частности, было введено пение славословия с троением аллилуия. При патриархе Иоакиме служба Евфросину была исключена при издании Устава в 1682 г. Служба Евфросину отсутствует в печатной Служебной Минее 1691 г. Однако в издании Пролога 1685 г., самом полном в XVII в., Житие Евфросина, в котором нет изложения споров о пении аллилуия, помещено под 15 мая. Старшие списки службы Евфросину датируются серединой ХVI в. В рукописях ХVI в. служба представлена в 2-х видах — как бденная с малой и великой вечернями и бденная с великой вечерней. Автором канона является священник Василий, составивший также одну из редакций Жития преподобного.

Комментарии